Прогноз погоды

 
   
ПРОЕКТ НЕДЕЛИ
АГА, БУДЕТ НАМ ТОР-АГА
 

    - Если в 2004 году на заседаниях согласительной комиссии, куда входят представители областного акимата, профсоюзов и предпринимателей, было рассмотрено 195 дел по вопросам невыплаты работодателями зарплаты, то в 2005 - всего лишь два, - эти цифры сообщил заместитель акима области Абай Имангалиев на встрече рабочей группы сената парламента РК во главе с председателем комитета сената по региональному развитию и местному самоуправлению Леонидом Бурлаковым с представителями органов власти, предпринимателями, лидерами профсоюзов и общественностью Западно-Казахстанской области.
    - Цель нашего приезда – выявление проблем, изучение положительного опыта и мнений заинтересованных сторон по вопросам нового трудового Кодекса и законодательства в сфере местного самоуправления, - сообщил Леонид Николаевич.
Поясним, что действующий в РК закон «О труде» был принят в 2000 году. За время существования в него неоднократно вносились изменения и дополнения. А вот Кодекс «О труде» по своему статусу выше закона, в нем объединяются все законопроекты о трудовых отношениях.
    - Темпы развития нашего общества требуют внесения в Кодекс глав о гендерном равенстве, то есть равенстве мужчин и женщин, более точного определения правового положения иностранных рабочих, - такое мнение высказал заведующий отделом аппарата сената Сакен Еспаев. – К тому же, несмотря на многие положительные стороны, в Кодексе содержится немало противоречий. К примеру, работникам предоставляется право на забастовку, но работодатель может привлечь их за это к дисциплинарной ответственности.
Кстати, в рабочую группу парламента входят и представители ТАСИС - международной организации, которая оказывает помощь законодательным органам бывшего СССР в составлении законопроектов. Поэтому присутствующих на встрече интересовало, как решаются за рубежом проблемы урегулирования трудовых отношений. Так, Питер Дуэтофт, руководитель проекта ТАСИС по укреплению сената, подчеркнул, что «это очень трудный законопроект, так как он вовлекает в сферу своего действия интересы представителей бизнеса, политики и обыкновенных граждан. Безусловно, главное – соблюсти равновесие интересов различных слоев общества, справедливости и экономической эффективности».
О балансе прав и обязанностей работников и работодателей говорили представители профсоюзов и бизнеса.
    - Важно, чтобы были разъяснены все термины, используемые в новом Кодексе, - обличает Самат Успанов, председатель областного совета профсоюзов. - В частности, четко определить понятия «неполный рабочий день», «принудительный труд». Разное их понимание приводит к трениям между работником и работодателем. Недоработкой я считаю и то, что в новом Кодексе не указаны конкретные сроки заключения коллективного договора.
    О двояком толковании тех или иных положений нового законопроекта говорили и работодатели. Так, Виктор Демин, заместитель директора АО «Уральский завод «Зенит», затронул те моменты, которые могут быть истолкованы по-разному. Например, проблема выплаты выходного пособия призывникам. Также было высказано пожелание, чтобы одновременно с Кодексом разрабатывались и грамотные, толковые комментарии.
- Конечно, действующий закон «О труде» в чем-то ущемляет права наемного работника, - считает президент ОАО «Лакрица» Ержан Ахмедьяров. – Но в принимаемом Кодексе чувствуется крен в обратную сторону. Поэтому хотелось бы, чтобы учитывались интересы и представителей бизнеса.
    Несомненно, государство должно заботиться о социально незащищенных членах общества. Об этом говорил в своем выступлении председатель областного общества инвалидов Хамза Сафин. Он предложил предоставить налоговые льготы предприятиям, использующим труд людей с ограниченными способностями, создать специализированные предприятия, квоты для трудоустройства инвалидов.
    Леонид Бурлаков заверил, что парламентская рабочая группа учтет все эти и другие замечания по поводу нового законопроекта о трудовых отношениях.
    Не менее активно обсуждался закон «О местном самоуправлении». Данный закон должен был вступить в действие еще в 1997 году, но по ряду причин его принятие станет возможным только в октябре нынешнего года. Что же ожидает нас, простых граждан?
Так, вводится понятие «местного референдума», то есть принятие решения самим населением путем голосования. Кенес (выборная представительная власть) будет распределять местный бюджет, распоряжаться собственностью, распределением воды, охраной природы. Исполнительную власть возглавит Тор-ага, который избирается тайным голосованием членами Кенеса. Он занимается исполнением сметы расходов, общественным порядком, дошкольными учреждениями. Судебную власть на аульном и поселковом уровне предлагается возложить на Аксакалдар алкасы (Совет аксакалов), избираемый всеобщим тайным голосованием. В его компетенции – разрешение споров между членами сообщества. Но остается неясным, где будет местное самоуправление: на уровне села, сельского округа или района? К сведению, по данным ТАСИСа, в Германии, которая по площади меньше Казахстана, насчитывается 14627 муниципалитетов - органов местного самоуправления, а в нашей республике их всего 2489. Поэтому для организации более действенной работы, несомненно, нужна децентрализация органов власти. Уже сегодня государство готово передать на места около 2000 функций центрального управления. Но чтобы иметь реальную, а не просто провозглашаемую власть, органы местного самоуправления должны иметь хорошую экономическую основу.
    По мнению акима Сырымского района Марата Унгарбекова, данный законопроект не устанавливает минимального срока проживания на данной территории для кандидата на ту или иную должность в органах местного самоуправления.
    – Как же он может понять проблемы местных жителей, если сам толком не знает обстановку? - посетовал Марат Кенжетаевич. - А самое главное – непонятно, как будут распределяться деньги?
    Все участники встречи выразили мнение, что данному законопроекту нужна хорошая доработка.

Ирина ПАВЛОВА

Design by Kumargazhin Almat