|
ОБЫЧНЫЙ
И ЧУДЕСНЫЙ МИР
ВАЛЕРИАНА ПРАВДУХИНА |
|
   (Начало
в № № 18, 19, 20, 21)
   Книга
включает на первый взгляд разные по своему характеру
произведения. Это автобиографические рассказы писателя
о детских и юношеских годах, охотничьи повествования,
путевые очерки, своего рода записки путешественника.
Однако книга представляется единой по своему настрою,
интонации, особенному языку. Ее пронизывает радостное
и горькое чувство жизни, светлая чистота и легкая грусть,
неизбывный восторг перед многообразием мира - и человеческого,
и природного. Очерки Правдухина никак
нельзя назвать «охотничьими» или «рыбачьими». Писателя
интересовали проблемы исторической, социальной судьбы
Приуралья, перед лицом которой собственные переживания
казались порой незначительными, сугубо личными, затрагивающими
интересы кратковременные и не самые существенные.
|
   
Собственная судьба писателя осмысливается
на фоне народной жизни, в связи с историей родного края, в
сопоставлении с движением всего живого в мире природы: «Мог
ли я, мальчишка, тогда подумать, что этот такой обычный, простой
и чудесный мир когда-нибудь уйдет от меня? И что все имеет
конец? Теперь отца уже нет в живых, а через два, самое большее
три десятка лет не буду ходить по этой земле, перестану дышать
ее теплыми запахами.
   
Над пароходом,
над моей головой в черном клочкастом небе летела казара. В
глубокой заводи под яром тяжело взметнулась какая-то крупная
рыба. Так же, как четверть века назад, на ятови переваливался
жирный осетр, а вверху гоготали гуси, пересекая мир с севера
на юг». Здесь и сожаление по поводу быстро проходящей человеческой
жизни, и восторг перед миром постоянно животворящей природы,
загадочной и величественной в своей красоте.
   
Очеркам
Правдухина свойственен драматизм в изображении народных судеб
и постоянное внимание к человеческой личности. Писатель ведет
повествование о драматических событиях на территории Уральского
края и одновременно рассказывает о том, как изменилось положение
в хорошо знакомом ему поселке Каленом, как сложились судьбы
товарищей его детства. Причем во всем - и в том, как воспринимается
природа родного края, и в том, как заинтересованно автор-повествователь
рассказывает о причудливых и сложных законах социальной истории
- во всем этом проявляется сюжетно-композиционная двуплановость
повествования, сравнения прошлого и настоящего. Минувшее -
это «золотая пора детства», радость первооткрытия мира. В
первозданных красках и звуках оно постоянно возникает на страницах
книги. Это особая память - память о захватывающей глубине
чувств, которые дано было пережить в соприкосновении с природой
и людьми Приуралья: «Судьба закинула меня в Уральский край
семилетним мальчишкой. В Каленом мы прожили всего четыре года.
Но этот отрезок моей жизни и до сих пор мне кажется самым
большим, самым значительным. Воспоминания о Каленом наполняют
меня до краев и теперь. Они, как живая вода подпочвенного
родника, постоянно выплескиваются на поверхность». Писателю
бесконечно дороги Урал и все то, что прямо или косвенно связано
с ними. Он не мыслит свою жизнь без реки и бескрайних просторов:
«Много раз собирался побывать в Урало-Каспийском крае. Снова
глянуть на Каленовский поселок, побродить по родным и памятным
с детства местам. Вернуть на миг самую счастливую пору своей
жизни».
   
Казачий
мир когда-то очаровал душу ребенка и остался в памяти необыкновенно
цельным и нераздельным. Этот мир одухотворен, оживлен детским
взглядом. Эта первая юная любовь, пронесенная через все невзгоды
жизни, стала постоянным и неисчерпаемым источником вдохновения.
Отсюда - органичность фольклорно-этнографического плана в
художественной ткани очерков; постоянное включение бытовых
картин, эпизодов рыбной ловли, охоты, преданий и песен. «Навсегда,
- говорит писатель, - остались в моей памяти серо-желтой глиной
вымазанные ряды саманных изб с плоскими крышами, прямые широкие
улицы, люди высокого роста с размашистым шагом, с резким,
гортанным, но по-московски ласковым говором и веселой улыбкой
язвительного добродушия, женщины скромно-величавого стана,
простой русской красоты, с волосниками или чаще шелковыми
узорными платками на голове, молчаливой улыбкой провожавшие
проезжих. Шустрые казачата, чуть не с пеленок скачущие на
конях, увертливые, лихие волчата степных просторов. Уральский
казак для меня особый тип не только по своему общественному
и хозяйственному укладу, - он для меня первый живой человек
жизни: с ними я рос, он учил меня видеть и любить природу.
От него я заразился страстью к игре и борьбе, иронически-веселому
отношению к невзгодам, у него я перенял первые навыки жизни».
.
Николай
ЩЕРБАНОВ
продолжение следует..
На снимке: Валерьян ПРАВДУХИН
|
|
|