Nomer 17 (159) 27 апреля 2006 года

   ТЕНДЕРОМ ПО БЮРОКРАТИИ

Проблема чересчур усложненной процедуры сдачи налоговой отчетности, которая удобна лишь самому налоговому комитету, волнует сегодня, пожалуй, всех предпринимателей. Этот вопрос неоднократно поднимался на различных бизнес-форумах. Однако воз, как говорится, и ныне там. В свою очередь, налоговики утверждают, что никто из налогоплательщиков каких-либо конкретных предложений по изменению существующего положения так и не внес.
- Даже в правительстве не знают, как максимально упростить эту процедуру, - печально констатировал аким области Нургали Ашимов на заседании совета предпринимателей в минувший вторник, и внес свое довольно оригинальное предложение:
- Нужно провести тендер на определение оптимального варианта, который устроит и фискальные органы, и предпринимателей. Мы готовы для этого выделить средства из областного бюджета.
Между тем бюрократические препоны имеют отношение не только к налоговым структурам. Вот какие неутешительные данные привел директор департамента промышленности и предпринимательства ЗКО Гумар Дюсембаев, недавно побывавший на конференции «Бизнес в 2006 году: как улучшить деловой климат в Казахстане», прошедшей в Алматы:
- Большие претензии вызывает сфера внешней торговли. Для осуществления импортных операций в Казахстане необходимо получить 18 документов, в то время как в Турции - одиннадцать, в России - восемь, а в Дании - всего лишь три. А потому с точки зрения простоты ведения бизнеса в части внешней торговли наша республика занимает 142 место среди 155 стран мира. Особенно нелегко приходится начинающим бизнесменам. Для открытия своего бизнеса требуется собрать семь документов, на рассмотрение которых отводится 24 дня. Для сравнения - в Австралии новоиспеченный предприниматель должен представить два документа, и через два дня он уже может приступать к работе.
В общем, государственным органам придется приложить еще немало усилий, чтобы если не догнать, то хотя бы сократить отставание от той же Дании или Австралии. Печально и то, что, по словам председателя местной ассоциации «Центр малого бизнеса» Шолпан Махмудовой, около 60% начинающих бизнесменов в первый же год терпят полное фиаско.
- Это происходит из-за того, что гражданам, открывающим свое дело, негде получить квалифицированную консультацию, нет и специальных методических пособий, - отметила Ш. Махмудова и предложила услуги своей ассоциации при условии, что областной бюджет компенсирует затраты.
Нургали Ашимов поддержал эту идею, однако попросил г-жу Махмудову составить подробное штатное расписание консультативного центра, как того требует бюджетный кодекс.
Среди позитивных моментов можно выделить новость о том, что в ближайшее время в Уральске на базе административного здания бывшего автобусного парка № 1 будет открыт Центр поддержки предпринимательства, где бизнесмены смогут решать текущие дела по принципу одного окна. На эту благую цель выделено 140 млн тенге. Кроме того, прозвучало обещание - западно-казахстанским предприятиям, желающим внедрить систему менеджмента качества ИСО-9000, областной филиал Фонда развития предпринимательства восполнит половину понесенных затрат. Принимая во внимание, что местные компании часто оказываются за бортом тендеров, проводимых КПО б. в., представители местного филиала Союза предпринимателей и работодателей «Атамекен» введены в состав тендерной комиссии иностранного альянса, но только в качестве наблюдателей. Их миссия будет заключаться в том, чтобы указать иностранцам именно на западно-казахстанские предприятия, а не те, которые прибыли из других регионов и попросту зарегистрировались в ЗКО.


Булат МАУЛЕНБЕРЛИЕВ

Design by Kumargazhin Almat