Nomer 52 (349) 24 декабря 2009 года

  Николай ОСИПОВ: "Я ЗА ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ"

С Нового года заработает Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси. Это означает, что вся продукция сможет беспошлинно передвигаться от белорусско-польской границы до казахстанско-китайской. В рамках союза предполагается осуществлять взаимопоставки всех товаров, в том числе нефти и газа - по внутренним ценам страны-производителя. А к июлю 2011 года у трех стран будет общая таможенная граница. Таким образом, на постсоветском пространстве появится новая структура. Эксперты не исключают, что в скором времени к ТС присоединится и Киргизия. Открытость Таможенного союза не раз подчеркивалась на совместных встречах глав государств.

Но споры по поводу того, нужен ли нам этот союз, не утихают. Одни считают, что нас завалят российскими продуктами. Другие доказывают, что цены на все продукты и товары значительно подорожают - по оценкам экспертов, из приблизительно 11,2 тысячи товарных позиций, учитываемых единым таможенным тарифом (ЕТТ). Без изменения для Казахстана, например, останутся только 5000 тысяч наименований продукции. Импортные таможенные пошлины возрастут более чем по шести тысячам товарных позиций, среди которых много товаров народного потребления. Третьи утверждают, что этот союз выгоден всем, но только не Казахстану.
Свое мнение мы попросили высказать доцента института АТиСО Евразийской академии, политолога Николая Осипова.

- Николай Иванович, вы как считаете, Казахстан выиграет от введения ТС? Ведь эксперты прогнозируют рост цен, да и бизнес у нас не так развит, как в России.
- Тем более, чего тогда боятся? Первый плюс - придет российский производитель. Но Казахстану сразу нужно сказать: мы открыли пространство, помогите нам с коммуникациями. Ведь элементарный вопрос не решался из-за тарифов на железнодорожные перевозки и на транзит нефти и газа. Договориться не могли. Сейчас есть шанс договориться и по вопросу российских вложений в коммуникации. Но есть и сомнения. Это уже третья попытка создать Таможенный союз. Не сорвется ли и она? В 1994 году четыре страны также подписали все документы, а потом Россия повысила таможенные пошлины в одностороннем порядке, а следом и Казахстан. Говорят, экономика все определяет. Но экономика - сложная система, ее легко политически разрушить.
- А кому Таможенный союз больше выгоден?
- Безусловно, в первую очередь России. Но с другой стороны, экономические возможности России, ее реальные ресурсы таковы, что в плюсе окажутся все участники союза.
- А наши товаропроизводители? Российский бизнес не задавит?
- Здесь самая большая страшилка такая - мол, из России хлынет поток товаров, Россия здесь вкладываться не будет, и все захиреет. На мой взгляд, это несерьезно. Казахстан не такой уж большой рынок. Что тут давить, о чем вообще речь? На мой взгляд, россиянам выгоднее вложиться здесь. Это не Узбекистан, куда деньги боятся вкладывать.
- А в Казахстан инвестировать не страшно? Если учесть высокий уровень коррупции…
- Так у нас с Россией в этом плане менталитет схожий. Поэтому соседи наверняка уверены, что договорятся со всеми экономическими элитами. Но подвох может быть с казахстанской стороны. Она может на какое-то российское «телодвижение» ответить резко. У нас другие правила игры, которые с приходом российского бизнеса должны поменяться. Это не всем понравится.
- ЗКО граничит с пятью российскими областями. В какой ситуации можем оказаться мы, западноказахстанцы?
- Мы выиграем больше всех. Конечно, оживится экономика. Капитал потечет, люди приедут, начнут заниматься бизнесом. Поэтому я за таможенный союз. Для нас это крайне выгодно.
- Почему вы считаете, что соглашение могут разорвать, и кто может выступить инициатором?
- Да кто угодно! Российские олигархи, например. Вот президент государственной корпорации «Российские железные дороги» Владимир Якунин - он противник Таможенного союза, потому что выигрывал на повышенных тарифах на железнодорожном транспорте. И таких немало. Но на сторону этого проекта сейчас перетянули нефтяников и газовиков, они обеими руками «за». С другой стороны, и казахстанская сторона запросто может заартачиться. Нашим бизнес-элитам слишком много придется менять, нужно будет быстро принимать решения, которые могут быть не совсем выгодны для них. Сейчас их кризисом напугали, мол, может быть еще хуже. А потом они могут заговорить – везде российский бизнес, а мы ничего не моги?
- Кстати, о кризисе. Прогнозируют, что он продлится достаточно долгое время. А мы ждем от ТС оживления экономики, роста производства… Может, все-таки это иллюзия?
- А что подвигло к этому Таможенному союзу? Понимание того, что нужно застолбить свои рынки, а не беззаветно верить в мировой рынок. Я даже предполагаю, это будет важнейший аргумент Нурсултана Назарбаева в диалоге с казахстанскими олигархами. Мы занимаем миллиарды у Китая, вводим таможенный союз с Россией и Беларусью, так давайте посмотрим, что получится. Хотя, может, у кого-то действительно есть повышенные ожидания, иллюзии… тем более до 2012 года мы должны перейти к единому экономическому пространству, а это уже точка невозврата.
- Почему?
- Если будет единое экономическое пространство, единые требования, единые экономические институты, это уже сложно будет разрушить. России это не выгодно, а Казахстану уже никто не позволит. Потому что при едином экономическом пространстве признаки суверенитета будут, безусловно, ограничены. Мы уже одно суверенное право теряем с созданием Таможенного союза - право ведения сборов на экспорт и импорт. Теперь мы можем делать это только по согласованию.

Алла ЗЛОБИНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat