Nomer 8 (150) 23 февраля 2006 года

   "ПОМОГИТЕ, ВЫСЕЛЯЮТ!"
   Проблема решилась после обращения
   в юридическую приемную газеты

 Граждане цивилизованных стран в случае конфликтной ситуации говорят друг другу: «Встретимся в суде». А как у нас? А у нас, чего скрывать, сплошная правовая безграмотность. Этим вольно или невольно пользуются все, кому не лень – и государство, и недобросовестные предприниматели, и просто наглецы. В итоге люди, не зная своих прав, мыкаются со своими наболевшими проблемами по различным инстанциям и, не получив ни внимательного отношения, ни квалифицированного совета, обращаются в редакцию.
Вначале «Надежда» отправляла их к юристам, но те, как правило, запрашивают за свои услуги суммы, неподъемные для простого гражданина. Пришлось открыть в редакции бесплатную юридическую приемную. Кстати, первую не только в нашей области. И вот она четвертый год помогает горожанам отстаивать свои интересы. Самый разный народ приходит сюда по четвергам. Это и служащие, и военные, и пенсионеры, и молодые люди. К примеру, за январь в приемную обратилось более 60 человек, больше половины из которых сразу получили необходимую юридическую помощь. Нередко прием растягивается до позднего вечера. 30% обращений касаются вопросов наследства и приватизации, 10% относятся к трудовому законодательству, чуть больше составляют экономические споры, а вот на первом месте (35%) стоят гражданско-правовые отношения.
Восемнадцатилетняя Ирина, которой в одной из парикмахерских нашего города сожгли не только волосы, но и кожу на голове, не знала, с кого спрашивать за такую вопиющую безответственность, пока не обратилась в общественную юридическую приемную «Надежды». Молодой девушке изуродовали внешность, оставив на голове после мелирования несколько проплешин. Материальный и моральный ущерб выплачивать ей не спешили и рекомендовали мазать голову тетрациклиновой мазью, надеясь на «авось обойдется». Пришлось парикмахерский салон сменить на физиокабинет поликлиники. Болячки исчезли. А вот чтобы решить проблему образовавшейся лысины, нужно было делать в Самаре пластическую операцию, стоимость которой потянула на 10000 российских рублей. И снова руководитель общественной юридической приемной «Надежды» Шакир Суханбердин представлял интересы нашей читательницы в суде, призывая к ответу нерадивых специалистов. Суд вынес решение взыскать с парикмахерской материальные затраты, которые Ирина подтвердила документально. (Так что не теряйте квитанции, мало ли что).
Молодая женщина Айжан тоже смогла добиться справедливости благодаря редакционной юридической приемной.
- Большое спасибо за помощь, - говорит она. - Самостоятельно я бы никогда не отстояла свои гражданские права.
Случай у нее из ряда вон выходящий, а название ему «халатность». Айжан пролежала со схватками в предродовой палате, как говорится, до самого последнего и в результате не успела дойти до родильного зала и родила стоя на входе. Ответственный за роды медперсонал получил взыскание с формулировкой «за недооценку сложившейся ситуации и несвоевременное информирование администрации роддома». И всего-то. Родственники надоумили Айжан обратиться за консультацией в «Надежду», после чего она написала исковое заявление в Уральский городской суд. В итоге было вынесено решение взыскать в пользу истицы с ГУ «Областной родильный дом № 3» 100000 тенге. Руководство вышеупомянутого роддома, в свою очередь, опротестовало это решение, утверждая, что роженице не был причинен моральный ущерб. Однако судебная коллегия сочла эти доводы безнравственными и оставила решение без изменений.
Вот другая история. Ветеран решил помочь своей престарелой родственнице оформить документы для получения пенсии. У 80-летней старушки не было даже удостоверения личности. С помощью редакционной юридической приемной дед оформил все документы, и пенсионерка смогла ежемесячно получать пенсию. Кроме того, он нашел женщину, согласившуюся по договору жить с бабушкой и ухаживать за ней за три тысячи тенге. Все отношения он, как и полагается, оформил нотариально. Через десять месяцев бабушка умерла, а дед по закону получил право собственности на ее квартиру. Но тут женщина, которая ухаживала за пенсионеркой, неожиданно подала заявление в суд о признании ее иждивенкой, тем самым претендуя на равную долю наследства. И суд решил дело в ее пользу. Юридическая приемная «Надежды» помогла пожилому человеку написать жалобу в апелляционную коллегию. Надо отметить, что раньше мужчина работал учителем и по старой практике собирал все бумаги и очень внимательно относился ко всем требованиям, в том числе и юридическим. Решение суда было признано как незаконное, а обнаглевшая женщина выселена из квартиры.
Подобных обращений много. Пришла как-то в общественную юридическую приемную «Надежды» женщина с грудным ребенком на руках: «Помогите, выселяют!» Оказалось, что старое жилье барачного типа, в котором она проживала, еще три года назад было признано бесхозным и передано в коммунальную собственность, а потом продано на торгах. Но по закону это жилье нельзя было признать бесхозным, поскольку там жили люди. Получается, что их продали вместе с квартирами. Все сделки благодаря грамотному обращению с помощью юридической приемной в суд были отменены, а женщина смогла не только отстоять свое право жить в этой квартире, но и стать ее собственником.
Иногда для того чтобы прояснить какую-либо сумятицу достаточно и дельного совета. Обратилась в общественную приемную «Надежды» взволнованная 80-летняя пенсионерка. Выяснилось, что ее мужу как участнику войны еще в 90-х годах государство выделило в безвозмездную собственность квартиру. Дедушка умер, а бабушка, не входя в наследство, переадресовала ее дочери. Теперь, прослышав, что неприватизированное жилье может отойти в коммунальную собственность, старушка прибежала в редакционную юридическую приемную. Пришлось объяснять, что эту квартиру государство подарило ветерану и нет необходимости ее приватизировать. В общем, напугала она сама себя.
Конечно, все хорошо, что хорошо кончается. Но бывает и такое, когда, к сожалению, помочь не удается. Возьмем, к примеру, вопросы пенсионного обеспечения, которые весьма обширны и порой малопонятны даже для профессионала. Ни для кого не откровение, что расчеты и перерасчеты пенсий, бывает, в некоторых случаях осуществляются несправедливо. Нередко обращаются граждане, которые работали в одной сфере, но ушли на пенсию в разное время, попадая под разное законодательство, и тем самым значительно потеряли в пенсионных начислениях. Например, женщина проработала всю жизнь медиком в медсанчасти при исправительной колонии. И когда всем работникам медицинской сферы прибавили пенсию, ей оставили без изменений. Оказалось, что ее организация не относится к медицинским учреждениям. Было бы неплохо, если бы в городе работал юрист, специализирующийся только по вопросам пенсионного законодательства. Кстати, некоторые российские вузы готовят таких специалистов.
- Люди должны научиться реализовывать законы, даже если это требует времени, - говорит Шакир Суханбердин. – Иногда дело рассматривается в течение нескольких лет. Вот, например, процесс по взысканию паев с производственного кооператива длится два года, но уже есть обнадеживающий результат. Бывает, что иногда исковое заявление может быть оставлено судьей без движения и возвращено. Здесь следует придерживаться хорошего правила: исправь недостатки и - опять в суд. Но некоторые просто ленятся собирать, как Плюшкин, справки, квитанции, повестки и письма. И зря…
В таких случаях уральцы просто звонят в редакцию со словами «кроме вас никто не поможет!». Особенно это касается вечной тяжбы между жильцами и КСК. «У меня который год протекает крыша. Оплачиваю счета за обслуживание дома регулярно. Напишите про председателя-обманщика», - звонит мужчина. Или: «в нашем дворе опять не убирают снег – невозможно проехать. Сделайте что-нибудь!» Интересуемся, почему наши читатели не обращаются в КСК или суд? Отвечают: «А вот прочтут в газете и примут меры».
- А ведь наиболее прямой и эффективный способ защиты своих прав – это своевременное обращение к юристу, - рассуждает Шакир Суханбердин. – Есть такое выражение, что к юристу лучше обратиться до, а не после или вместо того, чтобы судиться. Иногда из простого бытового вопроса вырастает такая проблема, которую и в суде решить трудно.
И тут стоит согласиться, что нам чаще всего не хватает простых правовых знаний. Многие и не ведают, как работает судебная система, правоохранительные органы или иные структуры власти. А другие уверены в том, что в суд надо идти жаловаться, а судья сам решит все вопросы.
- Но суд в рамках гражданского дела действует лишь в качестве арбитра, разрешающего спор, а доказательства должны собирать сами стороны процесса, - отмечает Ш. Суханбердин. - Судья работает по искам, а большинство горожан, чего греха таить, даже не в состоянии такой иск правильно сформулировать. Но ведь достаточно заглянуть в Гражданско-процессуальный кодекс, где есть специальные нормы статей 150-157 с подробным описанием порядка подачи заявления в суд. Исковое требование должно отражать нарушения, допущенные в отношении истца, и требование о восстановлении его прав на основании конкретной нормы материального права. К тому же следует помнить, что суд рассматривает вопросы права, но не морали, а право и мораль, как известно, не всегда совпадают.
Недавно в юридической приемной побывал педагог. Мужчина жаловался на то, что, выдав дочь замуж, устроил зятя на работу, постоянно помогал молодой семье деньгами. Но зятек не оценил доброты и бросил его дочь. «Помогите наказать пройдоху через суд и взыскать с него моральный ущерб!» - взмолился посетитель. Конечно, в данной ситуации все останется на совести зятя, и никакой суд не станет призывать его к ответу за неблагодарное отношение к бывшим родственникам. А жаль.
И в заключение еще один совет от редакционной общественной юридической приемной. Не бойтесь оспаривать свою правоту, если вы в ней убеждены. Но если испытываете затруднения, приходите, поможем!


Мария ПЕТРОВСКАЯ,
фото Георгия СЕМЕНОВА

Design by Kumargazhin Almat