Nomer 17 (159) 27 апреля 2006 года

  УРАЛЬСК: ЛЕТОПИСЬ ВЗЛЕТНОЙ ПОЛОСЫ

  Продолжение
Начало в № 16
В 1956 появился первый обзорный радиолокатор «Ромашка». Штат связистов пополнился новыми специалистами – З. Митченко, Н. Бодровым, Т. Токаревой, Г. Ниязовым, Г. Невзоровым, П. Бунькиным, К. Выровщиковым, Ю.Лисициным, И. Кузнецовым, начальником связи
А. Логашкиным, радиооператорами У. Ковалевой, Н. Потуловым, Г. Валиевым, Марыкиным. Добросовестно трудились авиатехники П. Шамягин, П. Максин, И. Гущин,
Д. Вертянкин, В. Токарев,
Г. Харчев, И. Петин, Гурьян Донсков (о нем опубликован отдельный материал в «Надежде» № 16 от 20 апреля), М. Захаров, Ю. Вихляев,
А. Лаптев, светотехник Борис Донсков, который все свои трудовые годы отдал родному авиапредприятию, и таких было немало. Возглавлял коллектив аэропорта в то время Павел Петрович Пожогин. При нем было построено много служебных и жилых щитовых домов для работников предприятия.
В середине 50-х прибыло много молодых пилотов, в том числе В. Дроздов, М. Кузин, Н. Смирнов, А. Потапов, С. Шадьяров, В. Королев, В. Морковин, В. Четверкин, авиатехники А. Болдырев, Д. Дрыкин, В. Клименко, Б. Ибреев, Н. Алтунин, В. Смирнов и другие. Из них была создана эскадрилья, которую возглавил Борис Оленин. В многочисленных службах предприятия, от инженерно-авиационной до санчасти, художественной самодеятельности и озеленения были задействованы сотни людей, добросовестно выполняющих самые разные обязанности и проработавшие здесь до 30-40 лет. Это Н. Троян, З. Агафонова, Л. Монина, П. Жупикова, М. Пешкова, Л. Пашаева, Е. Гаменко и другие, шоферы М. Резников, П. Мясников, К. Перепелкин, Л. Истомин. Чуть меньше, до 20 лет отдали родному предприятию диспетчер отдела перевозок В. Сидоров, Г. Капустин, А. Зюбин, Ильяшенко, Н. Салий, М. Абдугалиев, В. Пашин, С. Безбатченко, И. Пальгов, Г. Фадеев, К. Тажиев, А. Быков.
1 мая 1957 года Уральский аэропорт принял первый ИЛ-14. В те годы начальниками отдела перевозок работали И. Исаков, А. Прохоренко, Н. Швечков, диспетчерами – А. Канцева, Н. Стародуб, Н. Степанцова, А. Кукушкин, Г. Перепелкин, К. Чегуров, Л. Быкова. На ПО-2 летали до 1959 года. Затем их сменили ЯК-12 и АН-2, на которых начали летать во все районные центры области и во многие совхозы. Кадрами Уральску помогал чуть ли не весь Союз. Так, из Киева приехал Г. Клименко, возглавивший службу связи и навигации. Очередное пополнение пилотов и техников прибыло из училищ гражданской авиации. А в 1960-1961 гг. была расформирована Уральская военная школа первоначального обучения летному искусству. Многие демобилизованные летчики, техники и другие специалисты вошли в основной костяк Уральского объединенного авиаотряда, образованного в марте 1962 года, и командиром которого был назначен Михаил Евстафьевич Коробков, автор данного материала.
Вот этот костяк. Пилоты А. Афанасьев, А. Домрачев, Л. Анохин, А. Жасымбеков, И. Смирнов, Г. Алимбаев, В. Захаров, М. Лоенко, В. Гопка, В. Паньков, Е. Тарабрин, и еще около 30 человек. Авиатехники - Н. Аксамит, М. Букин, Курманов, Г. Донсков, Б. Кузнецов, А. Кандыбов и еще множество фамилий, диспетчеры УВД А. Жаренов, А. Зуботыкин, Д. Степаненко, штурманы Д. Гончарук, Н. Малыгин, М. Медов, синоптики К. Ходина, Ю. Карабулина, К. Галиева, техники В. Черкашина, А. Уколова, А. Попова, А. Кузеняткина, Л. Липай, А. Голохвастова, радисты супруги Любезновы, Насырова, Л. Быков, И. Куртин и еще ряд специалистов, с которыми и предстояло работать новому командиру. К сожалению, все фамилии назвать в рамках одной газетной статьи не представляется возможным, но в редакции они все имеются.
Уже в июне впервые за 20 лет уральские экипажи вылетели на авиахимработы (АХР) в Кустанайскую область, а в сентябре того же года нескольким экипажам пришлось поработать и на хлопчатнике в Узбекистане. К 40-летию аэрофлота в 1963 году среди авиаторов Казахстана появился первый Герой социалистического труда - уралец Павел Николаевич Николаев, в то время командир актюбинского авиапредприятия. Авиатехник Федор Кукушкин был награжден орденом «Знак почета».
…Количество самолетов росло. Предприятие расширялось. В мае 1963-го в Уральске построили первый жилой дом для авиаторов. За два года летный и обслуживающий персонал пополнился новыми людьми. Это начальник аэропорта Николай Иванович Иванов, 27 пилотов, среди которых И. Скирда, З. Мустафин, Г. Минуллин, М. Токсанов, А. Кочетков и другие, восемь авиатехников и т. д. С середины 1964 года аэрофлот вошел в состав министерства гражданской авиации.
Более 60 «кукурузников» были задействованы в борьбе с сусликами и сорняками, обработано свыше одного миллиона гектаров сельхозугодий, в том числе половина – уральскими авиаторами. Авиахимработы - это внесение с самолетов удобрений, авиахимпрополка, борьба с сусликами, саранчой, клопом-черепашкой, рассев с воздуха семян, дефолиация хлопчатника, то есть обработка химическими препаратами для искусственного удаления листьев, а также борьба с комарами и энцефалитным клещом. И все это с высоты 5-10 метров над землей. Понятно, что только при согласованных и безошибочных действиях всех членов экипажа возможно четкое выполнения подобных заданий. Высокая квалификация уральских авиаторов не раз находила признание в виде наград со стороны руководства гражданской авиации как СССР, так и Казахстана.
Появились первые вертолеты, пилотируемые А. Домрачевым, А. Загоровским и В. Котовым и обслуживаемые Н. Елистратовым, А. Костюковым, П. Ермоличевым. 7 ноября 1964 года коллектив авиапредприятия впервые принял участие в праздничной демонстрации. Жизнь налаживалась. Строились помещения, улучшались условия труда во всех службах. Но пока в целом по области только шесть из 34 аэродромов имели служебные помещения, да и те из самана. Радиостанции были лишь в Фурманово, Джаныбеке, Калмыково и Каратюбе.


Михаил КОРОБКОВ,
ветеран авиации
Окончание
в следующем номере

Design by Kumargazhin Almat