Nomer 21 (267) 22 мая 2008 года

  АФРИКУ ОДОЛЕТЬ - НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ!

ИМЕННО ТАК УТВЕРЖДАЕТ СЕРГЕЙ СИНЕЛЬНИК

Прошло уже более месяца, как братья Синельники завершили свою очередную экспедицию. Железные «кони» пронесли команду экстремалов сквозь пески не только семи заявленных, наиболее крупных пустынь мира, но по пути захватили и несколько внеплановых. За плечами у близнецов остались дно пересохшего Аральского моря и один из рукавов Великого Шелкового пути. Позади сирийские заморозки и тропические ливни Калахари, суданское гостеприимство и наглое ограбление в Эфиопии. В ходе экспедиции путешественникам удалось воочию увидеть величественные египетские пирамиды, амфитеатр в Басре, построенный во втором веке нашей эры, кишащие крокодилами воды Нила, буйство и красоту водопада «Виктория»… Именно этими воспоминаниями и поделились Синельники.
Два года назад из Уральска стартовала необычная экспедиция «Семь пустынь мира» на российской мототехнике. Тогда идея братьев Синельников могла показаться как минимум бредовой, но сейчас, когда песчаное бездорожье осталось в воспоминаниях, остается только удивляться смелости путешественников. Первые две с половиной тысячи километров команда из пяти человек преодолевала на огромных мотовездеходах «ИЖ-Самсон». Но, к сожалению, трехколесные монстры оказались совсем непригодными для столь сурового испытания, и от них пришлось отказаться. Братья продолжили путь на обычных «ИЖах», только несколько переделанных под условия песков. Эти «корабли пустыни» оказались намного выносливее своих грозных собратьев, и именно на них мотокоманда прошла последние два этапа экстремального путешествия.
Трудности с оформлением виз были и на предыдущих этапах, но в этот раз, чтобы оказаться в долгожданной пустыне, пришлось ждать полмесяца. В Ливию визы вообще не дают, а чтобы получить разрешение проехать в Алжир, нужно дожидаться целый год. Почти непрекращающиеся войны на африканском континенте спутали ребятам все карты. Первоначально братья хотели отправиться в Чад или Дарфур, но через горячие точки их не пустили. И даже не было возможности объехать зоны военных действий. Отчаявшиеся покорители пустынь, вдоволь насидевшиеся без дела в Хартуме, уже было подумывали перелететь опасный участок на самолете. А пока Сергей Синельник обивал пороги различных инстанций, второй Сергей – Муравицкий - вплотную занимался подготовкой мотоциклов, которые почти год покорно ждали своих хозяев в столице Судана. Механик трудился не покладая рук - тщательно проверил все важные детали и поменял вышедшие из строя. К моменту окончания согласования маршрута мотоциклы уже пребывали в полной боевой готовности.
И вот наконец-то удалось выбраться из душного Хартума. Но в полной мере насладиться поездкой так и не получилось. Только отъехали 500 километров от порядком поднадоевшей столицы, как произошло первое ЧП – прокололи на мотоциклах все колеса. Такого в многолетней практике у путешественников еще не случалось. Как позже выяснилось, виной вынужденной остановки стали колючки какого-то кустарника, растущего там повсеместно. Коварство древесных шипов состоит в том, что они прокалывают покрышку, и их совершенно не видно, а при малейшей кочке колючка прокалывает камеру. Механик Сергей Муравицкий сначала долго не мог понять причину столь неожиданного происшествия.
В Судане действует сухой закон, а один из экспедиторов Виталий Мельничук случайно «засветился» с алкоголем. Пограничники отобрали и вылили на землю содержимое початой бутылку виски, а водку прибрали к рукам. Хотя, как оказалось, сейчас в столь консервативной стране давние устои уходят в прошлое. Например, женщины постепенно начинают открывать лица, что раньше строго-настрого было запрещено. А в Кении мужчины стали носить брюки. Люди, испорченные большим наплывом туристов, за деньги готовы поступиться давними традициями. Неизменным пока остается выходной день – пятница, как и в остальных мусульманских странах. Урбанизация повлияла на Африку, и там почти нет человека, у которого бы не было сотового телефона. И совершенно не важно, что ради дорогостоящей покупки ему придется голодать несколько месяцев.
Суданцы очень эмоциональный народ. Все проезжающие мимо водители считали чуть ли не своим долгом поприветствовать «бледнолицых» мотоциклистов сигналами, а нередко и одобрительными выкриками. Такое повышенное внимание к собственным персонам, конечно, очень радовало ребят, но только первое время. Очень скоро столь бурные приветствия стали откровенно надоедать четверке мотоциклистов. Хорошо, что через Судан пролегал небольшой отрезок маршрута, и 600 километров до эфиопской границы команда преодолела всего за три дня. Дальше лежала Эфиопия, запомнившаяся братьям еще по предыдущим походам. Правда, на этот раз приятные впечатления о стране были разбиты вдребезги наглой выходкой тамошних жителей. Проезжая мимо одной из деревень, пилигримы увидели занятную картину - молодые деревья проросли прямо сквозь металл старого БТР. Чтобы получше рассмотреть это чудо природы, они остановили свои мотоциклы и, пока команда глазела на поросль, шустрые эфиопы успели присвоить часть их багажа. Ребята философски отнеслись к происшествию, но настроение все же было безнадежно испорчено. Был и другой случай. Команда путешественников остановилась на ремонт, казалось бы, в абсолютно безлюдном месте, как вдруг словно из-под земли выросла стайка эфиопских мальчишек. Пока механик «колдовал» над мотоциклами, а остальные члены экипажа готовили еду, подростки стояли как вкопанные. Около пяти часов провели здесь участники экспедиции, и все это время они находились под пристальными взглядами неподвижных изваяний. Да, такому железному терпению можно только позавидовать.
Обычно столица резко отличается от провинции, но только не в Эфиопии. Аддис-Абеба – нищий и грязный город с обшарпанными стенами домов. Особенно удивило, что столичные жители ездят преимущественно на стареньких «копейках-жигулях». А в деревнях такой роскоши практически нет. Основным средством передвижения селян являются ослики. Кстати, лошадей там нет вообще. Несколько раз путники стали свидетелями странной процессии – двое мужчин несли, перекинув через плечо длинную палку, к которой был привязан мешок. А за ними следовали еще человек десять. С первого взгляда они напоминали первобытных охотников, возвращавшихся с дичью. Но оказалось, что таким образом хоронят людей.
Природа Африки очень разнообразна. Особенно много в тех краях слонов. Увидев путников, они встают и начинают трясти ушами. С ними нужно все время быть начеку, чтобы иметь возможность быстро удрать. Ведь, несмотря на свои внушительные размеры, бегают многотонные гиганты все же очень проворно. Жирафы, страусы, зебры тоже частенько попадались на глаза. Бывало, вокруг разбитого лагеря кружили гиены. Путешественникам удалось повидать гепарда и гордого царя зверей - льва. Змеи и скорпионы тоже были частыми гостями. Однажды ночью под голову Саше Синельнику попал какой-то камень. Спать на нем было жутко неудобно, и он осторожно подвинулся. А на утро увидели, что «камушком» оказался скорпион, хорошо хоть он не прокусил плотную ткань палатки.
Но были все же и приятные моменты. Однажды мотоциклисты встретили двух русскоязычных парней, пересекающих Эфиопию на велосипедах, самом экологически чистом транспорте, мощностью в одну человеческую силу. Целый месяц они колесили по этой стране, порядком устав от тамошнего суетного народа. Что ни говори, в такой дали от дома человеку, несомненно, приятно услышать родную речь.
Впрочем, за все время экспедиции языковой барьер не являлся серьезной преградой в общении с местными жителями. Практически везде находился человек, более-менее владеющий английским, и этого было вполне достаточно, чтобы заполнить баки бензином и купить все необходимое – еду, запчасти для мотоциклов.
Когда мотоквартет въехал в Калахари, пустыня встретила его тропическим ливнем. Непрекращающиеся потоки дождя лили и днем, и ночью. Такого количества небесной воды ребята не видели в своей жизни ни разу. Это было похоже на всемирный потоп. В колее уровень воды достигал почти метровой отметки. Под проливным ливнем промокло абсолютно все, включая дорогостостоящую фото- и видеоаппаратуру. Но больше всего переживали за сохранность документов. Несмотря на все предостережения, у Сергея Синельника все же немного подмок паспорт. В Танзании оторваться от дождей тоже не удалось. Пришлось почти полмесяца ехать под непрерывным ливнем.
Как признался Сергей Синельник, самым запоминающимся маршрутом экспедиции все же стало родное плато Устюрт и спуск на дно пересохшего Аральского моря. Особенно удивила видавшего виды путешественника встреча с довольно крупным белым волком. Дикий зверь и человек некоторое время смотрели друг другу в глаза, потом каждый последовал своей дорогой. Вообще этот этап запомнился полным бездорожьем и теми ужасными «вездеходами», которые ломались чуть ли не через каждый километр. Второй этап экспедиции тоже был щедро сдобрен ежедневными поломками, зато последний вопреки ожиданиям братьев прошел без серьезного ремонта.
- Третий этап был для нас самым сложным, причем сложность заключается не в самой пустыне, а в передвижении по Африке, говорит Сергей Синельник. – Нам хотелось познать очищение пустыней, но мы увидели только суету. Мы тщетно пытались найти тишину – ее там не было. Теперь нас с братом ждет океан. Этот мотопробег стал хорошей закалкой, ведь одно дело - уйти во власть второй стихии бледным комнатным человечком, другое – броситься в бурные и грозные воды Индийского океана как настоящие бойцы.
За все три этапа мотокоманда Синельников преодолела около 20 тысяч километров. Участники экспедиции побывали в 14 странах. И несмотря на то, что проект «Семь пустынь мира» достиг своего логического завершения, расставаться с песками братья не намерены. Но теперь возникла вообще сумасшедшая задумка – пройти пустыню Каракум по территории Туркменистана, причем скорее всего путешествие будет... пешим! Эта мечта родилась у Александра еще в 2004 году, во время кругосветки на тяжелых мотоциклах «Урал», и с тех пор Саша стремится воплотить задуманное в жизнь. Пойдет ли старший близнец один или соберет команду, пока неизвестно, ведь сейчас братья готовятся покорить голубую пустыню – Индийский океан. Синельники не называют дату нового старта, но настроены они весьма решительно.

Ирина МАРТЫНОВА

 
 
Design by Kumargazhin Almat