|
   
(Начало
в №№ 18-27, 29,30)
Роман «Яик уходит в море» щедро насыщен казачьим фольклором.
На страницах книги звучат казачьи песни - военные и бытовые,
лирические и сатирические. В них слышатся голос и оценки народных
масс, их отношение к различным, преимущественно социальным,
событиям, высказывается народное мнение по поводу всего происходящего
в жизни. Думается, что народнопоэтическая струя, столь сильно
заявившая о себе на страницах правдухинского произведения,
сближает «Яик уходит в море» в этом отношении с романом М.
А. Шолохова «Тихий Дон». Писатель придавал народно-поэтическим
источникам первостепенное значение.
|
|
|
   
В романе остро ощущается присутствие
лирического начала, свидетельствующего о глубокой заинтересованности
писателя в изображаемом: он взволнованно описывает красоту
уральской степи, восторженно прославляет мощь Яика-Горыныча.
Правдухин в произведении остается верен той интонации, той
творческой манере, какая выразилась и в его очерках. Он тонко
чувствует мир природы, а его любимые герои живут в полном
единении с ней, понимая красоту и выразительность родного
края. Роман невозможно представить без тех многочисленных
пейзажных картин, которые придают произведению особую эмоциональность.
Мы привычно говорим (и говорим совершенно справедливо) о шолоховском
пейзаже, в котором запечатлено разнообразие и богатство донской
природы в разные времена года. Но можно и нужно говорить о
пейзаже в произведениях Правдухина, особенно в его романе
«Яик уходит в море», - пейзаже, отмеченном тонкостью восприятия
красок, меткостью деталей, оттенков и др. Например: «Венька
положил голову на живот Алеше и таращится вверх, на высокую
осинку с изогнутым стволом. Занятно видеть, как ее белые снизу
листья коробятся от огня и покрываются известковой, пупырчатой
изморозью.
   
А там, в вышине, в темных пролетах
деревьев повисли свежие, словно жабры живых рыб, янтарные
звезды. Они плывут стаями по синей старице неба. Их огнями
искрится огромное, черно-бирюзовое море над Бухарской стороною.
Весь мир тепло горит и движется. Казачонок не сознает его
вечного бега, но в то же время чувствует, как он сам несется
куда-то вдаль, как кровь струится и бежит вперед, перешептывается
с этим большим потоком времени...»
   
Думается, что в той большой
литературе, которая посвящена изображению Приуралья, истории
и быту уральских казаков, роман Правдухина по праву занимает
центральное место - по широте и глубине понимания социальной
и психологической действительности, по умению передать особенности
душевного «строя» своих героев, по способности передать богатый
и своеобразный говор уральских казаков. Опыт Правдухина в
работе над разговорным языком не потерял своего значения для
современной литературы.
Роману «Яик уходит в море» и его автору явно не повезло в
истории нашей литературы. Давно известный читателю старшего
поколения, роман был вторично опубликован лишь в 1968 году,
и молодой читатель вынужден был заново открывать его для себя.
Свыше 30 лет забвения не могли не сказаться на читательском
восприятии произведения: многое стало восприниматься иначе,
более глубоко, чем в 30-е годы, а некоторые проблемы потеряли
свою значительность и актуальность. Но в главном - в изображении
исторических судеб народа, в освещении сложности и противоречивости
социального процесса, в стремлении показать интересные характеры
и раскрыть мир, малоизвестный широкому читателю, - во всем
этом роман Правдухина имеет исключительное не только познавательное,
но и художественное значение.
   
Последним произведением Правдухина,
его лебединой песней, стала повесть «Школа на Маяке». Повесть
удалось опубликовать, хотя и с большими сокращениями, в 1979
году в журнале «Урал».
В основу повести положены реальные факты из жизни учительницы
Анны Князевой, бывшей беспризорницы. Основа повести - борьба
с беспризорничеством и безнадзорностью, в которой Правдухин
принимал самое горячее участие, когда жил в Челябинске в 1919-1920
годах. В «Школе на Маяке» воспроизведены эпизоды, показывющие
трудовое воспитание в Тургоякской детской колонии и Челябинском
детдоме. Историю создания этого произведения восстановить
сейчас очень трудно. В письмах Правдухина об этом ничего не
говорится.
|