Nomer 4 (354) 28 января 2010 года

  Василий Андреевич БАЕВ: "ШКОЛА ТРЕБУЕТ ПОЛНОЙ САМООТДАЧИ"

Имя Василия Андреевича Баева хорошо известно многим в нашем городе, потому что этот человек – настоящая педагогическая легенда. У него училось не одно поколение уральцев, и многие бывшие его ученики до сих пор вспоминают, как искали имя любимого учителя в советских энциклопедических словарях. И когда не находили, очень этому удивлялись.
Согласитесь, далеко не каждый педагог может получить такую высокую оценку у своих воспитанников. Но в данном случае иной и не могло быть, поскольку речь идет о педагоге с большой буквы.
Василий Андреевич, который на днях отметил 80-летие, без преувеличения, всю свою жизнь посвятил детям, воспитывая их силой своего примера. А ведь заслуженный учитель Казахской ССР, награжденный за свой труд орденом «Знак почета», медалью «За трудовую доблесть», многочисленными грамотами – от городского отдела образования до союзного министерства, в педагогический институт попал совершенно случайно.

- Я мечтал стать юристом и даже поступил после школы в Саратовский юридический институт. Жизнь послевоенная была нелегкой, семья помочь мне не могла, и надо было как-то самому существовать. Экзамены я сдал неважно, поэтому стипендию не получал. Надеялся найти какую-нибудь работу, но… Месяц поскитался по Саратову и вернулся в Уральск.
- И поступили в педагогический?
- Нет, конечно. Ведь учебный год уже начался. Я устроился в инструментальный оркестр при клубе железнодорожников. Работал с удовольствием, поскольку музыку очень любил, играл на нескольких инструментах – балалайке, мандолине, гитаре, аккордеоне. Участвовал в самодеятельности, танцевал, посещал драмкружок, спортом занимался…
- Словом, творчески реализовывались…
- Искал свой поезд. Через год в сентябре на танцы пришла группа молодых людей из пединститута, среди которых был мой одноклассник Саша Кузнецов. Спрашивает, ты почему здесь? Пойдем к нам, у нас недобор и объявлен дополнительный прием на двухгодичный учительский факультет. И буквально сагитировал меня.
- Значит, за то, что вы стали учителем, надо благодарить его величество случай?
- Получается так. Хотя тяга к общению с ребятами у меня была всегда. Но пока не было ощущения, что это мое. Ну, сдал я экзамены – на троечки, опять без стипендии. А кушать-то хочется. Сессию сдал уже на отлично – жизнь заставила. Мне сразу назначили повышенную стипендию и по итогам года перевели с учительского на педагогический четырехгодичный факультет. И во время студенческой практики, давая уроки, я понял: вот оно, мое!.. После окончания института мне предложили остаться на преподавательской работе.
- Получается, педагогический путь вы начинали в стенах родного вуза?
- Нет, все-таки пошел в школу. Несмотря на отличную учебу, я считал, что недостаточно подготовлен для работы в институте как математик. Проработал два года в старой 7-й школе. Бросил занятия музыкой, так как был уверен: коль уж ты стал учителем математики, то должен очень глубоко копать этот предмет. Однако уговорили меня, и я ушел в институт. И вот что интересно: вроде и работал неплохо, и авторитет был, и кандидатский минимум в аспирантуре сдал. То есть перспективы были очень хорошие. Но удивительное дело, когда я выходил со студентами на практику в школу – вот это была песня!
- И вы ушли?
- Ушел. В то время это было событием. Как же, преподаватель института с немалым стажем уходит работать в школу! Спрашивали - почему, зачем? А мне нравилось в школе, и все!
- Вы сразу стали директором?
- Да, мне сразу доверили новую школу, она только строилась - № 23. Я-то думал тогда, что я король! Как же – в институте работал, математику великолепно знаю, приду в школу и все смогу! А оказалось, что я ни учительскую, ни директорскую работу не знаю совершенно. Пришлось окунуться с головой в новое для себя дело и учиться, учиться, учиться… И когда я стал директором новой 7-й школы, у меня уже был опыт - и как учителя математики, методиста, и как директора, организатора.
- Как вы считаете, директор школы – это служба или служение?
- Безусловно, служение! И огромная ответственность. За учащихся, которых надо подготовить к более высокой ступени, а у нас был большой процент поступления в вузы, и нужно было держать планку. За коллектив, который поверил в тебя. Тут уже не до директорских амбиций, тут надо делу служить.
- С вашим именем связано много интересных начинаний в школе…
- Меня всегда привлекали новаторские идеи. И поскольку я очень любил музыку, то начал с того, что перестроил котельную под музыкальную школу. Влетело, конечно, ведь делалось это без разрешения. Но все-таки школу в школе - музыкальную в общеобразовательной - мне удалось создать. Построили мы и первую теплицу, первый тир, первыми стали вывозить детей в летние лагеря труда и отдыха. Были новаторами в школьном самоуправлении, ввели кабинетную систему. Как директор я видел свою задачу в том, чтобы школа развивалась не флюсово, односторонне, а в разных направлениях. Сумеешь это сделать, будет результат, не сумеешь – школа будет однобокой.
- Вам удалось создать удивительно творческий коллектив. Вы сами подбирали кадры?
- Многие учителя сами стремились попасть к нам в школу. Правда, в гороно реагировали на это болезненно. Я ведь не всегда брал на работу тех, кого они ко мне направляли. Да и между директорами была негласная договоренность – кадры не переманивать. Поэтому сначала согласовывал вопрос с директором, а затем уж учителя к нам на работу принимал. Постепенно и в гороно смирились, ведь школа была одной из лучших в городе. И прежде чем направлять кого-то, мне звонили, советовались. Эту кандидатуру я потом со всех сторон изучал. А как иначе? Я уверен - без хорошего коллектива не добьешься хороших результатов. Причем внутри коллектива обязательно должно быть ядро, лидеры, на которых можно равняться и опираться в работе. Такие у меня в каждом методобъединении были.
- Вы помните свой костяк?
- А как же! Только всех не перечислишь, назову лишь некоторых. Это Елизавета Викторовна Шотт, учитель немецкого языка. Людмила Ивановна Чурикова, учитель биологии – именно она организовала первую в городской школе теплицу. Анна Давыдовна Данченко, моя ученица, сильнейший учитель математики. Маргарита Евгеньевна Суетина, также математик. Нина Денисовна Аблаева, учитель русского языка и литературы. Лидия Александровна Капистко, Галина Ивановна Афанасьева – учителя английского языка. Историки Татьяна Афанасьевна Бокаушина и Надежда Михайловна Классина. Это Алиса Андреевна Беккер и Евгений Севастьянович Ашенбреннер, с которыми я учился и которых переманил из Подмосковья, где они были одними из лучших учителей физики. Причем наши шефы – арматурный завод – отнеслись к этому с полным пониманием и выделили для них квартиры. Все это профессионалы, учителя высочайшего класса, которые работали с полной самоотдачей, чего и требует школа!
- Но вы и сами были великолепным учителем математики. В связи с этим скажите, обязательно ли надо совмещать директорство и учительство? Ведь директору при его многочисленных обязанностях порой не удается качественно провести урок…
- Я считаю так, если директор не является одним из лучших учителей в школе, – одним из лучших! - он никогда не будет профессионально руководить школой. Это как в музыке: разве ты сможешь научить кого-то играть на инструменте, если сам не умеешь?
- Так ведь учат!..
- Возможно, но это не мое. Директор школы должен, в первую очередь, быть высококлассным методистом. Мне в этом плане здорово помог институт. Учителя знали, что я хорошо владею методикой и анализом урока, считались с этим. И готовились. Я никогда не приходил к ним внезапно, обычно предупреждал заранее.
- И обеспечивали учителю бессонную ночь!
- Не без этого, как потом говорили. Но зато и довольны были, поскольку могли показать свой творческий потенциал. И когда я проводил анализ и давал высокую оценку уроку, у учителей крылья вырастали. Ведь очень важно, когда твой труд оценивает профессионал. Конечно, отмечал и недостатки, если таковые были. Но старался при этом не обидеть учителя. Я вообще никогда не давил на людей, не кричал « я вас научу, как надо работать»! Угрозами и упреками только унизишь и себя, и других. Поэтому те директора, которые пытаются чего-то добиться путем давления, выбирают плохое направление. Вызови у учителя интерес к предмету, поддержи стремление стать лучшим среди лучших, тогда и получишь нужный результат.
- Вы не могли бы вспомнить какой-нибудь интересный случай из школьной практики?
- Только без фамилий. Представьте - опытный, но жесткий учитель. Ребята его побаиваются, но уважают за высокий профессионализм. Прихожу к нему на урок. И он знал, что я приду. Перед объяснением новой темы проверяет пройденный материал. Вызывает отличницу, хотя я не очень одобрял, когда начинают сильных учеников показывать. Она встала и молчит, ответить не может. Он: не готова? Садись, два. Вызывает следующего, тот тоже молчит. Ставит двойку, вызывает другого. Когда дошло до восьмой двойки, я потихонечку вышел. Звонок. Заходит этот учитель: Василий Андреевич, а я ведь этот материал им не объяснял… Оказалось, учитель просто спутал классы.
- Такое вполне возможно, особенно сегодня, когда на учителя обрушилась буквально лавина бумаг. За отчетами скоро не только классы перепутаешь, учеников перестанешь видеть!
- В свое время и мы роптали на излишнюю отчетность. Но тогда и теперь - это разные вещи. Сегодня многие мои бывшие коллеги жалуются – отчетность отнимает колоссальное время! Однако излишний контроль никогда не приводил к хорошим результатам. Учитель начинает думать о показателях и перестает думать об учениках, перестает творить. Конечно, контролировать надо, но нельзя при этом терять чувство меры...
- Как же остановить этот бумажный вал? Такое впечатление, что в министерстве образования сидят люди, далекие от школы!
- Вот вы и ответили на свой вопрос!.. Чем профессиональнее будет руководить министерство образования, тем меньше будет бумаг и бумажек, ненужных отчетов и сведений. Поэтому начинать надо не с директоров, не с учителей, а с верхнего эшелона. Случайные люди, попавшие в министерство или другие руководящие органы, становятся служаками, исполнителями. Им сказали, они будут строчить и в школы эти бумаги спускать. В результате учителю некогда работать с детьми. Профессионалы нужны, а их не хватает.
- Василий Андреевич, что для вас особенно ценно, а что категорически не приемлемо в людях?
- Абсолютно не приемлю ложь, обман. Не люблю хитрящих и юлящих. А ценю доброту. Ее сейчас многим не хватает.
- Ваши пожелания молодым учителям.
- Любите детей, любите профессию. Если нет любви к своему делу, то не надо ходить в школу. Не терзайте ни себя, ни детей...

Беседовала
Ольга ОЛЮНИНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat