ЗАПЕЧАТЛЕННАЯ
ИСТОРИЯ
|
|
   
|
В
детстве я был заядлым филуменистом – собирал спичечные этикетки.
Причем коллекционирование это носило, чего уж там скрывать,
откровенно меркантильный характер. Дело в том, что всей нашей
деревенской пацанве кто-то легко вбил в голову довольно странную
уверенность: как только наберется тысяча этикеток, их можно
смело предъявлять в какой-то там фонд и тебе за это дадут
велосипед «Орленок» - предел наших тогдашних мечтаний. Ну
и собирали, нимало не задумываясь над тем, что при такой жесткой
конкуренции в селе на полтораста дворов накопить заветную
тысячу практически невозможно. Короче, «Орленок» не выгорел,
но интерес к коллекционированию остался на всю жизнь.
|
|
|
   
Чуть
раньше того времени пятилетнему уральцу Гене Мухину его тетя
привезла из Москвы нагрудную эмблему VI Международного фестиваля
молодежи и студентов. И все, и запал мальчонка на фалеристику
– собирание значков, нагрудных знаков и т.п. Коллекция эта росла
по мере взросления и всепоглощающего увлечения историей. Даже
в армии, провожая друзей-однополчан в кратковременные отпуска,
он просил их непременно привозить по возвращении в часть значки
с видами родных городов. Отслужив, поступил в Уральский пединститут,
естественно, на исторический факультет. Некоторое время работал
учителем, однако когда стало понятно, что ему, молодому педагогу,
квартиры на этой любимой работе придется ждать до морковкиного
заговенья, устроился в одну производственную организацию. В
итоге квартиру получил, в школу уже не вернулся, но страсть
к коллекционированию не утратил. На этой почве мы с ним и познакомились
пару лет назад.
   
Знакомя
меня тогда со своими сокровищами – неисчислимыми гербами городов,
вузовскими ромбиками, редкими отличительными знаками Уральского
казачьего войска, необычными медалями, - он, помнится, все время
сетовал. Вот, мол, раньше в Уральске коллекционеров было - это
прямо страсть! Можно сказать, целая гильдия. Собирались в определенном
месте, обменивались, гордились новыми приобретениями. Но мало-помалу,
лет десять назад, большинство разъехалось, осталась горсточка
самых приверженных…
В прошлом году эти приверженцы и открыли в книжном магазине
«Оптима» постоянно действующую выставку «Старый Уральск», а
одним из первых показал землякам свою экспозицию Геннадий Мухин.
Это были почтовые карточки с видами дореволюционного Уральска,
выпущенные в 1902-1917 годах, главным образом, в Санкт-Петербурге
и Москве. За 25 лет Геннадию удалось собрать всего лишь 30 таких
карточек, но и это он считает большой удачей.
   
-
Вы знаете, какое это интересное, познавательное и захватывающее
занятие?! Маленькие картонные сувениры донесли до нас большой
объем информации. Каждая открытка ярко и достоверно рассказывает
о минувших событиях и с удивительной точностью передает неповторимые
приметы своего времени. Первые открытки появились в Петербурге,
Москве и на курортах Крыма всего 110 лет назад, исполнялись
на тонком картоне и имели надписи на русском и французском языках.
Да что там говорить, когда их нужно внимательно рассматривать.
Рассматривать постоянно и находить все новые детали, радоваться,
что для нас сохранен подлинный облик истории. Вообще, я считаю,
что любая коллекция должна работать на людей, на как можно большее
количество людей, а не на одного коллекционера. Поэтому уральские
краеведы и выпустили в издательстве «Оптима» серию книг на основе
своих изысканий. Моя книга называется «Лицо старого Уральска»
и представляет собой каталог из семидесяти двух открыток. Тридцать
из них, как вы помните, я собрал лично. Пополняю эту коллекцию,
главным образом, когда езжу в Москву к дочери. Есть там у меня
на примете пара магазинов, правда, прежде чем наткнешься на
достойную вещь, приходится перебирать горы открыток. Что касается
затрат на эти поездки, то у меня с семьей договор: я зарабатываю
сверхурочные и они идут исключительно на новые редкие экземпляры.
   
Право,
жаль, что газетная площадь не позволяет познакомить читателя
со всей коллекцией Мухина, однако мы постарались воспроизвести
здесь… ну наиболее поучительные, что ли.
   
А
начать непременно стоит с изображения цесаревича Алексея, который
в те же пять лет был, оказывается, еще и атаманом всех казачьих
войск России. Вглядитесь в это лицо с белокурыми локонами –
оно не напоминает вам изображение Володи Ульянова на октябрятской
звездочке? На обратной стороне указано, что открытка разрешена
«цензурой Минист. Императ. Двора 19 сент. 1909 г.» и приурочена
к дню тезоименитства Его Императорского Высочества. Всего через
девять лет этого мальчика расстреляют лишь за принадлежность
к царской фамилии.
   
Идем
дальше. Дом Торгово-Промышленнаго Коммерческаго банка благополучно
здравствует и поныне. Паче того, он сейчас, пожалуй, еще более
знаменит, чем 100 лет назад, поскольку в нем, охраняемом двумя
свирепыми гипсовыми львами, ныне находится областной акимат.
Здание, правда, утратило свой первозданный вид и несомненную
прелесть. Рядом с ним некогда высились Царские ворота, порушенные
в запале «строителями нового мира».
   
А
вот Пушкинский бульвар и театр Народной Трезвости. Как убеждает
история, он так и не сыграл своей решающей роли в отвращении
уральцев от пьянства. И как знать – будь об этом известно первопоследнему
президенту Союза и автору приснопамятной алкоконверсии Михаилу
Горбачеву, может, и не превратил бы он за время своего правления
одну шестую часть суши в театр абсурда. Кстати, просуществовал
уникальный театр вплоть до Октябрьской революции, пропагандировался
в нем здоровый образ жизни, народ завлекали к сему шахматами,
шашками, хоровым пением, бесплатными чаепитиями и танцами.
Вглядишься в открытки, полистаешь каталог, и двойственное постигает
чувство: грусть по уходящему городу-музею и трепет перед запечатленной
историей, будто ты, пятилетний мальчик, стоишь у истоков неизведанного
грядущего. А уж цесаревич ты или просто увлеченный пацан – это
не столь важно.
   
Недавно
знакомый полковник из Саратова привез Геннадию Мухину интересную
награду – медаль «За труды по первой всеобщей переписи населения.
1897 год». А что, сообразная награда. |
Вячеслав КУЛИКОВ
|
Design by Kumargazhin
Almat |
|
|