Nomer 52 (349) 24 декабря 2009 года

  "МЫ НЕ ПОДВЕДЕМ!"

Руководители уральских предприятий попросили у премьера помощи

Тема индустриального развития была поднята на встрече премьер-министра республики с директорами уральских заводов. В Западно-Казахстанской машиностроительной компании (бывший завод «Металлист» - авт.) свои достижения Кариму Масимову демонстрировали заводы «Зенит», «Агрореммаш», АО «НИИ «Гидроприбор» – одни из немногих оставшихся на плаву крупных уральских предприятий. Первый строит пограничные корабли, второй выпускает пожарную технику и автомашины марки “КамАЗ”, третий – судна. ЗКМК занимается производством высокотехнологичного оборудования для добычи, подготовки и транспортировки нефти и газа.
Премьера ждали около двух часов. Самолет Карима Масимова приземлился на час позже, и весь сценарий сместился во времени. В цехе ЗКМК установили выставочные стенды, сообщающие о больших возможностях и перспективах уральских предприятий. Промышленники хотели попросить у премьер-министра поддержки: чтобы выжить сегодня, им нужны госзаказы.
- Можно с уверенностью сказать, что военное судостроение в Казахстане состоялось, - говорит генеральный директор АО «Зенит» Вячеслав Валиев. - Выпустили 14 катеров и кораблей. Но чтобы дальше развивать это направление, готовить производство к новым проектам, знать, что и в какие сроки делать, быть уверенными, что проекты будут обеспечены соответствующим финансированием, обязательно нужны долгосрочные программы.
Журналисты поинтересовались, много ли денег нужно заводу?
- Судостроение - недешевое занятие, - ответил Валиев. – Каждый наш проект эксклюзивный…
- А если вам ответят, мол, кризис, подождите?..
- Все может быть, но если ждать, то и никакого развития не будет.
В этом году на «Зените» сумели обойтись без сокращений. Напротив, даже увеличили численность рабочих. Сейчас здесь трудятся около тысячи человек. Но есть вероятность, что на следующий год появится проблема загрузки завода.
«Гидроприбор» привез на встречу с премьер-министром аппарат «Омар». Робот предназначен для обслуживания подводных нефте- и газопроводов. Сделали его по заказу Украины, но так и не продали - заказчик не смог расплатиться. По мировым ценам его стоимость доходит до трех миллионов долларов. Цена уральского экземпляра – всего около одного миллиона.
- «Омар» будет востребован на шельфе Каспийского моря, когда нефть будет добываться в южных глубоководных районах, - пояснил генеральный директор НИИ Александр Гнеломедов. - Но пока мы не можем его продать.
Сегодня НИИ строит катера для пограничной службы, изредка выполняет заказы министерства транспорта и коммуникаций. В свое время здесь выпускали подводные аппараты специального назначения, а сейчас - для нефтяников и газовиков. В проектах - выпуск роботов воздушного и наземного применения. Такая техника, говорит Александр Гнеломедов, используется в 80 странах мира, и они могут спокойно производить ее в Уральске. Но нет заказов.
- Сейчас все машиностроительные производства работают только по единичным заказам. Государство напрямую не финансирует наш институт, хотя НИИ решает большую государственную задачу, являясь проектно-исследовательской организацией.
В АО «НИИ «Гидроприбор» работают около 120 человек. Это инженеры-проектировщики, в основном старой гвардии. В кризис объемы здесь сократились, специалисты стали уходить в нефтегазовую отрасль. А кто остался, заверяют, что могут все. Ту технику, что они предлагают, никто в Казахстане не производит. А когда есть госпрограмма, и процесс идет по-другому. Когда-то в Казахстане было не менее 46 машиностроительных предприятий, сейчас остались максимум пятнадцать – тех, у которых хоть что-то есть в залоге. Без поддержки государства развивать машиностроение невозможно, говорят производственники. Но почему-то было сомнение, а расскажут ли директора обо всем этом премьеру?
Карим Масимов появился в ЗКМК в сопровождении почти всего состава кабинета министров и работников канцелярии премьер-министра. Экскурс по цеху начался со стенда завода «Зенит». После ознакомления с проектами Вячеслав Валиев все-таки сказал премьер-министру - сейчас нужны гарантированные госзаказы.
- Обязательно поговорим об этом, - заинтересовавшись, пообещал Карим Масимов.
Обход стендов и цеха занял минут десять. Производственники старались успеть как можно подробнее рассказать о своих достижениях, будто пытаясь убедить премьера, что стоят внимания государства. Генеральный директор ЗКМК Алиби Ахметжанов, показывая свою продукцию и рассказывая об освоении ремонта роторов турбин низкого и высокого давления, ремонта камер сгорания и подшипников газоперекачивающих агрегатов, пообещал: «Мы вас не подведем!». Премьер, улыбаясь, похлопал его по плечу. На этом встреча с производственниками закончилась.
Во второй половине дня тема индустриального развития была продолжена на выездном заседании правительственной комиссии.

Алла ЗЛОБИНА

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat