Прогноз погоды

 
   
ВОПРОС НЕДЕЛИ
   
А КОМУ УЧИТЬ ДЕТЕЙ?..

      «Когда мы говорим о качестве знаний, в первую очередь нужно иметь в виду преподавателя. От него зависит очень много», - сказал в одном из своих первых интервью министр образования и науки РК Жаксыбек Кулекеев и добавил, что надо работать над улучшением состава учителей и думать о кадровом пополнении. Однако на прошлой неделе Жаксыбек Абдрахметович заявил, что вместе с сокращением учителей, не имеющих специального педагогического образования, в республике предполагается сократить 50 тысяч учителей пенсионного и предпенсионного возраста.
     Что, на место каждого учителя-пенсионера уже претендуют несколько молодых «сеятелей» разумного, доброго, вечного? Нет, это далеко не так. Стране в данный момент не хватает 35 тысяч учителей, и в одночасье такого количества не выковать ни одной кузнице педкадров.
     В ЗКО, например, по данным областного управления образования, учителей предпенсионного возраста, т.е. свыше 50 лет, насчитывается 1915 (14,2%), а тех, кому «за 60» - более 158 человек (2%). И большее их количество работает в сельских школах Приуралья, которым в настоящее время не хватает свыше 380 педагогов с высшим образованием. Особо остро стоит проблема с преподаванием физики, математики, информатики, вычислительной техники, физической культуры, английского языка. Из-за дефицита учителей в сельских школах ЗКО работают 193 «неспециалиста».
     Если в одночасье сократить такое количество учителей, во многих сельских школах ситуация резко ухудшится. Ведь, несмотря на то, что в последнее время начали предприниматься шаги для закрепления молодых специалистов на селе, в частности, выделяется жилье, оказывается помощь в оплате коммунальных услуг, предоставляются льготные кредиты для приобретения домашних животных, действует 25%-ная надбавка и т. д., процент сельских учителей в возрасте до 25 лет составляет лишь 19,6. Видимо, льгот все-таки недостаточно. Село по-прежнему остается непривлекательным для молодежи. Пока текучесть кадров удалось снизить только до 12,4%.
     И потом, что такое учитель предпенсионного и пенсионного возраста? Это колоссальный опыт и глубокое знание методики преподавания, не говоря уже о богатстве индивидуальной методической копилки. Если он бодр духом и телом, (а таких среди учительской когорты немало), стоит ли спешить с сокращением только потому, что его возраст достиг пенсионного? Тем более что с профессиональной подготовкой учителей в республике далеко не все благополучно. В министерстве образования давно уже бьют тревогу по поводу того, что почти не осталось собственно педагогических вузов, которые готовили бы именно учителей математики и биологии, а не просто математиков и биологов, как это делается в большинстве преобразованных в университеты вузах республики. Как тут не вспомнить родной УПИ им. А. С. Пушкина, альма-матер для большинства западноказахстанских учителей! Сегодня старейший вуз страны - лишь корпус № 4 ЗКГУ им. М. Утемисова...
     Что касается реформаторской деятельности одиннадцатого за последние десять лет министра образования, то она очень напоминает перегибы прошлого. Нельзя, например, однозначно принять его идею введения школьной 12-летки. С мнениями уральцев по этому поводу читатели могут познакомиться на 9-й странице сегодняшнего номера «Надежды».

Оксана БОРИСЕНКО
Design by Kumargazhin Almat