Nomer 16 (418) 21 апреля 2011 года

00

  ВОДА УХОДИТ, ПРОБЛЕМЫ ОСТАЮТСЯ

Наводнение, нагнавшее паники на прошлой неделе на жителей области, постепенно начало спадать. Сейчас и чиновники, и спасатели уже не твердят
в один голос, что ситуация с паводком продолжает усложняться. Главной темой стало положение эвакуированных людей и их жизнь в спешно приготовленных для них приемных пунктах.


Беженцы поневоле
В самом начале в городе насчитывалось больше десятка эвакуационных пунктов. Пострадавших от наводнения размещали в нескольких городских школах, гостиницах, во Дворце молодежи. Всего в них находилось почти 9 тысяч человек.
Не обошлось и без конфликтов. Нескольким многодетным семьям, размещенным в гостинице «Ереван», буквально на следующий день администрация отеля указала на дверь. Мотивация – забронированные за несколько дней до паводка номера в «Ереване» гостями из других городов.
К началу этой недели людей из школ свезли в два здания, еще недавно бывшие детскими больницами. Эвакуированные из Зеленовского и Таскалинского райнов начали потихоньку возвращаться в свои дома.
Один из эвакопунктов посетили и мы. Здесь как раз проходила раздача завтрака – рисовой каши со стружками вареной морковки. В местном меню это называется пловом.
- Вот, смотрите, - возмущается тридцатилетняя Раушан, эвакуированная вместе с двумя детьми из дачного общества в районе микрорайона «Самал». – Сейчас уже 11 часов, а это наш первый завтрак! Мужья утром уходят на работу голодными, чая и того нет! У нас осталось только то, что было на нас, когда вода пришла. Сейчас не хватает элементарного – тапочек, халатов, памперсов.
По словам Раушан, она и еще несколько женщин обедают в соседнем с эвакопунктом кафе. На ужин им дают по кружке кефира.
В эвакопункте постоянно проводится санитарно-гигиеническая обработка. Несколько медработников в противочумных костюмах обрызгивают стены и полы раствором хлорки.
- У нас тут все пропахло хлоркой, - жалуется одна из эвакуированных женщин, отказавшаяся представляться, сославшись на догмы ислама. – Одежда, еда, постель – везде одна хлорка.
Здесь в эвакопункте находится одно из мест приема заявлений на получение компенсации за погибшее в воде имущество. Подобные столы приема есть на всех эвакопунктах и в городском акимате.
- Каждое заявление будет рассмотрено комиссией, которая и установит сумму выплат, - говорит замакима города Азамат Сафималиев. – Одно могу сказать, без компенсации не останется никто. Мы стараемся организовать быт людей. Детей школьного возраста в школы возят специально выделенные автобусы.

Помощь идет
Помочь людям, попавшим в беду, поспешили жители почти всех регионов страны. Сообщения об отправке в Западно-Казахстанскую область разного рода гуманитарных грузов, появляются на информационных лентах с периодичностью в полчаса.
Помимо первого денежного транша в размере 870 миллионов тенге, выделенного в прошлую среду, 13 апреля, из республиканского бюджета, каждая область страны выделит по 100 миллионов.
Свои однодневные заработки перечислили и работники многих предприятий по всей стране. В ЗКО едут фуры с мукой, макаронами, крупами, овощами. Один из предпринимателей из Восточного Казахстана выделил КамАЗ веников, наверное, для того, чтобы убирать последствия наводнения.
Продолжается сбор вещей для пострадавших. В городе сейчас работают несколько пунктов по их приему.
Крупнейшие сотовые операторы Казахстана «GSM Казахстан» и «Билайн» выделили бесплатные сотовые телефоны для медиков и спасателей. Кроме того, у дежурных на каждом эвакуационном пункте установлены бесплатные сотовые телефоны для того, чтобы пострадавшие могли позвонить в любой город Казахстана и сообщить о себе родным.
«Билайн» организовал бесплатные «горячие линии» для всех абонентов ЗКО. Теперь для того, чтобы позвонить в ЧС, необходимо набрать любой из коротких номеров - 2407, 2408 или 2409. 2410 для звонка в приемный покой городской детской больницы, 2411 в справочную областной больницы, 2412 – телефон городского травмпункта.
Некоторые коммерческие банки страны дали трехмесячную отсрочку по кредитам всем пострадавшим от наводнения.
Но справедливости ради стоит отметить, что несколько уральцев стали свидетелями, как на мусорку возле СОШ № 5 (одного из пунктов приема – «Н»), были выброшены вещи, собранные для пострадавших.
- Через день их убрали или местные жители растащили, - рассказывает один из свидетелей.
Нажиться на наводнении попробовали и местные риэлторы. В дни активной эвакуации людей из затопленных домов и дач цены на суточную аренду жилья подскочили в три раза.

Погибшие все же есть
На вчерашний вечер официально погибшими от большой воды числятся четверо человек. Это четырнадцатилетний Роман Бушаев, решивший вместе в с друзьями прокатиться на самодельном плоту по бушующему Чагану, и утонувший после крушения своего «суденышка». Его тело до сих пор не найдено.
В воде погиб пятидесятипятилетний Есбол Мухамбетьяров, круглогодично живший на дачах в районе Телецентра. На тех же дачах спасатели обнаружили тело и другого мужчины 53 лет. Его фамилия не разглашается.
Паводок косвенно стал причиной гибели и еще одного человека в Казталовском районе. 47-летний житель этого района по фамилии Кабылтаев не смог справиться с управлением лодкой при сильном течении и перевернулся во время рыбалки.

Что же сейчас?
Вода постепенно сходит с полей и дачных участков. Вчера к вечеру на официальном сайте МЧС сообщалось, что уровень Урала составил 658 сантиметров над нулем поста (при критических 850 сантиметрах – «Н») и продолжает падать.
Также спадают Чаган, Деркул и другие малые реки. Третьей волны паводка, по мнению и спасателей, и метеорологов не ожидается. Россияне обещали не спускать воду из Ириклинского водохранилища.
Уже утром в понедельник уровень наводнения заметно понизился. Была полностью открыта дорога, ведущая к микрорайону «Самал», хотя в низинах вода еще стоит. Затопленной оставался и участок пути к резиденции президента и акима области.
Рабочие ГК ДЭП очищают лес от занесенного в него половодьем мусора. Но то, что ситуация перестала быть критической, уже видно.

Паводок–2011 в цифрах
Итак, максимальный подъем воды в Урале составил 710 сантиметров, в Чагане – 1340 сантиметров. Сильно разлился Большой Узень. Река поднялась на 828 сантиметров.
Для того чтобы разрушить ледяные заторы и вскрыть дороги мешающие стоку воды, понадобилось больше тонны тротила.
Из затопленных поселков и дачных массивов было эвакуировано почти 9 тысяч человек, 600 человек было спасено. Сейчас 2000 человек уже смогли возвратиться в свои дома.
Было подтоплено 8625 домов, из них в населенных пунктах - 1479, в дачных массивах - 7146. В Уральске и районах области было затоплено семь объектов здравоохранения, четыре объекта культуры, 21 школа, десять детских домов и дошкольных учреждений. На восьми дорогах республиканского значения и 48 дорогах местного значения произошел размыв полотна.
Поврежденными оказались 359 опор линий электропередач, 61 трансформаторная подстанция.
По предварительным расчетам только на новое строительство жилых домов потребуется более 10 миллиардов тенге. Ремонт дорог обойдется казне в 3 миллиарда.

Алексей ЮМАШЕВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat