9
1
Nomer 29 (379) 22 июля 2010 года
8

  КАКОЕ МОЛОКО МЫ ПЬЕМ?

С 3 августа ужесточаются требования к маркировке молочной продукции. Однако местные производители меняться не спешат.

Как пояснил заместитель директора департамента по развитию перерабатывающей промышленности и агропродовольственных рынков МСХ Шаймерден АХМЕТОВ, производители должны указывать, из чего произведена продукция, причем шрифтом не меньшим, чем само название продукта. С помощью данных нововведений в минсельхозе надеются довести до потребителя достоверную информацию о составе и способе изготовления молока и повысить спрос на цельное молоко.
Если пройтись по магазинам Уральска, без труда можно понять, что основные молочные реки в Приуралье сегодня текут из России, Белоруссии и Украины. Практически все магазины завалены пакетированным молоком марки «Простоквашино», «Мумуня», «Шадринское» и другими. С ними конкурирует, пожалуй, только алматинское «Айналайын».
К примеру, на упаковке «Шадринского» мелким шрифтом указан состав: «нормализованное молоко», а это означает, что в качестве сырья допускается использовать не только цельное, но и восстановленное молоко, полученное при добавлении воды к сухому или сгущенному молоку.
На упаковке «Айналайын» написана фраза и вовсе, вводящая в тупик: «молоко ультрапастеризованное, изготовленное с использованием сухого молока». Дело в том, что термин ультрапастеризованное означает, что цельное, свежее молоко (а не сухое!) в течение несколько секунд нагревают до высоких температур, а затем мгновенно охлаждают. Что же касается местных производителей молока, то на упаковке, например, марок «Каркула» и «Береке», вообще не указан состав, так что потребителю остается только догадываться, что он покупает - цельное молоко или суррогат?
Неизвестно, будет ли Казахстан требовать внесения изменений в маркировку импортного молока, а вот местного – обязательно. Однако уральские производители молочной продукции не особо озадачиваются нововведениями правительства.
- Ежедневно уральцы потребляют от 500 до 700 литров молока «Жастык», причем 80% нашей продукции распространяется по детским домам, больницам, детсадам, - говорит главный бухгалтер ТОО «Агрокомплекс «Жастык» Айнаш КУАНОВА. – Мы не в курсе постановления правительства, а потому и не обговаривали о каких-либо изменениях в маркировке. За свое качество не переживаем, все наше молоко – цельное, из нашей агрофирмы.
- Каждый день жители Уральска и Зеленовского района выпивают до трех тонн молока «Каркула», оно изготавливается только из цельного молока. Вот если бы мы работали с сухим молоком, тогда должны были бы указывать «молочный напиток», - высказал свое видение изменения маркировки молочных продуктов директор молочного цеха крестьянского хозяйства «Каркула» Павел ЗРАЖЕВСКИЙ.
- Меня мало волнует эта проблема, - откровенно признался директор АО «Береке» Кымбатбек АЙДАРОВ. - Порошком для изготовления молока мы пользуемся лишь в крайних случаях, когда не хватает цельного молока, как этой зимой, когда из-за бескормицы в Приуралье гибла скотина. Говорить надо о другом. Во всем мире проблема - сбыт продукции, у нас же, в ЗКО, проблема в сырье. Нет молока, нет мяса. Сами посудите, производительность АО «Береке» 30-35 тонн молока и молочной продукции в день. Сырье для производства мы закупаем за 150 километров и дальше, причем втридорога на частных подворьях. Скоро дойдет до того, что молоко будет выгоднее закупать в Черниговке Самарской области и ввозить через границу, благо, действует Таможенный Союз. В ЗКО нет крупных крестьянских хозяйств, а значит и мало натуральных сельхозпродуктов.
- В последние годы государство делает попытки поднять уровень производства в сельском хозяйстве, от чего напрямую зависит продовольственная безопасность страны и ее благосостояние, но сдвигов нет, - продолжил Кымбатбек АЙДАРОВ. - До тех пор, пока профессия фермера, скотника, доярки не будут почетны и высокооплачиваемы, сельское хозяйство не поднять. Да, молоко «Береке» хранится недолго, оно не упаковано в тетрапакет, но оно натуральное, и в этом его главное преимущество. Упаковка «тетрапак» удобна, но очень дорогостоящая, что несомненно отражается на цене конечного продукта, а наше население далеко не богатое, чтобы покупать дорогое молоко. Во-вторых, «тетрапак» обрабатывается изнутри перекисью водорода, а это химикат. Как бы не старались производители его промыть с помощью высокотехнологичного оборудования, часть химиката оседает на стенках упаковки и попадает в продукт. Я не должен был это говорить, но это так.
Для изменения маркировки на упаковке производителям отвели шесть месяцев. Бороться с неправильно маркированной молочной продукцией в управлении техрегулирования Комитета по техрегулированию и метрологии министерства индустрии и новых технологий РК намерены с помощью изъятия реализуемой продукции, штрафов и других мер.

Ирина КРИУЛИНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat