Прогноз погоды

 
   
ТЯЖБА НЕДЕЛИ
И ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН
     Закон об авторском праве в Казахстане далеко не совершенен. Об этом говорят сами юристы. Но тем не менее дела о защите авторского права ведутся, хотя в большинстве случаев касаются прав музыкантов и поэтов. А вот в Уральске появился интересный прецедент - в городском суде заслушивается единственное в ЗКО дело о защите авторского права фотографа Сергея Папко, хорошо известного в Приуралье.Жизнь Сергея Папко никогда не была стандартной, начиная с самого рождения. Он, коренной уралец, родился в... Азербайджане г. Ханлар, умудрившись появиться на свет, когда мама Нина Васильевна приехала в эту республику в гости к родственникам. Отец Сергея - Анатолий Папко - был фотографом-любителем, но передать сыну свое мастерство не успел - его жизнь трагически оборвалась, когда Сергею исполнилось всего девять лет..

Через три года его воспитанием занялся второй отец Александр Алексеевич Гавва.       Трагедии вообще не оставляли Сергея надолго. С первой женой они потеряли любимую дочь, и, не вынеся горя, развелись. Сергей перестал петь и играть на гитаре. Но увлечения виндсерфингом не оставил, благодаря чему и спас жизнь человека на Челкаре в 1993 году. Женился во второй раз, но опять не сложилось. Кстати, 11-летняя дочь от второго брака Кристина тоже увлекается фотографией.
Дело отца Сергей никогда не забывал. С 12 лет начал фотографировать, «работал» фотокорреспондентом школьной газеты. С 14 лет увлекался парусным спортом, а в 1976 году вместе с Алексеем Тяпухиным стал чемпионом Х Чардаринской регаты. В Западно-Казахстанском сельскохозяйственном институте получил профессию инженера-механика, затем работал на заводе им. Ворошилова (ныне «Зенит») над внедрением робототехники. Дело дошло даже до разработки полностью механизированной линии, но... «пришел Горбачев, и вся работа рухнула», говорит Сергей.
      Любительской киносъемкой занялся в 24 года. В 1996 году это увлечение переросло в профессиональную работу. В 1998 году создал фильм «Путешествие на «Кадетах» от Уральска до Гурьева», который не единожды демонстрировался на телеканалах города. Работал на «ТДК-42» и «КТК». В период творчества на «ТДК-42» создал яркие постановочные видеоролики, из которых, пожалуй, самой интересной работой является музыкальный видеоклип «Ты мой лучший друг». Специализировался на создании сложнопостановочной видеорекламы, представительских, документальных, учебно-методических и игровых фильмов. После овладения техникой телесъемки обратился к рекламной фотографии. В 39 лет получил и диплом режиссера-оператора в Московском заочном Народном Университете. «Под сорок лет с ума сошел - учиться надумал», - шутит Сергей по этому поводу. Хотя собственно учебы как таковой и не было. Когда Сергей отправил в Москву свои работы, его куратор Александр Дегтярев написал: «Я не знаю, чему Вас учить, Вы сами всего достигли. Могу общаться с Вами только как с равным, если есть вопросы ко мне по поводу фото или видео - спрашивайте»...
      Для Сергея фотография, по его словам, прежде всего удовольствие, свободное творчество и только потом - работа. Он не просто фотограф, он - фотохудожник.
      - Его работы - настоящие фотокартины, - сказала искусствовед Алия Сапарова на авторской фотовыставке «Смотреть, чтобы видеть», прошедшей в 2000 году в Уральске.
      Многие посетители фотовыставки тогда пытались проверить, действительно ли в рамках находятся фотографии, а не картины. В 2003 году он выпустил серию открыток «Памятники истории Уральска в фотографиях Сергея Папко». Однако его состоятельность как фотохудожника подвергли сомнению. А вышло это так.
      В августе 2001 года администрация города задумала выпустить календарь с видами Уральска. В этой связи с Сергеем Папко заключил договор ДК молодежи. А предварительно Сергей, по его словам, встретился с заместителем акима города Еленой Тарасенко и попросил нигде больше фотографии эти не использовать. Но в 2003 году Сергей вдруг увидел свою работу на биллборде, установленном по ул. им. Гагарина. Узнав, что биллборд изготовило РИА МИР, он обратился в эту организацию с просьбой выплатить ему авторский гонорар - за использование фото. Сумму запросил согласно закону в процентах от оплаты за исполнение билборда. Но генеральный директор РИА МИР С. Чудненко посчитал эти деньги слишком большими и предложил Папко две тысячи тенге... «как инвалиду». Сергею поставлен страшный диагноз - опухоль головного мозга. Но гонорар он просил отнюдь не как инвалид II группы, а как фотохудожник.
      - Любой казахстанец, в том числе и Сергей Папко, может обратиться в суд как гражданин, требующий защиты своих прав, - прокомментировал и.о. начальника отдела по правам интеллектуальной собственности областного управления юстиции Сырым Жолаев. - В соответствии со ст. 6 «Гражданского кодекса РК» фотокадр является объектом интеллектуальной собственности.
      За защиту авторских прав Сергея взялся юрист общественной приемной «Надежды» Шакир Суханбердин. Суд первой инстанции под председательством А. Ниязбекова иск Сергея Папко не удовлетворил. Сергей подал апелляционную жалобу, после которой суд второй инстанции отправил дело на новое рассмотрение. Впрочем, и ответчики времени зря не теряли, обратившись с жалобой в Верховный суд. Но там жалобу отклонили. Теперь дело за решением городского суда.
      Надо сказать, корректной самозащиту ответчиков назвать сложно. На заседании суда фотохудожника пытались выставить вымогателем, говорили, что он должен быть благодарен за то, что его произведение широкодоступно... В ход пошло даже заявление о том, что на момент рассмотрения дела биллборда как такового уже не существовало. Но тем не менее в сюжете, прошедшем по телеканалу «Хабар» 18 октября 2003 года, он зафиксирован. Хотя сейчас этого рекламного щита действительно нет, был заказ на его изготовление, за который заказчик «Гордорстрой» заплатил РИА МИР немалую сумму, а последний не пожелал поделиться прибылью с автором фотографии. Теперь судебная тяжба затягивается, а здоровье Сергея ухудшается. Он борется с болезнью, применяя всевозможные средства. Перепробовал лечение у экстрасенсов, народных целителей и новые методики, вроде «Тяньши», прооперировался в Ленинградской военной академии. Решился даже на новейшую технологию, заключающуюся в инъекции вещества на основе стволовых клеток. Вот только для этого надо добраться до Москвы, а состояние больного сейчас этого не позволяет.
      А еще он ждет решения суда, и не только для себя. Все фотографы, будучи в курсе этого дела, ожидают, чем же оно завершится. Потому что прав у уральских фотографов практически нет. Их произведения сплошь и рядом используются всеми, кому не лень, без соответствующей выплаты авторских гонораров. Вот только возмутиться по этому поводу в суде решился один Сергей Папко.

 
Оксана ДЕМЕНТИЕВСКАЯ
Design by Kumargazhin Almat