Nomer 35 (281) 28 августа 2008 года

  УЧИТЕЛЬСКАЯ ДОЛЯ

Почему падает престиж профессии педагога?

В преддверии учебного года по городам и весям Казахстана, в том числе и в Уральске, прошли традиционные августовские совещания работников образования. Правда, совещание носило отнюдь не со-ве-ща-тельный, а скорее отчетный характер, на обсуждение проблем отдельных школ попросту не хватило времени.
Звучали доклады руководителей разного уровня с перечнем известных цифр, а иные просто их зачитывали исключительно на государственном языке. Между тем даже глава государства Нурсултан Назарбаев проводит свои выступления на двух языках, а в послании к народу Казахстана ставит цель - обучать подрастающее поколение грамотному изложению речи, а не прочтению, на трех языках.

Обратившись к учителям области, аким ЗКО Бактыкожа Измухамбетов, отметил, что качество образования, степень культуры подрастающего поколения, а, следовательно, и в скором будущем уровень жизни страны всецело зависит от труда, профессионального и педагогического опыта учителя.
- Высокие стандарты образования особенно актуальны при реализации выбранной стратегии Казахстана по вхождению республики в 50 развитых стран мира, - сказал глава области. - В ЗКО на развитие образования выделено 22 миллиарда 600 миллионов тенге, что на 2 миллиарда 300 миллионов тенге больше, чем в прошлом году. При этом на одного учащегося средней общеобразовательной школы нынче планируется потратить 117 тысяч тенге бюджетных средств в учебный год.
Добавим, что в ЗКО 457 школ, в которых обучается 100,3 тысячи учащихся.
Если с 1991 по 2006 годы по стране введены в строй 133 новые школы, то с 2007 по 2011 годы планируется построить 245 школ, что позволит решить проблему обучения детей в три смены. Только в ЗКО за счет средств местного бюджета в 2008 году предусмотрено проведение капитального ремонта 69 объектов образования на 2014,8 миллиона тенге, в том числе 14 профессиональных школ и лицеев. Ремонт 56 объектов уже ведется.
На совещании была озвучена и проблема нехватки мест в детских садах. За прошедший учебный год за счет капитального ремонта детских садов и реконструкций помещений сеть дошкольного образования увеличилась на 17 единиц и составила 97 дошкольных организаций, 31 комплекс-школу и 69 мини-центров. К концу текущего года перед 1900 маленькими западно-казахстанцами распахнут свои двери восемь новых детских садов. Процент охвата детей дошкольного возраста в ЗКО достаточно высок - 42,9, что на 3,8 процента выше общереспубликанского показателя. Конечно, с учетом десяти тысяч очередников в дошкольные учреждения этого мало, но радует, что местная власть начала заниматься решением этой проблемы.
В едином национальном тестировании ЗКО на пятом месте в рейтинге областей Казахстана. Но результат ЕНТ 73,32 балла – заслуга школ Уральска, у учащихся сельских школ области этот балл значительно ниже. В свою очередь школьники, обучающиеся на государственном языке, показали еще более низкие знания на ЕНТ, нежели ребята с русским языком обучения. Реальность означает, что качество обучения на селе низкое из-за острой нехватки кадров. Аким области дал поручения акимам сельских районов создать инструмент для закрепления педагогических кадров на селе.
Правда, закрепить кадры не удается и в школах города. В докладе представителя министерства образования Ардак Садыковой прозвучала и вовсе шокирующая цифирь:
- По Казахстану не хватает 2848 учителей, особенно по английскому языку, математике, физике, информатике. При этом 21% учителей старше 50 лет, 3% - до 30 лет, а стаж 13% учителей не дотягивает до 3 лет.
Между тем, по официальным данным, в ЗКО в этом учебном году в школах 300 вакансий. Но эта цифра так и не прозвучала, очевидно, никто из докладчиков не захотел портить статистику. Хотя в Уральске только ЗКГУ имени Утемисова ежегодно выпускает 600 педагогов, да плюс 230 специалистов начального образования выходят из стен педагогического колледжа. Молодые дипломированные учителя не стремятся работать в школе. Мизерная оплата труда, высокие нагрузки, состояние нервного стресса, низкий статус профессии учителя, с одной стороны, и повышающиеся требования к качеству образования, уровню квалификации, подготовке уроков с использованием новых технологий и современных методик – с другой. Да что говорить, каждый ли учитель может себе позволить купить компьютер с выходом в Интернет для подготовки к урокам и составления различного рода дидактического материала?
- Современный учитель готов внедрять в свою работу новые технологи, но местные управленческие кадры не уделяют должного внимания этой проблеме и не поддерживают учителей в своих начинаниях, - заявила Ардак Садыкова. - Поэтому таких учителей мало, и держатся они на голом энтузиазме. Это, в свою очередь, порождает низкие результаты обучения в школе.
А каждое государство хочет видеть свою молодежь не только образованной, конкурентоспособной на мировом рынке труда, но и воспитанную в духе национальных традиций, патриотизма и любви к своей родине. Однако сейчас у подрастающего поколения свои ценности, о чем свидетельствуют следующие факты.
Социальный опрос, проведенный среди старше-классников министерством образования РК, показал, что только 16% молодежи интересуются политической жизнью страны, 29% (!) ценят чужую жизнь, 26% воспринимают культуру как необходимую составляющую общественной жизни, 27% дорожат своим здоровьем, а вот 71% молодежи абсолютно ничем не интересуются.
По результатам первой половины 2008 года в правоохранительных органах зарегистрировано 19500 несовершеннолетних нарушителей общественного порядка. По ЗКО на учете стоят 679 детей за воровство, убийства, грабежи. Причем подростковая преступность «помолодела».
Часто возникающие конфликтные ситуации между учителем и учеником, неуважение к труду педагога лишь подтверждают наличие проблемы низкого уровня культуры современных детей. Вот и получается, что верными педагогической деятельности остались лишь те, кто при дипломе с высшим образованием не смог занять более оплачиваемую нишу на рынке труда, да энтузиасты, преданные своей профессии.
В качестве подарка учителям области и доказательством того, что их труд все же востребован и необходим обществу, на августовское совещание съехались выпускники разных лет, обучающиеся в высших заведениях страны и за рубежом.
В заключение выступил представитель администрации президента из Астаны Какытжан Саркеев:
- ЗКО граничит с пятью российскими областями. Это уникальная возможность перенять педагогический опыт ваших соседей, повысить их квалификацию.
На это, казалось бы, доброе пожелание один из учителей, сидящий в зале, недовольно буркнул:
- Теперь за свой счет еще и в Россию учиться отправят.
Реплика из зала не случайна, ведь не секрет, что наших учителей прошлым летом использовали чиновники в качестве орудия для реализации своих политических амбиций. Подготовка предвыборной кампании - их заслуга. Учителя - это и дармовая рабсила. Тому беспрецедентный пример – уборка парка культуры и отдыха в Уральске. Ведь очищали территорию именно учителя в свое свободное от работы время.
При этом казахстанская учительская братия еще и находит в себе силы учить наших детей светлому, доброму, вечному, применять в своей работе новые современные технологии и в общем-то быть на высоте в любых ситуациях.

Ирина КРИУЛИНА

 

 

 

 

Design by Kumargazhin Almat