1
Nomer 4 (354) 28 января 2010 года

  ЗАБОТА У НАС ПРОСТАЯ

 

Спустя почти 65 лет после Победы ветераны Великой Отечественной продолжают свой бой. Но не на поле брани...

Хотя фронтовики стараются держаться молодцами, чтобы не быть обузой окружающим, годы берут свое. Многие из них уже не встают с постели. По словам заместителя акима Уральска Талгата Нигметова, из ныне здравствующих в Уральске 488 ветеранов войны только 100 могут обходиться без посторонней помощи, остальным требуется уход на дому. А потому вовсе не случайно авиамеханик полка «Нормандия-Неман» Николай Федорович Ветров хлопочет за товарищей по оружию, оказавшихся один на один со своими бедами.
- Мой друг, инвалид войны Григорий Иванович Дедушенко парализован, - делится Почетный легионер Франции. - Еще год назад за ним ухаживала супруга, которая ослепла, и сейчас ей самой нужен уход. Готовят еду, кормят с ложки и выносят за фронтовиком судно посторонние люди, но за 1000 тенге в день. Такая плата не по карману пенсионерам. Третий год хожу по инстанциям с тем, чтобы выделили Григорию Ивановичу человека для ухода. Не положено, говорят…
Неужели действительно «не положено» на закате лет облегчить жизнь старым солдатам?
Между тем в начале декабря в «Казахстанской правде» было опубликовано постановление правительства РК за № 1938 от 26 ноября 2009 года, в котором определены категории населения, подлежащие паллиативной помощи и сестринскому уходу. С этим постановлением и обратился Николай Ветров сначала в управление здравоохранения по ЗКО, затем в городской отдел занятости и социальных программ, оттуда в приемную местного филиала партии «Нур Отан», а после и к заместителю акима Уральска Талгату Нигметову. Все обещали разобраться.
- Вопрос с Григорием Ивановичем Дедушенко решен, к нему на дом ходит социальный работник, - заверил Талгат Нигметов. – Это все, что может сделать городской акимат. Не в нашей компетенции следить за исполнением постановлений правительства в облздраве, поскольку данное управление напрямую подчиняется министерству здравоохранения.
- Получается, горакимат не может потребовать от облздрава, находящегося на его подведомственной территории, исполнения постановления правительства, зная о том, что оно не выполняется?
- Я бы не стал говорить, что управление не исполняет чего-то. Все, что положено по закону для ветеранов войны, мы делаем – выделяем социальных работников, проводим оповещательную работу, оказываем адресную помощь, поздравляем в праздники…
Кстати, по словам Николая Ветрова, проблема ветерана так и не решена. Как ухаживали за Григорием Ивановичем люди за плату, так и продолжают. Социальный работник есть, но сиделку он не заменит.
Получается, горакимат не может добиться помощи для участника войны! Ведь по сути этот исполнительный орган призван работать ради обеспечения благополучия жителей города, а потому вполне вправе ходатайствовать о решении проблемы перед облздравом, министерством здравоохранения, если это требуется.
Кто такой социальный работник, и что входит в его обязанности? Человек, который за два визита в неделю наведет в доме порядок, получит и принесет пенсию, оплатит коммунальные услуги, сходит в магазин за продуктами и в аптеку за лекарствами. Однако Григорию Ивановичу Дедушенко требуется постоянный уход. По словам заместителя начальника городского отдела занятости и социальных программ Ришата Мажитова, это в обязанности социального работника не входит:
- У нас 70 социальных работников, каждый из которых обслуживает ежедневно по 10-15 престарелых людей. Максимум, что они успевают, это побывать у своих подопечных два раза в неделю. Для инвалидов первой группы дополнительно может быть выделен индивидуальный помощник, который призван сводить стариков на культурно-массовое мероприятие, в больницу. Готовить еду и ухаживать за престарелыми в их обязанность тоже не входит.
В управлении здравоохранения по ЗКО пояснили, что о постановлении правительства о паллиативной помощи и сестринском уходе информированы, и в данный момент происходит сбор информации о нуждающихся, а также проверяется готовность медицинских учреждений ее оказать.
- Проблему Григория Федоровича Дедушенко я беру под свой контроль, - пообещала начальник отдела анализа медицинских услуг и лицензирования Дина Сыдыкова, не забыв при этом оговориться: – Мы уточним диагноз ветерана, и если он нуждается в сестринской помощи, то после выделения министерством здравоохранения денег она будет ему оказана. Сестринская помощь оказывается в зависимости от состояния нуждающегося от четырех до восьми часов ежедневно, либо круглосуточно, но в стационаре. В обязанности медсестры входит кормление пожилого человека, но готовить еду, убирать, стирать должна сиделка, которая в управлении здравоохранения не предусмотрена.
Словом, горакимат может выделить адресную помощь и поздравить ветерана Великой Отечественной войны, городской отдел занятости выделит социального работника, управление здравоохранения – медсестру. А вот сиделку, в коей нуждается Григорий Дедушенко, он, видимо, не дождется. Может, меценат найдется…

Ирина КРИУЛИНА

Design by Kumargazhin Almat