Nomer 21 (267) 22 мая 2008 года

  "ГЛУПО ДЕЛИТЬ КОСТЮМ НА ДВОИХ!"

Западно-Казахстанский филармонический оркестр завершил свой пятый концертный сезон. К сожалению, сам Марат Бисенгалиев из-за напряженного графика не смог принять участие в заключительном выступлении на родине, но в Уральск приехал старший брат скрипача, председатель Культурного общественного фонда Марата Бисенгалиева Ганимат Бисенгалиев. Он и согласился расставить все точки над i по поводу инцидента маэстро с местной властью, возникшего после V Международного конкурса скрипачей.
- Марат попросил меня остановить взаимные нападки, ведь они ничего не решают, а только дают пищу для дальнейшего передергивания фактов. В Алматы мы вообще ввели мораторий на эту тему и перестали ее касаться. Думаю, инцидент произошел потому, что в свое время у нас не состоялось плодотворной встречи с акимом области, которая помогла бы прояснить многие вопросы. После этого во время конкурса возник ряд эксцессов, они переросли в нелепый снежный ком, представленный в прессе как противостояние, повлекшее сложности для нормальной работы, выпады и оправдания.
- Тогда со стороны областного управления культуры прозвучало заявление, что в заграничных турне Марат Бисенгалиев преподносит оркестр как свой личный, не называя его Западно-Казахстанским…
- Я не хотел бы вступать в полемику по этому поводу, вновь муссируя прежние упреки. Мы заняты нужным делом, а наша основная задача – пропаганда казахстанской культуры. Несомненно, оркестр имеет название «Филармонический Западно-Казахстанский». И это название используется, когда мы проводим записи, на всех концертах, во всех рекламных материалах обязательно присутствует лейбл оркестра, но, могло быть и такое, когда в приватной беседе с кем-либо Марат сокращенно назвал оркестр своим…
- И все-таки наши оркестранты работают в Индии вместе с Маратом?
- Они являются своего рода волонтерами, костяком, который задает тон другим музыкантам. Это весьма почетная миссия. Мы даже предложили некоторым музыкантам, чтобы они работали там в качестве педагогов в течение нескольких месяцев. Первый индийский симфонический оркестр создается постепенно. Сейчас в оркестре уже более десятка индусов. В общем, делимся опытом, и эту культурную миссию по достоинству оценивает мировая пресса.
- В упрек Марату Бисенгалиеву был поставлен и часто меняющийся состав оркестра, в котором нет западноказахстанцев…
- Оркестр – это не только те 15 человек, которые входят в его основной состав. Это порядка 70 музыкантов, которых мы приглашаем из Алматы, Астаны в качестве профессиональных дирижеров, духовиков и других не менее нужных специалистов. Конечно, традиции скрипичной школы Уральска не сравнить с тем, что есть в столичных городах Казахстана. В Уральске была одна очень способная девочка Маша Хохрякова, и она пробовала себя в оркестре, но потом поступила в академию. После кастинга еще один уральский скрипач работал в составе оркестра, правда, с натяжкой. Но оркестр постоянно прогрессирует, и в его составе остаются только те, кто соответствует требуемому уровню. Марат может дать мастер-класс профессиональным, состоявшимся музыкантам. То есть он способен совершенствовать коллектив, но не выступать в роли педагога, который делает правильную постановку пальцев начинающему скрипачу.
- А что со сценическими костюмами и инструментами, которые якобы используются в далеком Мумбае?
- Думаю, это такой мелкий и абсурдный вопрос, который, на мой взгляд, вообще не должен звучать. Вот, к примеру, недавно мы самостоятельно заказали оркестрантам новые костюмы на фирме «Деколло», но мы же не объявляем, что они именно наши. У каждого оркестранта свой костюм. Даже когда мы приглашаем музыкантов из других городов, сразу предупреждаем, что для выступлений у них должна быть своя парадная форма одежды. Потом, у всех ведь разная комплекция. И это просто глупо, чтобы двое делили один костюм. Что касается инструментов, ранее бывший генеральный директор КПО б. в. Джон Морроу выделил оркестру 30 тысяч долларов, на которые мы приобрели хоть и подержанные, но хорошие инструменты. К примеру, скрипка Марата оценивается в 128 тысяч долларов США. Поэтому пришлось побегать по «секонд-хендам» всей Европы, чтобы найти что-то приличное и при этом не очень дорогое. Мы бы никогда не добились таких успехов, если бы играли на плохих инструментах. Поэтому сейчас у нас целая коллекция инструментов, которые на балансе ГККП «Западно-Казахстанский филармонический оркестр Марата Бисенгалиева».
- Выходит, оркестр существует не только на бюджетные средства…
- Конечно, ведь бюджет – это своего рода одеяло, которым укроешь голову, откроются ноги. Приходится входить в положение. Например, я сам являюсь спонсором и доплачиваю заработную плату оркестрантам. Ведь у них не такие уж большие заработки. А нам не нужны рядовые музыканты, которые будут целый день бегать и преподавать в вузах или выступать с другими оркестрами, тем самым обеспечивая себе дополнительный заработок на жизнь. Для профессионалов должны быть созданы соответствующие условия, и наши музыканты имеют возможность заниматься в оркестре целыми днями.
- Интересно узнать о реализации проекта амфитеатра, который предполагалось построить в Уральске уже в нынешнем году?
- Этот проект мы назвали «оркестровая деревня». Пока не удается привлечь к его осуществлению инвесторов. Может быть, найдутся местные спонсоры. Я собираюсь обратиться к акиму города Уральска с тем, чтобы нам оказали содействие в обустройстве этого участка и установке там рекламного билборда. Мы даже были бы согласны на то, чтобы потенциальный инвестор, сохранив первоначальную идею, построил там гостиничный или культурно-развлекательный комплекс для жителей и гостей города.
- Как давно вы работаете в одной упряжке с Маратом?
- Я старше Марата на 12 лет. Между нами был еще один брат - Сагадат, который погиб. Он закончил Московскую консерваторию и стал скрипачом, во всем подающим пример для Марата. А я закончил институт народного хозяйства и работал в системе Госкомиздата, то есть я полиграфист и книгораспространитель. Потом эта система рухнула, но мне с коллегами удалось создать свою фирму, поэтому сейчас я в принципе финансово независим и помогаю осуществлять проекты Марата. Так вот, в 2002 году был создан Культурный общественный фонд Марата Бисенгалиева. Вначале в фонде был другой директор, но мы быстро убедились, что имидж и спонсорские средства должны быть в надежных руках. Кто, если не родной брат, будет на страже интересов и имиджа Марата?
- Когда планируется проведение в Уральске следующего Международного конкурса скрипачей?
- Сейчас у Марата идут сольные концерты по Европе: если остановишься – тебя начнут забывать. Поэтому в Уральск он, возможно, приедет только осенью. Мы планируем отметить пятилетие оркестра торжественным концертом. Скорее всего, он будет приурочен ко Дню республики. А конкурс планировали на март 2009 года, но из-за вопросов финансирования нам рекомендовали вторую половину года. На этот счет у нас есть интересная задумка, которую мы «подсмотрели» на Менухинском музыкальном конкурсе, что проходил в Москве. В нем, кстати, участвовал наш племянник Амир, сын сестренки Аиды. Так вот, хотелось бы рассмотреть возможность прямой трансляции конкурса в Уральске на весь мир через Интернет. Это еще раз подтвердит нашу открытость, ведь кредо Международного конкурса скрипачей – абсолютная объективность.

Галина КАРЕНСКИХ

Design by Kumargazhin Almat