Прогноз погоды

 
   
ЭКСКУРС

"В СТЕПИ БЕСКРАЙНОЙ ЗА УРАЛОМ"

 
(Продолжение.
Начало в № 41,42,43)
От могилы Дустана транспорт двигался по той же пустынной степи. За урочищем Кызыл-жар виднелись большие казахские могилы – мазары - со своеобразной архитектурой, но было далеко, и Шевченко не удалось осмотреть их вблизи.

    Вскоре впереди показался Уральский (Иргизский) форт, основанный в 1845 году. «Никогда не забуду, – писал Шевченко, - того грустного впечатления, какое произвел на меня вид этого укрепления… Проводник ответил: «Иргиз-кала»… Представьте себе на сером фоне кучу серых мазанок с камышовыми кровлями… больше похоже на загоны и кошары, чем на жилище людей».
    В 1868 году форт был переименован в город Иргиз.
    Вторая половина пути пришлась на Каракумы. Из-за сыпучих песков, изнуряющей жары, а также нехватки воды и пастбищ лошади падали, люди болели. Обоз растянулся на 15-20 верст. Состояние войск было катастрофическое. Шевченко вместе со всеми тоже довелось вынести немало невзгод: болеть, слепнуть, изнемогать от жажды.
    Но и в этих трудных условиях он не расставался с живописью. Разве можно удержаться, чтобы не зафиксировать что-то новое? Его восхищали невиданные растения пустыни, даже соленые озера. С восторгом описал Шевченко одну из поразивших его картин – пересохшие в адской жаре соляные озера: «С восходом открылась перед нами огромная бледно-розовая равнина. Это – высохшее озеро, дно которого покрылося тонким слоем белой, как рафинад, соли. Я почувствовал легонькое дрожание света и, зажмуривши глаза… пробежал всю ослепляющую равнину. На противоположной стороне с высокого бугра я любовался невиданною мною картиной… Через всю белую равнину черной полосою растянулся наш транспорт, т.е. половина его, а другая половина, как хвост черной змеи, извивался, переваливаясь через песчаные бугры. Чудная, страшная картина».
    Эту «страшную картину» Шевченко тут же нарисовал карандашом в виде эскиза. Вообще по пути к Раиму он выполнил более тридцати известных нам этюдов, зарисовок, на которых отображены как природа, так и история этого обширного края.
    Когда экспедиция остановилась на ночлег возле озера Камышлыбас, Шевченко впервые увидел аулы казахов. В них жили обездоленные люди.
    Последний переход экспедиция прошла ночью, так как днем жара в тени достигала 40 градусов. С восходом солнца путники приблизились к Раиму. Его вид произвел еще более грустное впечатление, чем Уральское (Иргизское) укрепление.
    Раимское укрепление на Сырдарье появилось в 1846 году, в 60 верстах выше устья реки. Свое название оно получило от усыпальницы, сооруженной там более ста лет назад над прахом знаменитого казахского батыра Раима. Памятник древней казахской архитектуры в виде полумесяца стоял на каменном фундаменте и достигал пятиметровой высоты (смотрите на снимке).
    Макшеев жил с Шевченко в одной палатке, как раз напротив усыпальницы. «Могила считалась у киргиз священною, - писал Макшеев, и потому оставлена Обручевым среди укрепления нетронутою, но впоследствии была разрушена по распоряжению инспектировавшего в 1852 году степные укрепления подполковника Т. Возвратясь в Оренбург и обедая у корпусного командира генерал-губернатора Перовского, Т. стал хвастаться своими «разумными мерами» и рассказал о могиле:
    - А вот в Раиме была киргизская могила, так я приказал ее разрушить.
    - Зачем? – сухо спросил Перовский.
    - Да она бесполезна, - наивно продолжал Т.
    - А вы видели полезные могилы? – еще суше заметил Перовский.
    Т. смешался и ни слова более не говорил о своих находчивых распоряжениях».
Макшеев с болью в сердце говорит о вандализме тех недалеких офицеров. Первый спилил и сжег «Аулие агаш». А второй пошел еще дальше, осквернив могилу Раима. Но они сохранились на бумаге благодаря Шевченко. В его картине «Укрепление Раима. Внутренний вид» остатки мавзолея хорошо видны на переднем плане.
    В этом укреплении поэт прожил с перерывами несколько месяцев и сделал около десяти полностью завершенных рисунков. Осматривая вместе с Макшеевым пойму Сырдарьи, а также различные историко-археологические памятники вдоль прибрежных территорий и местные приметы, Шевченко был поражен масштабностью и изобретательностью мелиоративно-ирригационных сооружений, остатки которых протянулись вдоль реки на десятки километров. Они отчетливо свидетельствовали о том, что когда-то здесь существовало хорошо развитое хлебопашество.

Бисен ЖУМАГАЛИЕВ
(продолжение следует)

Design by Kumargazhin Almat