Nomer 17 (159) 27 апреля 2006 года

   ОН ПОБЕДИЛ ВРЕМЯ

В 1833 году по пути из Оренбурга в село Болдино Нижегородской области гений русской поэзии Александр Пушкин посетил старинный казачий городок. 19 сентября того года Пушкин писал жене Наталье Николаевне из Оренбурга: «Я здесь со вчерашнего дня. Насилу доехал, дорога прескучная, погода холодная, завтра еду к яицким казакам».
В Уральске Пушкин собрал богатый материал из истории пугачевского бунта, который позже вылился в историческую повесть о Емельяне Пугачеве.
В этом произведении он не только оживил давно прошедшее, но и сумел передать самые тонкие нюансы того времени. Бунтовщик Пугачев у Пушкина как бы не совсем донской казак, запаливший огонь беспощадной крестьянской войны. Казака Пьянова поэт просит рассказать, как Пугачев был у него посаженым отцом. Пьянов сердито отвечал: «Он для тебя Пугачев, а для меня он великий государь Петр Федорович».
Яицкая вольница всегда была непокорной. Сколько раз пытались усмирять этот вольный дух, но до сих пор можно услышать: «А может и взаправду это царь был?»
На уральской земле для Александра Пушкина было записано и замечательное произведение устного народного творчества - поэма «Баян-сулу и Козы Корпеш».
По одной из версий, в Уральске Пушкин встречался с казахским поэтом Махамбетом. Правда, другие ученые, основываясь на исторических датах, этот факт не подтверждают. Восстание Исатая и Махамбета началось уже после посещения Пушкиным города. Историки считают, что этот вопрос еще требует изучения.
В далекой казахстанской степи Пушкина узнали через переводы Абая. Он стал носителем общемировой культуры, и, как сказала Анна Ахматова, победил время и пространство. Сам Пушкин об этом написал в стихотворении «Памятник»:
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Уральск – это единственное место Казахстана, в котором когда-то побывал Пушкин. А потому неудивительно, что в год русского поэта в Казахстане в нашем городе запланирован ряд мероприятий. В библиотеке имени Жубана Молдагалиева открыта выставка изданных в Казахстане книг Пушкина. Администрация города начала работы по реставрации памятника поэту. А в центре дополнительного образования «Дарын» прошли областные пушкинские чтения.
Их участникам требовалось не только написать сочинение-миниатюру о собственном отношении к поэзии, прочитать наизусть стихотворения Пушкина и Абая и представить театрализованную композицию, но и исполнить музыкальное произведение на слова поэтов. Кроме того, конкурсанты должны были подготовить работы, иллюстрирующие этапы жизни и творчества Пушкина и Абая.
Дипломами первой степени награждены Гульжаухар Баекенова (ученица 10 класса ШГВО), Павел Романьков (ученик 9 класса СОШ № 7), Ерхат Жакашев (ученик 11 класса Анкатинской СОШ Теректинского района), Серик Бекетов (ученик 9 класса Переметнинской СОШ Зеленовского района), а также сборная уральская команда.
Как отмечают в облУО, из числа победителей будет собрано две команды, одна из которых представит Уральск, а другая - нашу область на республиканских пушкинских чтениях. Их планируют провести именно в Уральске. Мероприятие будет приурочено к встрече Путина и Назарбаева, которая, кстати, перенесена на сентябрь.


Влада Вишневская

С МЫСЛЯМИ О НАРОДЕ

Я с ярким солнцем бы сравнил
творения твои
Бог столько сил в тебя вложил,
исполнил вдохновенья…
Моя душа не знает темы: ты
жизнь в нее вселяешь,
Как солнце – мир, так душу ты
стихами озаряешь.
Так писал родоначальник современной татарской литературы Габдулла Тукай о своем кумире – Александре Сергеевиче Пушкине, оказавшем большое влияние на формирование юного татарского поэта.
Тукай – это душа всего татарского народа. Его произведения относят к лучшим страницам мировой классики. «Туган тел» - называют Тукая татары, что означает «родной язык». Гимн татар всего мира написан на его стихи. Это словно колыбельная песня, чудо поэтического гения…
Тукай прекрасно понимал и раскрывал народные чувства и думы:
Мысли все и днем и ночью
о тебе, народ родной.
Я здоров, когда здоров ты,
болен ты – и я больной.
Зародился этот национальный дух в Заказанье, а окончательно сформировался в Татарской слободе Уральска. В стихотворении «Национальные мелодии» он пишет, как услышал грустную песню, беспредельную жалобу, которая вызвала тревогу в его сердце:
Как горька и как же хороша!
Она тревожит сердце, в ней
Татар многострадальная
душа…
В творчестве Габдуллы Тукая крепко сливаются и причудливо переплетаются литература и политика, история и философия, национальное и общечеловеческое. Особое место в его произведениях занимают исламские истоки. Они взяты из коранической философии, которая на первое место ставит науку и просвещение. Благодаря исламскому Ренессансу, пришедшему в Уральск вместе с учителем Тукая Мутигуллой Тухватуллиным, в нашем городе были организованы первые литературно-музыкальные вечера на татарском языке, издавалась первая в мире татарская газета и два журнала. Отсюда вышел и первый профессиональный артист Татарстана Габдулла Кариев, и первая татарская оперная певица Галлия Кайбицкая.
В год 120-летия великого поэта Габдуллы Тукая, чей официальный юбилей состоялся вчера, на его поэтической Родине в Уральске планируется открытие одноименного музея и Красной мечети. Это событие станет итогом 11-летней работы татарского национального центра Уральска вместе с общественностью Казахстана и Татарстана, а также учеными целого ряда республик, и татарский язык с его национальной культурой вновь возвратятся в местную татарскую слободу.


Разак Абузяров,
профессор ЗКГУ, председатель
Уральского центра Тукая

Для музея Тукая нужны
экспонаты. Обращаться
по телефону: 51-02-21.

 

 

 

 
Design by Kumargazhin Almat