Nomer 43 (185) 26 октября 2006 года

   СПЛОШНАЯ РЕФОРМА

В МИНОБРАЗОВАНИЯ СЛОВНО ПРЕСЛЕДУЮТ ОДНУ ЦЕЛЬ - НИ ДНЯ
БЕЗ КАРДИНАЛЬНЫХ НОВШЕСТВ, КОТОРЫЕ ЛИХОРАДЯТ ШКОЛЫ

Первая в этом учебном году четверть близится к концу, а педагогические проблемы нарастают как снежный ком. В редакции периодически раздаются звонки: не представляясь, учителя и родители боязливо указывают нам на сучки и задоринки в системе образования.
Помнится, еще летом работники городского отдела образования сообщали, что с 2006-2007 учебного года все средние общеобразовательные школы переходят на профильное обучение. Как отмечалось, определены два направления учебного процесса. Это естественно-математическое и общественно-гуманитарное. В рамках каждого направления будут действовать свои профили, которые школы могут выбирать самостоятельно. К тому же было сказано, что каждая общеобразовательная школа Уральска разработала свой учебный план, куда помимо основных предметов учебной программы вошли прикладные курсы в соответствии с профилем класса и курсы по выбору учащихся.
- Учебные программы для профильных классов уже получены, ожидается и поступление новых учебников, - отвечали на наши вопросы чиновники от образования.
Однако учебный год, можно сказать, вошел в основную стадию, а большая часть учебников для профильных классов так и не поступила в уральские школы. Теперь в горОО объясняют это тем, что издательства не успевают печатать учебники, которые продолжают поступать по сегодняшний день.
- Нам приходится за наличный расчет закупать программы для профобучения в типографии Института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, хотя ими нас обязаны были обеспечить бесплатно, - возмущаются учителя. – К примеру, программа для гуманитарных классов стоит 500 тенге. А ведь еще нужно методический материал подобрать. И все это на нашу нищенскую заработную плату…
- Новые учебники по казахскому языку несовершенны – их материал не соответствует объему часов учебного плана, - в свою очередь, жалуются родители учащихся. – Количество уроков казахского языка больше, чем материала, предусмотренного программой. Детям приходится готовиться к занятиям по дополнительным брошюрам, которых на всех не хватает. Разве в этом случае можно говорить о качестве изучения государственного языка?
Оказывается, по данным горОО, на основании рекомендаций, выработанных на совещании от 26 мая, проведенном под председательством Госсекретаря РК Оралбая Абдикаримова, а также письма департамента дошкольного и среднего образования минобразования и науки от 4 сентября и написанного на основании всего этого приказа № 679 от 3 октября областного управления образования, в школах с русским языком обучения с шестого по девятый класс количество уроков казахского языка дополнительно увеличено до 5-6 часов в неделю за счет так называемой вариативной части учебного плана.
Это новшество, как, впрочем, и все другие, обрушилось на школьников как снег на голову.
- Мы не против изучения государственного языка, но ведь есть еще другие немаловажные предметы, например, математика или английский язык, - говорят старшеклассники школ города. – Почему никто не интересуется мнением самих учащихся?
- Странно, что такие вопросы решаются в процессе занятий, а не заранее, в каникулярное время, - добавляют учителя. – Ведь именно по этой причине пришлось снова пересматривать сетку учебного плана…
Кроме того, в расписании старших классов появились такие предметы, как «Религиоведение» и «Искусство». По словам учащихся, учебников по данным дисциплинам практически нет или на всю школу имеется всего два учебника. А учителям истории и изобразительного искусства приходится сначала основательно изучать эти науки, чтобы как-нибудь преподавать новые для них самих предметы. При этом материал, собранный по крупицам из разных источников, учителя дают под диктовку…
- Может, ученым мужам делать нечего, вот они и придумывают разное? - вопрошают самые смелые из школьников.
Свою точку зрения высказали и некоторые директора школ, правда, как и прежде, анонимно.
- Проблема, конечно, есть. Только не всегда об этом хочется говорить открыто. Ведь каждое слово может обернуться против нас… Налицо несогласованность в работе Академии педагогических наук имени Ибрая Алтынсарина и министерства образования и науки РК. По идее, проекты программ и учебников профильного обучения должны были заранее пройти апробацию, быть рекомендованы для внедрения и централизованно доставлены в школы до 1 сентября. Однако был проведен всего один семинар, и мы так и не получили никаких четких инструкций…
Выходит, что реформа образования готовится за спиной у общества и без его участия, а потом сваливается внезапно, как кирпич. А вот кто несет ответственность за все вышеперечисленные проблемы, так и непонятно - то ли минобразования РК, то ли Академия наук. И какую роль во всей этой неразберихе играют наши местные учреждения образования - облУО и горОО?

Мария ПЕТРОВСКАЯ

КСТАТИ

Один учитель жалуется другому:
- Ну и класс мне попался тупой. Объясняю им теорему - не понимают. Второй раз объясняю - не понимают. Третий раз объясняю - уже сам понял, а они все равно не понимают...

Design by Kumargazhin Almat