Прогноз погоды

 
   
УРАЛЬСКОЕ НАСЛЕДИЕ
ОБЫЧНЫЙ И ЧУДЕСНЫЙ МИР ВАЛЕРИАНА ПРАВДУХИНА

    (Начало в №№ 18-27, 29,30)
Роман «Яик уходит в море» щедро насыщен казачьим фольклором. На страницах книги звучат казачьи песни - военные и бытовые, лирические и сатирические. В них слышатся голос и оценки народных масс, их отношение к различным, преимущественно социальным, событиям, высказывается народное мнение по поводу всего происходящего в жизни. Думается, что народнопоэтическая струя, столь сильно заявившая о себе на страницах правдухинского произведения, сближает «Яик уходит в море» в этом отношении с романом М. А. Шолохова «Тихий Дон». Писатель придавал народно-поэтическим источникам первостепенное значение.

 
    В романе остро ощущается присутствие лирического начала, свидетельствующего о глубокой заинтересованности писателя в изображаемом: он взволнованно описывает красоту уральской степи, восторженно прославляет мощь Яика-Горыныча. Правдухин в произведении остается верен той интонации, той творческой манере, какая выразилась и в его очерках. Он тонко чувствует мир природы, а его любимые герои живут в полном единении с ней, понимая красоту и выразительность родного края. Роман невозможно представить без тех многочисленных пейзажных картин, которые придают произведению особую эмоциональность. Мы привычно говорим (и говорим совершенно справедливо) о шолоховском пейзаже, в котором запечатлено разнообразие и богатство донской природы в разные времена года. Но можно и нужно говорить о пейзаже в произведениях Правдухина, особенно в его романе «Яик уходит в море», - пейзаже, отмеченном тонкостью восприятия красок, меткостью деталей, оттенков и др. Например: «Венька положил голову на живот Алеше и таращится вверх, на высокую осинку с изогнутым стволом. Занятно видеть, как ее белые снизу листья коробятся от огня и покрываются известковой, пупырчатой изморозью.
    А там, в вышине, в темных пролетах деревьев повисли свежие, словно жабры живых рыб, янтарные звезды. Они плывут стаями по синей старице неба. Их огнями искрится огромное, черно-бирюзовое море над Бухарской стороною. Весь мир тепло горит и движется. Казачонок не сознает его вечного бега, но в то же время чувствует, как он сам несется куда-то вдаль, как кровь струится и бежит вперед, перешептывается с этим большим потоком времени...»
    Думается, что в той большой литературе, которая посвящена изображению Приуралья, истории и быту уральских казаков, роман Правдухина по праву занимает центральное место - по широте и глубине понимания социальной и психологической действительности, по умению передать особенности душевного «строя» своих героев, по способности передать богатый и своеобразный говор уральских казаков. Опыт Правдухина в работе над разговорным языком не потерял своего значения для современной литературы.
Роману «Яик уходит в море» и его автору явно не повезло в истории нашей литературы. Давно известный читателю старшего поколения, роман был вторично опубликован лишь в 1968 году, и молодой читатель вынужден был заново открывать его для себя. Свыше 30 лет забвения не могли не сказаться на читательском восприятии произведения: многое стало восприниматься иначе, более глубоко, чем в 30-е годы, а некоторые проблемы потеряли свою значительность и актуальность. Но в главном - в изображении исторических судеб народа, в освещении сложности и противоречивости социального процесса, в стремлении показать интересные характеры и раскрыть мир, малоизвестный широкому читателю, - во всем этом роман Правдухина имеет исключительное не только познавательное, но и художественное значение.
    Последним произведением Правдухина, его лебединой песней, стала повесть «Школа на Маяке». Повесть удалось опубликовать, хотя и с большими сокращениями, в 1979 году в журнале «Урал».
В основу повести положены реальные факты из жизни учительницы Анны Князевой, бывшей беспризорницы. Основа повести - борьба с беспризорничеством и безнадзорностью, в которой Правдухин принимал самое горячее участие, когда жил в Челябинске в 1919-1920 годах. В «Школе на Маяке» воспроизведены эпизоды, показывющие трудовое воспитание в Тургоякской детской колонии и Челябинском детдоме. Историю создания этого произведения восстановить сейчас очень трудно. В письмах Правдухина об этом ничего не говорится.

Николай ЩЕРБАНОВ
(Окончание следует)

Design by Kumargazhin Almat