Nomer 4 (198) 25 января 2007 года

   НЕ СХОДИТ С ЯЗЫКА

Государственный язык все больше входит в нашу повседневную жизнь. Однако, чтобы он стал действительно языком общего пользования, должно смениться не одно поколение. По крайней мере так утверждают многие национал-патриоты. Но если рассуждать о языковой ситуации в республике, то не все так просто, как кажется. Не случайно глава государства в течение прошлого года неоднократно поднимал этот вопрос. Проблема не в одном переводе делопроизводства на госязык.
2007 год объявлен в республике годом казахского языка. Где в связи с этим возникают вопросы, которыми хочу поделиться с читателями. Дело в том, что многие граждане из числа так называемой нетитульной нации связывают свои перспективы не только с сегодняшним состоянием экономики страны, но в немалой степени и с участием представителей своей национальности в таковой сфере, как государственное управление. Тем временем данные областного управления Агентства по делам госслужбы невольно свидетельствуют, что есть основания для обеспокоенности.
В прошлом году в ЗКО насчитывалось 466 государственных органов исполнительной власти. Сюда не входят различные правоохранительные структуры. Штатная численность госслужащих, средний возраст которых равен 40 годам, в этих 466 организациях и учреждениях составила 4663 человека. В том числе 86,3% работников - казахи, 10,7% - русские, а 3% - представители других национальностей. И только 53 человека неказахской национальности сейчас работают руководителями в госучреждениях и бюджетных организациях.
Возникает вполне резонный вопрос, зачем вновь будоражить эту проблему? Но от нее никуда не уйти, как бы мы ни делали вид, что у нас с этим все-де хорошо. Особенно она актуальна сегодня, когда нельзя скидывать со счетов вполне вероятный отток русскоязычного населения, который в связи с началом реализации соответствующей программы переселения в РФ скорее всего увеличится. Согласно исследованиям, проведенным федеральной миграционной службой, из стран СНГ в Россию хотели бы перебраться около шести миллионов человек. По прогнозам все той же ФМС, в 2007 году в рамках госпрограммы в РФ переселятся 50 тысяч СНГовцев, в том числе из Казахстана – около 2,5 тысячи семей.
Чем это грозит нам? Любое уменьшение и без того небольшого населения приводит к обеднению – в полном смысле этого слова, и прежде всего духовному. Увлеченный весьма привлекательными посулами, с места тронется наиболее образованный и культурный пласт населения. Следовательно, из-за усиления миграционных процессов мы рискуем лишиться значительной части лучших трудовых ресурсов. И это притом, что в республике ощущается дефицит квалифицированных кадров, а новоиспеченные специалисты не соответствуют современным требованиям.
Не секрет, что зарубежные компании, работающие в Казахстане, все больше привлекают своих соотечественников. На протяжении последних 6-7 лет численность иностранной рабочей силы в республике значительно возросла. Так, по данным агентства «Хабар», если в 2000 году в Казахстане насчитывалось 10 000 зарубежных специалистов, то в прошлом году – в три раза больше. И это несмотря на то, что в республике работают 176 вузов, 312 профшкол и лицеев, 475 колледжей, которые, казалось бы, призваны готовить профессионалов.
А тем временем преимущество Казахстана как раз-таки в его уникальном многонациональном разнообразии. Но это благодатное поле продолжает сужаться.
С каждым годом в республике уменьшается общее количество представителей русскоязычного населения. Если еще лет шесть назад численность русских в ЗКО составляла около 30%, то сейчас – лишь чуть больше 20%.
Конечно, снижение процентного соотношения в госорганах по национальному составу произошло по разным причинам. Многие в свое время ушли в более прибыльный по заработку бизнес, кто-то отправился на пенсию, иные уехали на так называемую историческую родину. Но в данное время современному госслужащему необходимо еще и знание государственного языка. «Принимаемый на госслужбу, в особенности казах, должен владеть казахским языком» (из интервью Н. Назарбаева в газете «Ана тiлi» от 11 мая 2006 года). Естественно, предпочтение теперь скорее отдается лицам, которые могут применить знание казахского при непосредственном выполнении своих функциональных обязанностей. Все это сужает возможность прохождения русскоязычных на госслужбу, не говоря о назначении на руководящую должность. Возможно, запоздало, но все же правительству уже дано задание разработать систему мер по материальному стимулированию государственных служащих неказахской национальности, владеющих государственным языком. Однако трудно сказать, насколько быстро заработает этот документ, а главное – каким будет его эффект.
Правда, здесь уместно отметить, что, как утверждает начальник управления по делам госслужбы Есберген Ажибаев, каких-то резких ограничений при объявлении и проведении конкурса на замещение вакантных должностей нет.
- Главное, чтобы желающие были гражданами республики, не моложе 18 лет, и имели соответствующие образование, - говорит Есберген Ажибаевич. – Конечно, знание государственного языка учитывается как желательное. Но это не означает, что госслужащий должен быть только двуязычным.
Тогда почему мало русскоязычных участвуют в конкурсе на замещение вакансий в системе госслужбы?
И еще. Анализируя современное состояние государственного языка, глава государства открыто признает: «Есть необходимые курсы, работают кружки, есть языковая среда. Тогда почему наши соотечественники, быстро овладевшие иностранными языками, не могут проявить своих способностей в казахском языке? То есть нам нужны хорошие программы, методические пособия, качественные учебники. Нужны хорошие специалисты, способные привить людям чувство любви к языку».
А может, проблема заключается не только в несовершенстве учебных программ и учебников? На эти благие цели государство не жалеет средств. По данным областного управления по развитию языков, в 2007 году на обучение государственному языку в ЗКО было выделено 24 миллиона тенге, что вдвое больше, чем было в прошлом. В 2006 году на бесплатных языковых курсах прошло обучение 1300 западноказахстанцев, 70% которых - представители нетитульной нации. А всего, по данным политологов, за последние десять лет в Казахстане на изучение казахского языка направлено не менее 100 миллионов долларов США. И, судя по материалам последней коллегии министерства культуры и информации, средств не будут жалеть и в будущем.
Скорее всего мы, русскоязычные, по-прежнему не осознаем свою потребность в реальном двуязычии и, не побоюсь сказать, все еще пренебрежительно относимся к государственному языку. Реальность такова, что нам, связавшим свою судьбу только с Казахстаном и не помышляющим о каком-либо выезде в российскую захолустную глубинку, необходимо определиться в проблеме государственного языка. В первую очередь это касается тех, кто думает о политической карьере или продвижении в госслужбе.
Встречаясь в начале года с представителями русских, славянских, казачьих организаций Казахстана, президент высказал парадоксальную мысль, что именно межнациональный мир и согласие позволяют сохранить и возродить казахскую культуру.
- Мы говорим всегда, что у нас живут представители 130 национальностей и народов. Они граждане нашей страны, и их права защищаются Конституцией, законами. Решая любые проблемы, мы должны об этом помнить. Я буду делать все, чтобы роль Ассамблеи народов Казахстана в будущем укреплялась, чтобы представители всех национальностей были представлены в парламенте и во властных структурах нашей страны, чтобы эти права были защищены.
Главное, чтобы эти мысли нашли реальное воплощение. И каждый гражданин республики имел возможность сполна реализовать свои конституционные права без каких-либо ограничений, в том числе и языковых. Тогда люди обретут уверенность в завтрашнем дне.

Мария ПЕТРОВСКАЯ,
коллаж Г. СЕМЕНОВА

 

 
Design by Kumargazhin Almat