Nomer 4 (301) 22 января 2009 года

  ЕГО СЕРЕБРЯНЫЕ СТРУНЫ

25 января Владимиру Высоцкому исполнился бы 71 год

Место это в самом центре Москвы кажется укромным, как будто нарочно спрятанным от посторонних глаз. Но именно здесь, на кривой улочке, Таганский тупик, 3, находится государственный культурный центр-музей Владимира Семеновича Высоцкого.

В 1979 году итальянское телевидение снимало документальный фильм о Высоцком. Уголок старой Москвы, сохранивший облик довоенных дворов, очень понравился режиссерам с Аппенин. Недалеко располагался и театр на Таганке, которому Высоцкий отдал 16 лет своей жизни. А идея создания здесь музея возникла сразу после смерти Высоцкого. Со всех концов Советского Союза в театр на Таганке приходили многочисленные письма почитателей таланта Владимира Семеновича, туда же поступали и экспонаты для будущего музея. С 1992 года музей превратился в культурный комплекс с постоянной музейной экспозицией, выставками, художественной галереей и театральной сценой.
Как только поворачиваешь на Таганский тупик, видна расположенная на этом доме гитара – неизменный спутник всех выступлений поэта и актера Высоцкого. На гитаре - серебряные струны. Невольно вспоминаешь, как умолял певец: «Перережьте горло мне, перережьте вены - только не порвите серебряные струны!»
Все в музее хранится с особым трепетом и любовью. В залах более 1000 экспонатов, рассказывающих о творческом пути талантливого человека.
В первом зале – фотографии семьи Высоцких. Особую роль сыграла в судьбе Володи мать – Нина Максимовна Высоцкая. В письмах он неизменно обращался к ней: «Дорогая мамочка!». Первый письменный стол, авторучка, пишущая машинка, старый магнитофон, знаменитая гитара – помощники в творчестве, свидетели ушедшей от нас, но слитой с Высоцким эпохи. Родословная поэта, семья, любимые женщины, люди, формировавшие его взгляды, его мировидение. На стенах афиши спектаклей и кинофильмов с его участием, сценарии и автографы его песен, от первой песни «Татуировка» (1961г.) до последней – «И снизу – лед, и сверху - лед», автограф к самой известной песни «Конец охоты на волков».
Зал имеет очень удачное название - «Своя колея». Высоцким его «колея» была выбрана летом 1956 года, когда он бросил учебу в строительном институте и поступил на актерское отделение школы-студии МХАТ им. Немировича-Данченко. После ее окончания Высоцкий устроился в Московский драматический театр им. А.С. Пушкина, затем в театр миниатюр. Но истинное актерское счастье Высоцкий познал в театре драмы и комедии на Таганке, куда пришел в 1964 году. Здесь он работал до самой смерти, сыграл свои лучшие роли, здесь и прощались с ним в июле 1980-го.
«Я весь в свету, доступен всем глазам», - так строчкой из песни Высоцкого назван второй зал музейной экспозиции, рассказывающий о его работе в театре и кино, о его песнях. Здесь особый интерес вызывают предметы кино и театрального реквизита: гимнастерки, шинели, шляпы, пиджак, и, конечно, черный свитер. Свитер Высоцкий любил, играл в нем во многих спектаклях.
С 1959 года Высоцкий снимается в кино. Под стеклом отдельного стенда хранятся костюм капитана Жеглова и накидка испанского гранда Дона Гуана. Ведь популярность и всенародную любовь Высоцкому-киноактеру принесли эти две роли – капитана Глеба Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя» (1979) и Дон Гуана в телефильме «Маленькие трагедии» (1980). Последний стал действительно последним. Всего же Высоцким сыграно 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, и более 20 - на сцене театра. В каждую роль Высоцкий вносил что-то свое, личное, от сердца идущее. Даже злодея Свидригайлова («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского) он наделяет благородством, нежностью, глубоко прочувствовав замысел автора.
И все же главной в судьбе Высоцкого-актера стала роль датского принца Гамлета. Он сыграл ее 219 раз. Поэтому следующий зал центра-музея полностью посвящен «Гамлету». В центре зала – костюм Высоцкого-Гамлета: черный свитер, брюки, шпага. Чуть поодаль – череп бедного Йорика, костюм Офелии.
«Я Гамлет, я насилье презирал,
Я наплевал на датскую корону, -
Но в их глазах – за трон я глотку рвал
И убивал соперника по трону!»

Эти стихи Высоцкого не раз украшали спектакли театра на Таганке. В зале, посвященном «Гамлету», есть стена, на которой изображен Высоцкий в роли Гамлета.
Таким же борцом был и он сам - олицетворенной совестью народа. Владимир Высоцкий обличал пороки советского общества без нравоучений, без назидательных интонаций, а, скорее, как человек, душою болеющий за все происходящее. «Своим» его считали моряки и летчики, студенты и рабочие, ветераны войны и молодежь. Пели «Если друг оказался вдруг…», «Скалолазка ты моя, ласковая…», «А на войне, как на войне…», «Только он не вернулся из боя…», «Вдоль обрыва, по-над пропастью…», «Ой, Вань, гляди, какие клоуны…», «Кто верит в Магомета», «07» и другие.
Не все, к сожалению, понимали суть его поэзии, и поэтому писали о том, что «Высоцкий поет во имя и от имени алкоголиков, штрафников, преступников, людей порочных и неполноценных», он «уродует родной язык до неузнаваемости» (статья Г. Мушта и А. Бондарюка «О чем поет Высоцкий»). Такие публикации, безусловно, мешали жить, работать, но и рождали новые темы, давали новый всплеск творческой энергии. Верно определил суть творчества Высоцкого критик Ю. Шатин: «Цель большинства стихотворений Высоцкого - снять с читателя розовые очки, высмеять его благодушие и окунуть в мир высших ценностей человеческого бытия».
В театре на Таганке все связано с памятью о Высоцком. Фотография с гитарой перед входом в зал создает ощущение, что сейчас он запоет. Повсюду рядом с Высоцким Пушкин – в рисунках, скульптурах, часах. Не сразу понимаешь, какая между всем этим связь. А связь есть очень глубокая, философская: два поэта, два барда реализовали себя в творчестве до конца, реализовали свою великую миссию – творить добро.
Советское руководство сделало все, чтобы замять похороны Высоцкого, который умер накануне открытия Олимпиады-80. Люди не знали, что в театре на Таганке проходит прощание с поэтом и актером, лишь случайно проходившие мимо вставали в прощальную процессию. В музее хранится фотография этого печального события. Высоцкий предсказал: «Я, конечно, спою, я, конечно, вернусь, не пройдет и полгода!». Так и случилось, ведь Высоцкий был и остается настоящим кумиром многих людей.
Интересно, что не так давно исследователи творчества Высоцкого нашли фотографию, на которой он рукой указывает на подъезд того самого здания, где сегодня размещается музей. Получается, что Высоцкий как бы сам выбрал дом, в котором будет жить после смерти.
Когда я выразила желание сфотографироваться в музее на фоне любой вещи Высоцкого, мне вежливо ответили отказом: все внутри музея принадлежит правообладателям – сыновьям поэта и жене его Марине Влади. «Высоцкий – мой давний кумир!» - расстроенно сказала я. Фраза подействовала магически: работники музея тут же вынесли из подсобного помещения и подарили мне альбом с фотографиями Высоцкого. Хотя Высоцкий никогда не жил в этом доме в Таганском тупике, работники музея поддерживают такую атмосферу в нем, что кажется, будто поэт никогда и не покидал этих стен.

Оксана ОПРЯ,
преподаватель ЗКГУ

 

Design by Kumargazhin Almat