Nomer 13 (155) 30 марта 2006 года

   У СЕМИ НЯНЕК ДИТЯ БЕЗ ГЛАЗУ

Дети с ограниченными возможностями – наиболее уязвимая часть нашего общества. Казалось бы, к ним должны относиться с неослабевающим вниманием и заботой. Тем более что есть специальный закон «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», который обязывает госорганы, в том числе организации образования, обеспечивать таким детям «все условия для преодоления и компенсации ограничения жизнедеятельности». Однако не тут-то было.
Когда областная прокуратура стала проверять, как государственные служащие заботятся об этой категории детей, всплыли весьма неприятные факты.
Начнем с того, что в области действуют три так называемых психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), основной задачей которых является обследование детей до 18 лет с проблемами в развитии, воспитании и обучении, установление их прав на социальную, медицинскую и педагогическую поддержку, разработка рекомендаций по оказанию детям этой поддержки, своевременное выявление детей с различными отклонениями и эффективная организация их лечения и образования. Помимо того, в области также функционируют три специальные коррекционные организации образования – вспомогательная школа № 15 и две спецшколы для слепых и слабовидящих, а также глухих и слабослышащих детей. Детьми с ограниченными возможностями занимаются также 11 спецгрупп при уральских детсадах, 13 спецклассов в средних школах Уральска и Аксая и семь кабинетов психолого-педагогической коррекции в сельских районах.
Как показала прокурорская проверка, ПМПК свои задачи выполняет не в полном объеме. Так, в составе областной ПМПК отсутствует тифлопедагог, а многие специалисты не соответствуют квалификационным требованиям. Выявлен случай, когда социальным педагогом работала женщина, имеющая диплом по специальности «химия и биология». Кроме того, документация областной ПМПК ведется с многочисленными нарушениями – отсутствуют журналы предварительной записи на консультацию, нет единого журнала учета детей, прошедших обследование, в карте развития ребенка не отражаются все его результаты, к тому же такие карты заведены не на всех детей.
Также выяснилось, что ПМПК не всегда разрабатывают индивидуальные программы реабилитации детей с ограниченными возможностями, а заключение комиссии сводится к составлению рекомендаций. Жертвами такой халатности становятся ни в чем не повинные дети, которым порой выносится неполный диагноз. Судя по заключениям ПМПК, количество детей, нуждающихся в социальных услугах на дому, составляет 968 человек. Тем временем в области на конец 2005 года насчитывался 2591 ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет (в 2004 году – 2574). По данным областного центра психического здоровья, в области насчитывается 632 ребенка, имеющих инвалидность, однако ПМПК обследованы только 416. Правда, само это обследование тоже не всегда оказывается на высоте. Так, 14-летнему А. комиссией рекомендовано продолжить обучение по программе седьмого класса. И это притом, что парень знает лишь несколько букв алфавита и не умеет писать свое имя и фамилию. И подобные «промахи» ПМПК не единичны.
Букет выявленных прокуратурой нарушений дополняют факты несвоевременного обследования детей, в связи с чем им не оказывается необходимая коррекционная помощь и лечение. «Благодаря» попустительству медицинских и образовательных учреждений ограниченные возможности детей становятся заметны лишь тогда, когда адаптация ребенка в общество уже практически невозможна. В результате они направляются на обследование комиссии ПМПК с запущенным заболеванием. Например, в Бурлинском районе 11-летний М., не посещавший школу с 1999 года, был обследован ПМПК лишь в прошлом году. Итог невнимания к ребенку – нарушение познавательных навыков, неумение читать и писать. Лишь в 13 лет Н., с полутора лет страдающая снижением слуха, из общеобразовательной школы была переведена в специальную.
Несвоевременное обнаружение у детей отклонений в умственном и психическом здоровье приводит в ряде случаев к тому, что ребенок 11-15 лет не знает алфавит и практически не умеет читать и писать. Причем подобные факты выявлены не только в дальних аулах, но и в Уральске. Спрашивается, куда смотрят медики и учителя?
В то же время по ЗКО пенсию по инвалидности из 2591 ребенка-инвалида получают только 2139. Детям с ограниченными возможностями не в полном объеме оказывается медицинская помощь, в том числе и их реабилитация в республиканских детских санаториях. По информации департамента здравоохранения, в санатории «Алатау» в 2005 году получили лечение 67 детей, и лишь двое из них – с ограниченными возможностями. За 2004-2005 годы не удовлетворены заявления 16 родителей о предоставлении детям санаторного лечения, тогда как облздрав выдавал путевки взрослым людям. Видимо, в департаменте решили, что дети в силу своей молодости и так перебьются.
Проверкой установлено, что не все организации образования, обучающие детей с ограниченными возможностями, имеют государственные лицензии. Ни один из 29 преподавателей спецклассов школ области не имеет дефектологического образования. Ситуацию усугубляет тот факт, что вузов, готовящих дефектологов, в республике единицы. Приходится приглашать специалистов из России, так как местный институт повышения квалификации мало что может сделать своими силами.
Согласно законодательству, местные исполнительные органы должны разрабатывать и представлять на утверждение маслихатов региональные программы по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями. Каково же было удивление прокуратуры, когда выяснилось, что таких программ нет и в помине. А программы реабилитации инвалидов в ЗКО на 2006-2008 годы явно недостаточно.
Нарушения выявлены и в общеобразовательных школах области. Во многих из них работают учителя без специального образования. Например, в средней школе № 12 Уральска в качестве психолога работает специалист… по библиотековедению. А прокуратурой Зеленовского района решается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту подделки диплома заместителя директора по учебно-воспитательной работе Фурмановской средней школы.


Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО,
фото Георгия СЕМЕНОВА

КСТАТИ

В ЗКО насчитывается 4553 ребенка с ограниченными возможностями, в том числе с задержкой психического развития – 1209, умственной отсталостью тяжелой степени – 416, нарушениями опорно-двигательного аппарата – 652, нарушениями слуха – 688.

 
 
 
Design by Kumargazhin Almat