Nomer 47 (189) 23 ноября 2006 года

   ИГРЫ В "БРИГАДУ"

Каждый второй подросток входит в ту или иную группировку
Не секрет, что сегодня в нашем городе резко активизировались так называемые молодежные группировки, которые враждуют между собой, периодически устраивая массовые побоища. Дело дошло до того, что конфликты - большие и маленькие - происходят чуть ли не каждую неделю. В основном участие в групповых драках принимают подростки 14-17 лет. Однако эти дети - всего лишь пешки в игре более крупных фигур. Как правило, лидеры враждующих группировок стравливают своих «молодых» между собой ради собственных интересов, в основе которых лежит элементарная нажива.
Если раньше дрались из-за девчонок или мелких обид, да и то один на один, то сейчас происходит элементарный раздел сфер влияния. В криминальном мире резко меняются позиции. Именно «старшаки» прививают подросткам такие понятия, как мнимая честь своего микрорайона, «романтизируют» преступность, внушая такие идеалы, как «общак» под видом «грева зоны» и т.д. И чаще всего дети несут деньги своих родителей, чтобы какому-нибудь «идейному» рецидивисту жилось или сиделось комфортнее.
По словам человека, имеющего отношение к подобному молодежному окружению и по ясным причинам пожелавшим остаться инкогнито (назовем его Дмитрий), каждый второй учащийся средней школы, начиная с 7-го класса, входит в ту или иную группировку. По его словам некоторые банды держат «под собой» магазины, забегаловки, пивнушки, бензоколонки и т.д. Предпринимателям не нужны лишние проблемы и многие из них просто молча платят за «крышу». Так называемые «старшие» собирают деньги и с молодых членов банд. А те в свою очередь ищут своих собственных дойных «коров», которые приносят им «на кайф» или на «грев». Такая вот феодальная система.
А все происходит примерно так. Когда между группировками возникает конфликт, они забивают «стрелку». Выбирается место, где-нибудь на окраине города, и туда стягивается толпа молодежи, иногда по 100 человек с каждой стороны. Начинается общение по понятиям. У каждой группировки есть свои специалисты в этой области. Если получается найти «золотую» середину, мирно расходятся. А если нет, начинается жестокая драка. Почти у всех на такой случай имеется или бита, или нож, или даже огнестрельное оружие. Редко какая потасовка обходится без жертв, кого-то могут порезать, кому-то пробить голову, иногда даже насмерть. Подобных случаев достаточно.
Как известно, 7 октября такая потасовка возникла на футбольном поле 24-й школы. В «Надежде» уже был описан этот инцидент. По словам Дмитрия, к «четвертовским» (группировка из 4-го микрорайона - прим. авт.) пришли не 9, а около 20-ти человек, и были они вооружены битами и арматурой. После драки двое школьников попали в больницу с пробитыми головами.
Из-за чего произошла драка и кто в ней участвовал, Дмитрий говорить отказался, но с уверенностью сказал, что это еще не конец, война только начинается. В департаменте внутренних дел ЗКО от комментариев по поводу этого инцидента также ушли.
Почему все это происходит, думаю, понятно. Реклама преступного мира льется потоком не только с улиц, но и с телеэкранов, а такие российские фильмы, как «Бригада» или «Бумер» способствуют созданию бандитам ореола героев. Кому не хочется ездить на дорогом BMW, иметь в кармане пиджака от «Версаче» толстую пачку баксов и быть всеми уважаемым человеком?
Вот бы местные чиновники, ответственные за воспитание подростков, с таким же успехом проводили какие-нибудь молодежные акции в противовес «преступной романтики»! Но, по-моему, им вообще мало дела до подростков и их свободного времяпровождения. С высоких трибун льются возвышенные речи о достижениях Казахстана. Но задумывался ли кто-нибудь, какое поколение мы воспитаем к 2030 году, если сейчас в наших тюрьмах сидит в основном молодежь до 30 лет и тюрьмы эти переполнены.
Так кто же сегодня занимается проблемами молодежи и подростковой преступности? Это дело возложено в том числе и на департамент внутренней политики. Однако там мне сказали, что ДВП только курирует различные молодежные объединения, и, не имея возможности что-либо ответить более толковое, подсказали адрес - молодежное общественное объединение «Лидер». Его председатель Тимур Курмашев говорит, что его организация - единственная из общественных, которая как-то пытается бороться с таким негативным явлением, как подростковая преступность. Существует же МОО большей частью за счет спонсорской помощи.
Интересно, что значит тогда слово «курирует»?
- Государство выделяет нам деньги только на адаптацию лиц, освобожденных из мест заключения, - отвечает Тимур Курмашев. - 500 тысяч тенге в год. Это очень мало. Да еще говорят, что мы должны охватить как минимум 400 человек. Откуда берутся такие цифры, непонятно. Чиновникам надо речь «толкнуть» красивую, а нам приходится ломать голову и придумывать самим, как сделать так, чтобы растянуть эти деньги на все.
Таким образом, дефицит финансирования сказывается на работе «Лидера». Основной акцент молодежное объединение делает на занятие спортом, недавно открыли клуб по кикбоксингу, однако не хватает элементарного - помещения. С надеждой на решение проблемы председатель «Лидера» обратился в горакимат, написал письмо акиму области, а тот передал этот вопрос руководству спортзала «Олимп», которое вопрос и закрыло. «Нет лицензии», - последовало объяснение.
- Бюрократия, конечно, была всегда, - говорит Тимур Курмашев. - Но в нашем случае это просто катастрофа. Прежде чем начать деятельность, мы целый год выбивали регистрацию. Иной раз кажется, то, что мы делаем, просто никому не нужно...
Пусть, мол, молодежными бандами полиция занимается, а детей воспитывают школа и родители. Подобный пофигизм поражает. Ведь втянутым в криминальный мир может быть каждый подросток, а главари банд будут продолжать сводить между собой счеты, используя детей. И хотя время малиновых пиджаков давно прошло, не канули в Лету дикие нравы, которые оно принесло с собой. Теперь «перестроечные» дети учат «уму-разуму» наших детей, и, если вовремя не вмешаться, скоро нам всем придется жить не по закону, а по понятиям.


Роман ДРОЗДОВ,
коллаж Георгия СЕМЕНОВА

 
Design by Kumargazhin Almat