Nomer 39 (181) 28 сентября 2006 года

   ЗНАЛ ЛИ ПУШКИН О КАЗАХАХ?

  Окончание. Начало в предыдущем номере.
Пушкин явился и первым собирателем, и первым истолкователем устных документов народного творчества о Пугачеве, памятью о котором более полувека продолжало жить крестьянство и казачество, кочевые народы Поволжья и Приуралья.
«Я посетил места, - писал Александр Сергеевич, - где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев, и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикой».
Пушкин, скрупулезно изучая материалы, касающиеся истоков и причин восстания, натолкнулся на трагические события 1771 года, связанные с бегством калмыков.
Калмыки, жившие в низовьях Волги, внезапно покинули свои кочевья и устремились со своими кибитками на восток. Русское правительство, не имея возможности их остановить, приказало казакам отправиться в погоню. Но казаки отказались. Тогда правительство обратилось за помощью к казахским ханам, хорошо помнившим мучения своего народа во время джунгарского нашествия. Они настигли калмыков у Балхаша. Большая часть скота калмыков погибла в пустыне, а когда оставшаяся часть достигла Китая, то условия оказались настолько плохими, что они запросились обратно.
По мнению Пушкина, это была прелюдия «пугачевщины», ярко осветившая положение на Яике накануне восстания.
Пушкин дал и историческое объяснение поведению казахов. Калмыки входили когда-то в состав сильного Джунгарского ханства, долго воевавшего с казахами. Царизм ловко использовал эту вражду, и когда Нуралы-хан получил указание выступить в погоню, то ответил, что не только готов, «но уже выступил с подвластными ему силами против бегунов». Китайские же пограничные власти тоже обратились к киргизам с просьбой задержать беглецов, а в случае же их упорства отражать силу силою.
Поездка в казахские степи открыла перед Пушкиным новый мир, о котором он знал только понаслышке. Поэт проникся глубокими симпатиями к этим «смирным» народам, заброшенным историей к границам тогдашнего цивилизованного мира, и хорошо понимал, что придет время, когда они будут втянуты в общий исторический процесс.
Работая над «Пугачевым», Пушкин набросал первые строки своего бессмертного «Памятника».
- Слух обо мне пройдет по всей Руси великой… - Это был первый вариант. Поэт написал, что его назовет всяк сущий в ней язык -
И внук славян, и финн, и ныне полудикий
Тунгус, киргизец и калмык.
Примечательно, что Пушкин уверенно поставил рядом имена киргиза и калмыка, о давней вражде которых, разжигаемой царизмом, он только недавно написал, ибо был убежден, что в грядущем столетии они станут братьями.
И еще достойно внимания слово «ныне», резко ограничивающее сферу применения эпитета «дикий», который широко бытовал в тогдашней литературе.
В окончательном варианте «Памятника» Александр Сергеевич исключил название «киргизец», видимо, по филологическим соображениям. В литературе по-прежнему киргизами называли казахов, а самих киргизов именовали другими терминами. Слово же «казах» или «казак» еще не утвердилось.
Все это порождало путаницу, и, скорее всего, поэт вынужден был это наименование опустить.
Все, что ему рассказал о казахах В.И. Даль, может быть, в корне изменило первоначальное мнение поэта об этом народе. А его бессмертные произведения оказались созвучными мыслям и чаяниям казахов. Пушкин начал говорить по-казахски устами великого Абая. «Дубровского» перевел Шакарим, притом уникально, стихотворно, превратив его в великолепную поэму. Все произведения А.С. Пушкина были переведены на казахский язык. В переводах участвовали самые лучшие казахские поэты и писатели - Ильяс Джансугуров, Тайыр Жароков, Касым Аманжолов, Гали Орманов, Куандык Шангитбаев, Гафу Каирбеков, Изтай Мамбетов и многие другие.
Пушкин в сердцах казахов занял достойное место. Нет, наверное, ни одного казахстанского города, где бы не было улицы имени Пушкина. Еще в 1937 году Уральскому педагогическому институту указом Президиума Верховного Совета СССР в связи со столетием со дня смерти Пушкина, было присвоено его имя. А все уральцы гордятся тем, что именно по улицам нашего города ступала нога великого гения русской поэзии.


Бисен ЖУМАГАЛИЕВ

 

 

 

 

 

 
Design by Kumargazhin Almat