Некоторые
исследователи-шевченковеды говорят, что пожар, описанный
Т. Шевченко, есть аллегорическое выражение восстаний в казахской
степи в первой половине XIX века под предводительством Исатая
и Махамбета. И действительно, сам Шевченко конкретно называет
территорию, охваченную страшным пожаром:
  
И
стала тьма, и от Урала
  
И
до Тангиза, до Арала
  
Кипела
в берегах вода.
  
Десятый
день путешествия также ознаменовался интересным событием.
В нескольких верстах от речки Карабутак Шевченко заметил,
что люди отделяются от каравана, кто на коне, а кто пешком
– все в одном направлении. Он поинтересовался, в чем причина.
Башкир, находящийся рядом, показывая на темную точку слева
от дороги, сказал:
  
-
Мунда аулья агач (здесь святое дерево).
  
«Это
слово меня изумило. Как? В этой мертвой пустыне дерево…
Действительно, в верстах двух от дороги, в ложбине, зеленело
тополевое старое дерево… Я последний уехал от дерева и долго
еще оглядывался, как бы не веря виденному мною чуду. Я оглянулся
еще раз полюбоваться на обоготворенного зеленого великана
пустыни. Подул легонький ветерок, и великан приветливо кивнул
мне своей кудрявой головой, а я, в забытьи, как бы живому
существу проговорил: «Прощай».
  
Величие
одинокого дерева заключается прежде всего в том, что оно
представляет резкий контраст с окружающей географической
средой: далеко за горизонт уходит бескрайняя пустынная степь,
где нет не только какой-либо растительности, но даже предмета,
сколько-нибудь задерживающего внимание.
  
«Жалгыз
агач» («Одинокое дерево») – вторая акварельная картина Шевченко
(на снимке). Кто знает, может, он, оторванный от родины,
почувствовал свое сходство с этим деревом…
Прямое отношение к этому дереву имеет и написанное Шевченко
стихотворение «Топор был за дверью у господа бога…» К слову,
это, наверное, единственное поэтическое произведение, написанное
по дороге на Арал. В украинском и русском шевченковедении
существует мнение о том, что оно написано на основе казахской
легенды, услышанной поэтом в степи. В этом стихотворении
говорится о том, как однажды казах похитил лежащий за дверью
у бога топор и стал им рубить дерево; тотчас же, вырвавшись
из рук, топор сам стал рубить лес, и начался страшный пожар
в степи, длившийся в течение семи лет. В результате сгорели
лес, сады, города и села, даже пепел разметал ветер, краснела
одна лишь глина. От этого пожара уцелело только одинокое
дерево.
  
И
шепчется с долиною
  
О
времени старом,
  
И
кайсаки почитают
  
Дерево
святое,
  
Любоваться
приезжают
  
Зеленой
листвою,
  
И
молятся под деревом,
  
Его
умоляя,
  
Чтобы
поросли пустило
  
В
их убогом крае.
  
Несомненно,
к казахскому народному мотиву относится также и образ одинокого,
величественного дерева (бэйтерек), стоящего в степи над
дорогой. Такой образ часто встречается не только в народных
песнях, легендах и сказках, но и в поэзии XIX и начала XX
веков. Также верно подметил Шевченко в своих стихах и рисунках,
что казахи очень часто такое дерево почитали за «священное»,
к которому совершали паломничество. Никто из проезжавших
по этой длинной дороге не миновал встречи с ним - оно давало
людям живительную прохладу.
  
«Но
теперь киргизы и русские, - писал Макшеев позднее, – лишены
этой отрады, потому что какому-то пьяному казачьему офицеру
вздумалось для своей потехи срубить и сжечь дерево. И этот
варварский поступок остался безнаказанным, как будто это
не уголовное и не самое гнусное преступление».
  
Преодолев
небольшие речки Жаман Кайракты и Жаксы Кайракты, караван
перешел на правый берег Иргиза и двинулся дальше. Почти
все мало-мальски примечательные места Шевченко занес в свою
записную книжку, точно воспроизведя многочисленные географические
названия, в то время нигде не зафиксированные и известные
только местному кочевому населению.
  
Пройдя
более ста верст берегами Иргиза, он записал: «Физиономия
степи одна и та же, безотрадная, с тою только разницею,
…что все это пространство усыпано кварцем. Отчего никому
в голову не придет на берегах этих речек поискать золото?
Может быть, и в киргизской степи возник бы Сан-Франциско.
Почем знать?»
  
Дальновидное
замечание! В наше время в тех местах, в самом деле, найдено
промышленное золото.
  
Караван
за два дня дошел до могилы батыра Дустана, где остановился
на ночлег. Внимание Шевченко привлек Кулпытас - надмогильный
памятник: «Этот грубо из глины слепленный памятник напоминает
общей формою саркофаги древних греков». Он тут же сделал
с него рисунок карандашом. Акварель «Дустанова могила» выполнена
значительно позднее первоначальной карандашной зарисовки,
но колорит, освещение, далеко идущая перспектива сделаны
с большим мастерством и точностью. Так правдиво заочно воспроизвести
натуральное освещение под силу лишь художнику с феноменальным
видением, исключительной памятью на краски, которой обладал
Шевченко.
Бисен
ЖУМАГАЛИЕВ
(продолжение следует)