Nomer 48 (294) 27 ноября 2008 года

  ЭКСКУРС

«Яицкий городок возник не на пустом месте»

Судя по заголовку, читатели наверняка поняли, что у доктора исторических наук, профессора, директора Западно-Казахстанского областного центра истории и археологии Мурата Сдыкова имеется свое мнение по поводу даты начала отсчета истории Уральска. Свои доводы Мурат Наурызгалиевич подкрепил весомыми аргументами:
Многими краеведами необъективно оценивается история и роль Золотой Орды. А ведь - это самое сильное в ХIII -ХIV веках государство. Для сравнения - история Золотой Орды более чем в два раза превышает историю Советского Союза. Это - государство торговли и ремесла, высокой культуры и сильной армии, которой платили дань многие подвластные народы и страны. Современникам не пристало однобоко относится к Золотой Орде. Это государство своего времени, во многом жестокого и кровавого. Но это было характерно не только для Золотой Орды. Европа раздиралась династийными войнами и феодальными междоусобицами. В Азии процветали восточные деспотии. Можно продолжать, так как это имеет прямое отношение к теме. Именно время Золотой Орды стало временем появления города, обнаруженного нами в 12 км от Уральска и названного городищем Жайык.
Это открытие, о вероятности которого говорили и наши предшественники, позволит преодолеть существующую еще односторонность в оценке исторических событий.
Я уверен, что до прихода казаков живописные места вдоль реки Урал никоим образом не пустовали. Первые казаки, а по сути это были беглые люди, должны были на что-то жить, где-то добывать лошадей и других домашних животных и так далее. Сделать это они могли, только наладив контакт с коренным населением. В общем, я хочу сказать, что города возникают только тогда, когда для этого имеются не только политические, но и экономические предпосылки. Ведь через наши земли проходило множество караванных и иных торговых путей, связывавших не только Запад с Востоком, но и Север с Югом.
Первые упоминания о городских поселениях на нынешней территории ЗКО имеются в арабских и европейских источниках. К примеру, это карта, составленная в 1367 году итальянскими купцами братьями Пицигани, а также упомянутая карта 1562 года английского капитана Антония Дженкинсона. На последней имеется и название города, вероятно, искаженное, Шакафни. Есть и другие сведения арабских историков средних веков. Так, Ахмед-ибн-Фадлан в «Путешествии в Волжскую Булгарию», написанном еще в X веке, говорит о городском поселении, которое, по его мнению, находилось на месте слияния Урала и Чагана. А Абу-Хамид аль-Гарнати в книге «Путешествие в Восточную и Центральную Европу» (первая четверть XII века - прим. автора) пишет о множестве торговых и караванных путей, проходивших по территории нынешнего Западного Казахстана. Более того, упоминания о крупном поселении на берегу Урала найдены и в древнерусских письменных источниках. В частности, в «Лаврентиевской летописи» есть сведения о городе Саксин. Об этом впервые поведал известный уральский археолог Гаяз Кушаев. Причем он утверждал, что Саксин в IX-XII веках был расположен на месте современных Куреней.
Однако вышеуказанные сведения нельзя назвать прямыми свидетельствами существования крупного городского поселения до появления казаков. Но неопровержимые доказательства у нас все-таки появились. Так, в 2001 году в районе Меловых горок во время обследования трассы трубопровода Карачаганак - Большой Чаган - Атырау группой археологов, которую возглавлял ваш покорный слуга, обнаружено городище, названное впоследствии Жайык. Это городское поселение, относящееся к XIII-XIV векам, то есть к периоду расцвета Золотой Орды, безусловно, является крупнейшим памятником городской культуры на территории Западно-Казахстанской области, и его значение трудно переоценить. Основание на этом месте населенного пункта, занимающего площадь в восемь гектаров, обусловлено природно-географическими условиями.
По всей видимости, обнаруженное поселение, численность населения которого оценивается не менее чем в 3000 человек, исчезло после упадка Золотой Орды, так же, как и Сарайшык. Полученные на месте раскопок Жайыка доказательства свидетельствуют, что уровень развития архитектуры, ремесел и других присущих городскому укладу жизни факторов был намного выше, чем в первых казачьих поселениях на Урале. К примеру, усадьбы и мавзолеи в Жайыке были построены из жженого кирпича, который производили сами же строители, так как в ходе раскопок мы обнаружили печь для их обжига. В то же время известно, что жилье первых переселенцев-казаков представляло собой мазанки из глины с плоскими крышами. Также в городище Жайык имелись бани. Найдены фрагменты металлических изделий, среди них часть зубила, фрагмент чугунного котла и стамеска, множество фрагментов керамики, в том числе использовавшейся для водоснабжения, как поливной, так и неполивной, причем некоторые из них персидского происхождения, фрагменты глазурованной плитки и глазурованного кирпича, сохранившиеся кусочки кожи, бусинки, изготовленные из разноцветного стекла, кольцо с узором в виде восьмиконечной звезды и вписанным в нее кругом, вероятно, из серебра, формы из белого известняка для отливки ювелирных изделий. Кроме того, обнаружены серебряные монеты хана Узбека, который правил Золотой Ордой в 1313-1339 годах.
Все это свидетельствует о достаточно высоком уровне культуры местного населения. Значение городища Жайык заключается в том, что наряду с Сарайшыком это единственные памятники городской культуры Западного Казахстана того периода, ныне известные нам. Скорее всего, были и другие не менее развитые города. Возвращаясь к теме нашего разговора, можно сделать вывод о том, что городище Жайык и есть предоснова современного Уральска. Жители этого поселения проповедовали ислам, что также подтверждается многочисленными археологическими находками.
Распад Золотой Орды привел к образованию нескольких государственных образований не только в Центральной Азии, но и на Руси, и в Восточной Европе. Соответственно, это привело к нестабильности и резкому росту междоусобиц. Отсюда и появление беглых людей в наших степях, а также в Запорожье, на Дону и Северном Кавказе. Если бы нечем было поживиться, они бы здесь попросту не появились. С большой долей вероятности можно предположить, что Жайык был захвачен пришельцами и разграблен, о чем свидетельствуют разрушенные мавзолеи в городище.
В то же время, нужно учесть, что в средние века была характерна частая смена места поселений. В этом есть и «заслуга» своенравного Урала, который в годы больших половодий просто-напросто смывал населенные пункты.

Требуется взвешенный подход

Начальник управления архивами ЗКО Вячеслав Иночкин разделяет точку зрения, высказанную Муратом Сдыковым в прошлом номере «Н» по поводу даты появления Уральска:
- Я очень внимательно ознакомился со статьей Николая Григорьевича Чеснокова и материалом Мурата Наурызгалиевича Сдыкова, в том числе в той части, которая будет опубликована в этом номере газеты.
- И каково ваше мнение?
- Мурат Наурызгалиевич упомянул книгу «Уральск - древний и современный», одним из соавторов которой я и являюсь. В ней обоснованы новые взгляды на историю Уральска и на дату его возникновения. Солидарен с Муратом Сдыковым в том, что для определения даты основания нашего города требуются серьезные и глубокие исследования. Нельзя делать вывод, не изучив досконально материалы из различных источников, причем не только российских, но и арабских, китайских и европейских. В общем, требуется всесторонний взвешенный подход.
- Когда, на ваш взгляд, возник наш город?
- Точного ответа сейчас никто не сможет дать, но целенаправленная работа в этом направлении ведется. Однозначно могу сказать, что первое городское поселение на месте нынешнего Уральска возникло задолго до образования Яицкого городка.

Булат МАУЛЕНБЕРЛИЕВ

Мурат Сдыков

 

 

Вячеслав Иночкин

 

Design by Kumargazhin Almat