«Когда
мы говорим о качестве знаний, в первую очередь нужно иметь
в виду преподавателя. От него зависит очень много», - сказал
в одном из своих первых интервью министр образования и науки
РК Жаксыбек Кулекеев и добавил, что надо работать над улучшением
состава учителей и думать о кадровом пополнении. Однако на
прошлой неделе Жаксыбек Абдрахметович заявил, что вместе с
сокращением учителей, не имеющих специального педагогического
образования, в республике предполагается сократить 50 тысяч
учителей пенсионного и предпенсионного возраста.
    Что,
на место каждого учителя-пенсионера уже претендуют несколько
молодых «сеятелей» разумного, доброго, вечного? Нет, это далеко
не так. Стране в данный момент не хватает 35 тысяч учителей,
и в одночасье такого количества не выковать ни одной кузнице
педкадров.
    В
ЗКО, например, по данным областного управления образования,
учителей предпенсионного возраста, т.е. свыше 50 лет, насчитывается
1915 (14,2%), а тех, кому «за 60» - более 158 человек (2%).
И большее их количество работает в сельских школах Приуралья,
которым в настоящее время не хватает свыше 380 педагогов с
высшим образованием. Особо остро стоит проблема с преподаванием
физики, математики, информатики, вычислительной техники, физической
культуры, английского языка. Из-за дефицита учителей в сельских
школах ЗКО работают 193 «неспециалиста».
    Если
в одночасье сократить такое количество учителей, во многих
сельских школах ситуация резко ухудшится. Ведь, несмотря на
то, что в последнее время начали предприниматься шаги для
закрепления молодых специалистов на селе, в частности, выделяется
жилье, оказывается помощь в оплате коммунальных услуг, предоставляются
льготные кредиты для приобретения домашних животных, действует
25%-ная надбавка и т. д., процент сельских учителей в возрасте
до 25 лет составляет лишь 19,6. Видимо, льгот все-таки недостаточно.
Село по-прежнему остается непривлекательным для молодежи.
Пока текучесть кадров удалось снизить только до 12,4%.
    И
потом, что такое учитель предпенсионного и пенсионного возраста?
Это колоссальный опыт и глубокое знание методики преподавания,
не говоря уже о богатстве индивидуальной методической копилки.
Если он бодр духом и телом, (а таких среди учительской когорты
немало), стоит ли спешить с сокращением только потому, что
его возраст достиг пенсионного? Тем более что с профессиональной
подготовкой учителей в республике далеко не все благополучно.
В министерстве образования давно уже бьют тревогу по поводу
того, что почти не осталось собственно педагогических вузов,
которые готовили бы именно учителей математики и биологии,
а не просто математиков и биологов, как это делается в большинстве
преобразованных в университеты вузах республики. Как тут не
вспомнить родной УПИ им. А. С. Пушкина, альма-матер для большинства
западноказахстанских учителей! Сегодня старейший вуз страны
- лишь корпус № 4 ЗКГУ им. М. Утемисова...
    Что
касается реформаторской деятельности одиннадцатого за последние
десять лет министра образования, то она очень напоминает перегибы
прошлого. Нельзя, например, однозначно принять его идею введения
школьной 12-летки. С мнениями уральцев по этому поводу читатели
могут познакомиться на 9-й странице сегодняшнего номера «Надежды».
|