1
Nomer 4 (354) 28 января 2010 года

   КТО СПАСЕТ ЧАГАН?

Угроза медленной гибели Урала-батюшки, главного источника жизни Приуралья, не раз обсуждалась в области и за ее пределами на самых разных уровнях власти. А вот почему-то плачевное состояние других, не менее важных для уральцев рек – Чагана и Деркула, - замалчивается, будто и нет проблемы вовсе.

Эту больную для горожан тему «Н» затрагивает сегодня вместе с ветераном труда, в прошлом гидротехником Николаем Павловичем Бородкиным. Он считает, что если не принять кардинальных мер сегодня, завтра от притоков Урала останутся лишь заболоченные стоки, и предлагает свои пути спасения.

- Николай Павлович, какова, на ваш взгляд, основная причина обмеления Чагана и Деркула?
- Причина – в нерациональном использовании природных ресурсов. Что касается Чагана, то его погубили так называемые рукотворные «айсберги». А таких на Чагане два, они крепко врезались в дно и уже несколько десятков лет губят реку.
- Вы имеете в виду насыпи под мостом?
- И не только. Первый «айсберг» – Чаганская плотина, запроектированная в конце 50-х годов прошлого века алматинскими проектировщиками. Она находится в устье Чагана в районе Ханской рощи. Мощная, монолитная глыба из железобетона стоит на гравийном основании. Строилась она с 1958 по 1963 годы и рассчитывалась на максимальный расход воды 1050 кубов в секунду.
- А второй «айсберг»?
- Он расположен под автомобильным мостом, в районе железнодорожного, а в народе – Чугунного моста через Чаган. Мост проектировался также алматинскими специалистами и ими же строился с 1973 по 1979 годы на месте бывшего здесь понтонного моста. Рождался он «в муках», и строительство его заканчивало уже Уральское МСУ, которое потом «забыло» или не захотело убрать по окончании работ тонны разнокалиберных железобетонных блоков, металлические баржи и прочий строительный хлам.
- Выходит, строительным отходам более 30 лет. Немалый срок…
- Да, и этот рукотворный «айсберг» наносит непоправимый вред Чагану, оставляя перед собой выше по течению реки тысячи и тысячи кубических метров твердых донных наносов. В результате «мертвый» объем реки превышен вдвое. В настоящее время Чаган и Деркул в зоне подпора Чаганской плотины превратились почти в болото. И только выше по течению, в поселке Новенький, еще можно встретить желтые кувшинки и белые лилии, а также бьющие холодными струйками донные родники. Удивляет равнодушие народа, с безразличием смотрящего на гибель своих рек. Не бьют тревогу по этому вопросу ни управление экологии, ни водная инспекция, ни Гидромет. Молчат городская и областная санэпидстанции, а также депутаты разных уровней, акимы. А реки продолжают гибнуть…
- Видимо, уже и сам «чугунный» мост требует ремонта, а значит, бетонные «острова» или, как вы их окрестили, «айсберги», могут возникнуть вновь. Что тогда будет с рекой, и возможно ли возрождение Чагана и соответственно впадающего в него Деркула?
- Мост уже отработал свое и, естественно, нуждается в капитальном ремонте. В 2008 году был составлен проект на средний ремонт моста. Строителям придется усиливать уже существующий «айсберг» по высоте еще на метр или даже полтора по всей площади. На мой взгляд, к работам необходимо приступить сразу после весеннего паводка, сбросив при этом всю воду из реки, а значит, необходимо продумать перевод транспортного потока. А потом надо не забыть убрать весь «айсберг», причем сразу же, на оставляя его на 30 и более лет.
- Считаете, что для возрождения рек достаточно убрать рукотворные насыпи?
- Не только. Пагубное влияние на состояние Чагана и Деркула оказывает и строительство коттеджей на месте бывших дач. Огромные дома с автономным тепло- и водоснабжением и «дырявыми» септиками загрязняют грунтовые воды. В отношении их тоже необходимо принять санитарные меры, иначе здесь будут не кувшинки цвести, а «благоухать» сточные воды. Реки еще можно спасти, для этого необходим целый комплекс мер и значительные финансовые вливания. Почему бы жизнь Чагана и Деркула не возродить, направив на их восстановление деньги из так называемой «Дорожной карты»? По моим подсчетам, на это за пять лет понадобится около двух с лишним миллиардов тенге при ежегодном расходе в сумме 450 миллионов.
- Вы можете предложить конкретный план?
- План – да, а вот проект необходимо доработать специалистам. Я предлагаю в 2010 году отремонтировать мост на СМО, согласно уже составленному в 2008 году проекту. На что потребуется 450 млн тенге. Далее составить проектно-сметную документацию и построить шлюз-регулятор с пропуском воды 500-600 кубометров в секунду в протоке Ревунок, что находится на дороге Уральск-Зачаганск с одним или двухсторонними шандорами (металлические щиты – прим. авт.). Шлюз обойдется в миллиард тенге. Параллельно с данными работами уже в этом году с помощью землесоса, а он есть в ОАО «Уральскводстрой», в осенний период очистить русло Чагана по центру реки вплоть до поселка Новенький. Пока будет строиться шлюз, необходимо ежегодно очищать донные наносы в реке Чаган. Затраты по этому виду работ составят 600-700 млн тенге. Аналогичную работу необходимо провести и на реке Деркул до райцентра Переметное. Понадобится и топографическая съемка русла рек.

Возможно, предложение Николая Павловича Бородкина заинтересует соответствующие инстанции, или просто неравнодушных людей, кто-то захочет высказать свое видение проблемы, «Н» будет рада продолжить эту тему на своих страницах. Главное - не молчать, а сообща возродить то, что загублено нашими руками.

Ирина КРИУЛИНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat