Nomer 34 (176) 24 августа 2006 года

 ПРАВИЛАМ ВЕЛЕНО ВЕРИТЬ

Власти Уральска вновь вводят в обиход уральцев давно подзабытое понятие «оптимизация». Только на сей раз речь идет не о печально известном сокращении медицинских учреждений. Дело в том, что городской отдел пассажирского транспорта общего пользования собирается с 14 сентября «оптимизировать» семь маршрутов и изменить движение восемнадцати. К тому же эти действия сопряжены с еще одной непопулярной мерой – повышением стоимости проезда.
Тема общественного транспорта является для уральцев наиболее болезненной. Жалобы и претензии на деятельность автотранспортных предприятий регулярно сыпались и продолжают сыпаться. В свою очередь, работники транспортного отдела реагировали на них весьма однообразно.
- Мы изучаем пассажиропоток, чтобы впоследствии устранить все недостатки, - монотонно твердили они в течение последнего полугодия.
И вот горожане, похоже, дождались результатов «изучения». Только вот вряд ли они придутся по душе. На чем же основывается решение о сокращении такого количества маршрутов? По словам главного специалиста транспортного отдела Зои Салкуловой, городские маршруты будут приведены в соответствие с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, которые были утверждены министром транспорта и коммуникаций в марте 2004 года. Согласно этим правилам, «маршрутная сеть регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа должна формироваться таким образом, чтобы исключить дублирование маршрутов, а также наложение одного маршрута на другой более 50% остановочных пунктов». Кроме того, «протяженность маршрутов с использованием микроавтобусов не должна превышать 30% общей протяженности регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа».
Как выяснилось, в группу по изучению пассажиропотока входили два работника транспортного отдела, представитель ЗКАТУ и… 15 безработных, состоящих на учете в бирже труда. При этом представителем аграрно-технического университета являлся заведующий кафедрой эксплуатации машин и безопасности жизнедеятельности Рашид Ширванов, которого, скорее всего, трудно назвать специалистом такого узкого профиля, как регулирование пассажиропотока, не говоря уже о лицах, привлеченных с биржи труда. Отсюда и сомнение, что выводы, сделанные работниками транспортного отдела после столь кропотливого изучения пассажиропотока, позволят устранить недостатки, а не усугубят ситуацию.
Итак, с 14 сентября городские власти планируют закрыть следующие маршруты:
№ 1, Набережная Урала – рынок «Ел Ырысы». Причина: дублирование маршрутов №№ 5, 35 и 37 при следовании по пр. Достык и №№ 6 и 39 – при выезде с рынка «Ел Ырысы». Маршрут обслуживается микроавтобусами, насыщение которыми центральных улиц теперь считается нежелательным. По данным «Н», жители 2-го рабочего поселка будут не в восторге от этого нововведения.
№ 6-К, Налоговый комитет – Автосалон. Причина: частичное дублирование маршрутов №№ 44, 47 и почти 100-процентное - № 3. Поэтому схема движения маршрута № 3 будет продлена до остановки «Автосалон».
№ 8, Межколхозстрой – ДВД ЗКО. Причина: дублирование маршрута № 33 от ДВД до ул. С. Датова и № 43 – от ул. Ружейникова до ул. Мухита (бывш. Октябрьская). Параллельно будет изменена схема маршрута № 43 по ул. Огородной, что, по замыслу организаторов автобусной «реформы», сгладит впечатление пассажиров от сокращения маршрута № 8. Спорное, на наш взгляд, решение.
№ 15, Автовокзал – ДВД ЗКО. Причина: дублирование нескольких маршрутов с двойным выездом на пр. Достык, что создает неудобства для движения автобусов по главной улице города. В связи с этим предстоит изменение маршрута № 21, по которому общественный пассажирский автотранспорт будет курсировать до рынка по привычной схеме, а далее проследует до Автовокзала по ул. Курмангазы (Фурманова), пр. Евразия и ул. Гагарина. Но как теперь быть посетителям поликлиники № 2?
№ 17, Рынок – пос. Деркул. Причина: дублирование маршрута № 7 при следовании с Рынка до остановки Уральск-2. Вместо этого будет увеличено число автобусов по маршруту № 7 на две единицы.
№ 44, Железнодорожный вокзал – Коминтерн. Для обслуживания жителей Коминтерна продлена схема движения двух единиц транспорта маршрута № 3.
№ 48, 4-й мкрн – пос. Деркул. Причина: высокий процент дублирования маршрутов №№ 2, 4 и 14. Поэтому схема движения маршрута № 4 продлена до ул. Проселочной, что в пос. Деркул.
В свою очередь, нижеперечисленные изменения кажутся более осмысленными:
№ 4-К продлен до ул. Коняхина.
№ 4-Д будет дополнен улицей Мирзояна (Транспортная).
№№ 5 и 35 - конечная остановка переносится в 7-й мкрн.
№№ 11 и 30-Д сокращены до рынка «1000 мелочей» на улице Айтиева.
№ 37 урежут до ДВД ЗКО.
№ 52 будет дополнительно пролегать по улицам Московской, Преображенской, Кендала и Единства, что в мкрн Северо-Восток (коттеджи).
Шестимаршрутная «урезка» компенсируется открытием двух новых: № 22 сообщением мкрн «Коктем» - Рынок и № 9, который свяжет восточную часть пос. Плодоовощной с железнодорожным вокзалом.
Таким образом, количество маршрутов сократится с 40 до 36. Уменьшится и число автотранспорта – с 551 до 492. Правда, при этом возрастет количество автобусов с 224 до 276, а число микроавтобусов, наоборот, снизится – с 307 до 216. Отрадно, что доля маршрутов с использованием автобусов возрастет с 64 до 71,2%, а с использованием микроавтобусов, соответственно, снизится – с 36 до 28,8%.
Бесплатный проезд будет обеспечен ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам первой группы по зрению на маршрутах №№ 9, 33, 45 и 51, инвалидам первой группы - на №№ 9, 45. 50-процентная скидка предусмотрена для инвалидов первой группы по зрению и лиц, их сопровождающих, на маршрутах №№ 6, 36, 41 и 47.
И, наконец, о тарифах. С 14 сентября плата за проезд повысится до 25 тенге на все маршруты и оба вида транспорта - т. е. автобусы и микроавтобусы. Исключение составят маршруты № 4 и 5, на которых проезд в микроавтобусах обойдется в 30 тенге.
Ербол Исмагулов


Ербол ИСМАГУЛОВ,
фото Георгия СЕМЕНОВА

 

Design by Kumargazhin Almat