Прогноз погоды

 
   
ВСТРЕЧА НЕДЕЛИ
КЛЮЧЕВАЯ "ФИГУРА"
СЛУШАЛА И МОЛЧАЛА
 

     Чувствуется, аким области взял за правило ежемесячно встречаться с представителями разных сфер нашей жизнедеятельности. На сей раз это были учителя. Поделиться своими мыслями в Уральск прибыла и вице-министр образования и науки РК Хафиза Утеулина. Как выяснилось, причина этой встречи и предыдущей, с работниками здравоохранения, – разъяснение февральского послания президента Казахстана народу страны.
   А потому в докладах выступавших чаще всего звучали слова «учитель должен, обязан, от него зависит». Присутствующие педагоги безропотно молчали, не изъявляя желания выступить с наболевшими проблемами.
 
   Нургали Ашимов отметил, что в ЗКО сегодня действуют 478 дневных, четыре вечерних, три специальных, 20 профессиональных школ и 11 колледжей. В них обучаются почти 137 тысяч учащихся. Кроме того, в области работают 63 детских дошкольных организации с охватом 8 700 детей. В сфере образования трудятся около 18 000 педагогов. Из них 13 961 - в сельской местности. В профессиональных школах и лицеях работают 638 учителей, в колледжах – 830.
 
   - Как известно, ключевая фигура в школе – это учитель, - подметил аким области. – И создание ему достойных условий, а также повышение престижа учительской профессии является нашей задачей.
 
   Однако о том, как будет решаться эта задача, говорилось мало. Речь больше шла о более прозаичных вопросах. Как известно, давно назревшей проблемой является подготовка технических кадров – как для городских предприятий, так и на селе. В связи с этим в ближайшее время планируется открытие двух профессиональных школ в Бокейординском и Каратобинском районах и машиностроительного факультета при ЗКАТУ. Перед сельскими профессиональными школами ставится задача подготовки кадров для сельского хозяйства и строительного комплекса. Иными словами, области срочно требуются трудовые резервы по типу «рабочий и колхозница». В этих целях министерство образования и науки планирует поэтапное создание межрегиональных профессиональных центров, финансируемых из республиканского бюджета. Первый такой центр будет открыт в 2006 году в Атырауской области. Его задача - подготовка специалистов для нефтегазового комплекса.
 
   Проблемным по-прежнему остается вопрос стимулирования социального партнерства организаций профессионального образования и предприятий различных форм собственности.
- Не обеспечена качественная подготовка и специалистов среднего звена, - сказал Нургали Ашимов. - Предприятиям зачастую приходится доучивать, а то и переучивать привлекаемые кадры.
 
   По его словам, делу мешает сложившийся стереотип о том, что работать руками – непрестижно. В то же время, молодежь жалуется, что нет работы, а работодатель сетует, что некого нанимать. В связи с этим акиматом области подписано соглашение с областным советом профсоюзов и областным объединением работодателей на 2005-2006 годы.
 
   Этим круг проблем в системе образования не замыкается. Особое внимание необходимо уделить развитию сельских школ. Важным направлением деятельности органов образования должно стать оснащение школьных кабинетов современным учебным оборудованием. Необходимо расширить сеть пришкольных интернатов в перспективных населенных пунктах.
 
   А в целях обеспечения перехода на 12-летнее общее среднее образование необходимо прежде всего повысить профессиональный уровень педагогов. На это в 2005-2007 годы предполагается выделить 1 миллиард 302 миллиона тенге, то есть по 434 миллиона ежегодно.
Несомненно, педагогов обрадовало сообщение начальника департамента образования и спорта Светланы Бисембаевой, касающееся повышения заработной платы. С 1 июля средняя заработная плата учителей общественных и профессиональных школ составит 21 648 тенге, преподавателей колледжей - 26 455 тенге. Но, как оказалось, расслабляться не следует. По словам Светланы Бисембаевой, учителю, достигшему определенного уровня квалификации, почивать на лаврах не придется, так как согласно новым правилам учитель должен каждые пять лет или подтверждать полученную категорию, или повышать ее.
 
   - С этого года вводится и аттестация руководителей педколлективов, - отметила Светлана Иргалиевна. – У нас есть такие школы, где качество работы оставляет желать лучшего. Неслучайно по итогам проверок комиссии облУО на двух последних коллегиях состоялся нелицеприятный разговор по этому поводу.
 
   Какие меры и к кому конкретно приняты, сказано не было. А жаль. Проблемы образования – не узкоцеховые, а касаются всего общества, которое должно знать, что творится в этой сфере.
По-прежнему животрепещущим вопросом остается дефицит ученических посадочных мест. Их по области сейчас не хватает 14 тысяч, из них более 10 тысяч - только в Уральске. К тому же серьезной проблемой является пополнение учительского контингента молодыми кадрами. Особенно это актуально в сельской местности. Поэтому перед районными отделами образования ставится основная задача – продумать комплекс мер по поддержке молодых учителей.
 
   Вице-министр образования и науки РК Хафиза Утеулина в свою очередь сообщила присутствующим, что ее ведомство тоже не сидит сложа руки – сформирован весь блок документов, касающихся перевода студентов с кредитов на гранты.

Галина ВЛАДИМИРОВА

Design by Kumargazhin Almat