Nomer 13 (310) 26 марта 2009 года

  ШЕСТЬ ДНЕЙ - НА РАЗДУМЬЯ

 

В минувшую пятницу бывший воспитанник детского дома Анатолий Романов был выписан из психоневрологического диспансера.
Напомним, пикет с требованием предоставления жилья закончился для Анатолия Романова принудительным водворением в психоневрологический диспансер, откуда он спустя час сбежал через форточку в туалетной комнате.
- Анатолий автоматически попал на учет в Центр психического здоровья, так как учился в специализированной школе № 15 для слаборазвитых детей, - говорит председатель уральского Союза воспитанников детских домов Алексей Жансеитов. - Но никаких прецедентов, связанных с его заболеванием, за все это время не было.
Сам Романов считает, что попал в психоневрологический диспансер за свой необычный пикет на дереве. При этом, как он утверждает, был не пьян и не дебоширил.
После побега из диспансера Анатолий несколько дней скрывался у знакомых. Когда он вернулся в «Шанырак», полицейские задержали его и вновь водворили в психодиспансер.
- Я только чаю успел попить, как приехали два капитана, а следом и машина «скорой помощи», - говорит Анатолий Романов. – Мне пообещали, что в Центре я только дам объяснения врачу и буду отпущен.
Полицейские слов своих не сдержали. Анатолия поместили в палату № 4, где под строгим наблюдением проходят лечение больные с агрессивным поведением. По иронии судьбы он оказался здесь тринадцатым. При задержании Анатолий обещаниям полицейских, конечно, не поверил и на всякий случай захватил с собой литературу по психологии, а также Уголовно-процессуальный и Трудовой кодексы. Но по распоряжению врачей книги у него сразу забрали, правда, через два дня одну вернули, называется она «Как управлять собой». Так и пролежал бы Романов, занимаясь психологическим тренингом, если бы не пара инцидентов.
По словам Анатолия, несколько раз ему предлагали подписать бумагу, где описывалось, как он напал на… вахтершу Центра адаптации для выпускников детских домов «Шанырак». А накануне Наурыза к нему пришли посетители – активисты незарегистрированной партии «Алга» и журналист одной из местных газет. Палата, где лежал Романов, расположена на первом этаже. Так как прием посетителей был запрещен, переговаривались через форточку, а чтобы Анатолия можно было записать на диктофон, его попросили говорить громче. Это и послужило поводом для принятия мер к «нарушителю» порядка:
- Меня привязали к кровати. Я не сопротивлялся. Потом вместе с кроватью вынесли в коридор. Там я пролежал ровно 45 минут…
Накануне Наурыза, после шести дней пребывания в Центре, пикетчика выписали.
К этой истории в Уральске относятся по-разному. Вероятность того, что психоневрологические диспансеры, как в незапамятные советские времена, вновь могут превратиться в места изоляции для инакомыслящих и непослушных, кто-то воспринимает скептически.
- Не делайте из этого случая политику! - воскликнул главный врач Центра психического здоровья Бекет Мурзахметов, но комментировать пребывание Романова в диспансере вчера по телефону не стал. При этом он заметил, что информацию о диагнозе Анатолия Романова врачи диспансера никому не предоставляли, поскольку из судебных органов запросы не поступали, да и медики хорошо знают права своих подопечных.
Кто-то меры, предпринятые в отношении Романова, называет откровенным произволом и предостережением для других. Правозащитники, в свою очередь, заявляют о нарушениях его конституционных прав и сразу нескольких законов страны. Правоохранительные органы хранят молчание.
Теперь Анатолий Романов намерен восстанавливать свои права через суд. В этом ему вызвалось помочь Западно-Казахстанское бюро по правам человека, для представителей которого незаконность действий в отношении бывшего воспитанника детского дома не вызывает никаких сомнений.

Алла ЗЛОБИНА

Design by Kumargazhin Almat