Nomer 51 (193) 21 декабря 2006 года

  ОТ РАЗГОВОРОВ БЫ К ДЕЛУ

Как говорится, нет худа без добра.
В конце ноября американская туристическая компания Hotel.com зарегистрировала 300-процентное увеличение желающих поселиться в отелях Казахстана. Ажиотажный рост интереса туристов к нашей стране вызван выходом на мировые экраны нашумевшего фильма «Борат: культурное познание Америки во славу славной нации Казахстана» скандально известного британского комика Саши Барона Коэна. Единственным достоверным фактом в этом фильме, который полон пошлятины, причем окрашенной в грубый антисемитизм, является географическое расположение нашей страны.
И вот теперь Казахстан ожидает туристическое нашествие, в то время как наше государство совершенно не готово к этому нежданно свалившемуся на нашу голову «эффекту Бората».
Эта крамольная мысль не покидала меня во время работы международной конференции «Проблемы развития регионального туризма и пути их решения», которая состоялась в Уральске 14 декабря. Кроме уральцев, в ней приняли участие представители департаментов предпринимательства и промышленности Актюбинской, Атырауской, Мангистауской областей, а также ведающих вопросами туризма министерств и туроператоров Оренбургской и Самарской областей Российской Федерации. Целью конференции, как было отмечено в резолюции, является налаживание взаимодействия между министерствами и департаментами, занимающихся вопросами туризма, туроператорами и турагентствами четырех областей западного региона Казахстана и приграничных областей России.
Развитие туризма в нашей стране, обладающей всеми столь необходимыми для этого условиями, как разнообразная природа и интереснейшее историко-культурное наследие, ориентировано в основном на предоставление услуг гражданам, выезжающим на различные виды шоп-туров и отдыха за рубеж. Этим самым вносится ощутимый вклад в экономику чужих стран, только не Казахстана.
Как позднее сообщил «Н» главный специалист отдела ВЭС и туризма департамента предпринимательства и промышленности ЗКО Галым Беккалиев, за первое полугодие 2006 года клиентами туристических компаний, которых в нашей области официально зарегистрировано 25, но из них реально работают только 21, стали 16,6 тысячи человек. Из них 8,5 тысячи выезжали за рубеж, 6,8 тысячи путешествовали внутри Казахстана, и только 1300 туристов или менее 8 процентов от общего числа посетили наши края. В среднем в течение одного квартала налоговые поступления с одной турфирмы в бюджет области составляли 340 тысяч тенге, в том числе за счет внутреннего туризма – всего 9,7 тысячи.
Ничтожно мало, подумает читатель, и будет прав.
Тем временем постоянно декларируется, что настало время обратить внимание на эту прибыльную отрасль экономики. Но готовы ли мы к тому, что, к примеру, в ЗКО резко увеличится приток иностранных и отечественных туристов? Нет достаточной сети гостиниц и прочих видов услуг, связанных с развитием туризма. Нет даже достаточного количества гидов, досконально знающих историю и культуру Приуралья.
Когда появится соответствующая всем мировым стандартам туристическая инфраструктура в виде развитой сети современных отелей, дорог, коммуникаций, сувенирного обеспечения, в общем, всего, что необходимо для предоставления полноценного сервиса всем приезжающим? Этот вопрос на конференции так и остался без ответа.
Чтобы понять картину, отображающую ситуацию в развитии туризма в ЗКО, далеко ходить не надо. Возьмем хотя бы озеро Шалкар, по поводу практически полной необустроенности которого, несмотря на все его прекрасные природные качества, было написано немало. В то же время местные власти часто повторяют вслед за президентом страны, что туризм сулит большие поступления в казну. Но на примере Шалкара, где предпочитают отдыхать не только уральцы, но и россияне, мы видим, что без конкретных дел в этом направлении призывы остаются пустым звуком.
Проведенный в рамках конференции круглый стол на тему «Проблемные вопросы развития внутреннего и регионального туризма приграничных областей Казахстана и России» заострил внимание на том, что без реальных денежных вложений, как из местного, так и из республиканского бюджета эта отрасль так и застрянет в своем нынешнем далеко не утешительном состоянии. Как стало известно из слов заместителя начальника департамента предпринимательства и промышленности Каиржана Идиятова, на реализацию программы «Развитие туристской отрасли в ЗКО на 2006-2008 годы» из средств областного бюджета в 2006 году было выделено 10 млн тенге. В 2007 году планируется направить на это 11,7 миллионов, и в 2008 – 13 млн тенге. Эти деньги, согласно программе, пойдут на проведение различных семинаров-совещаний, туристских ярмарок, рекламных туров, ежегодных туристских фестивалей, а также на разработку водно-конных маршрутов. Вроде неплохо, однако невооруженным глазом видно, что запланированных средств хватит только на очередные разговоры вокруг развития туризма.
А где инвестиции на развитие той самой туристической инфраструктуры? И снова вопрос уходит в пустоту.
Еще одна проблема, которая была озвучена участниками круглого стола, это отсутствие единого государственного органа, нацеленного именно на полноценное развитие туристической отрасли. Департамент предпринимательства и промышленности заведует туризмом, поскольку тот относится к малому и среднему бизнесу. Областное управление физической культуры и спорта занимается спортивным туризмом, а управление образования – детским туризмом. В общем, получается, что у семи нянек турист, желающий оставить нам свои деньги, оказавшись без должной заботы и внимания, навсегда отсоветует друзей-товарищей от идеи ехать в Приуралье.


Максим РАХИМ,
фото Георгия СЕМЕНОВА

Design by Kumargazhin Almat