Прогноз погоды

 
   
ИНТЕРВЬЮ НЕДЕЛИ

  Ерсаин САПАРОВ:
"НАДО ДЕРЖАТЬ ПЛАНКУ..."

 
  Школа, которую возглавляет сегодняшний гость «Надежды», в особом представлении не нуждается. Ее хорошо знают не только в Западно-Казахстанской области, но и далеко за ее пределам, потому что по итогам ЕНТ она стала третьей в республике. За свою почти восьмидесятилетнюю историю она не раз меняла статус, от школы для мальчиков до лицея, и теперь это – областная казахская школа для одаренных детей № 11 им. С. Сейфуллина. Стабильно высокие результаты на областных и республиканских олимпиадах, почти стопроцентное поступление выпускников в вузы, в том числе зарубежные, обучение на гранты и кредиты – это заслуга, в первую очередь, педагогического коллектива и директора школы, Ерсаина Сапарова, который находится у ее штурвала уже 15 лет. В преддверии Дня учителя мы беседуем с Ерсаином Кадыровичем о буднях школы, о трудностях и радостях учительского труда.

     - Кроме того, что ОКШОД № 11 стала третьей в республике по итогам единого национального тестирования, чем еще она отличается от других школ города и области?
     - Она уникальна и могу с уверенностью сказать, что других таких в области нет. ОКШОД № 11 – это целый комплекс, включающий в себя собственно образовательную и музыкальную школу, интернат гостиничного типа с двух- трехместными номерами, в которых проживают дети из районов. Кроме того, имеется медпункт, где дети могут пройти физиолечение, получить помощь терапевта, стоматолога, массажиста. Есть у нас своя баня, сауна, парикмахерская, сапожная мастерская…
     - Беспокойное хозяйство…
     - Хлопот много, но мы справляемся. Ребята любят школу, домой на каникулы не хотят уезжать. А это о чем-то говорит…
     - Легко ли стать учеником вашей школы?
     - Мы осуществляем прием на конкурсной основе, по результатам вступительных экзаменов. К нам поступают ребята со всей ЗКО начиная с 5-го класса. Есть и начальное звено, но это - приходящие, городские дети. С восьмого класса начинается углубленное изучение отдельных дисциплин: казахского языка и истории Казахстана, русского и английского языков, химии, биологии, физики, математики. Для особо одаренных детей проводятся занятия по программе «Болашак».
     - А бывает, что вы отчисляете учеников?
     - По положению мы можем это делать в конце учебного года. Но если есть возможность, «тянем» до 9-го класса. Однако в 10 и11 классах – требования очень жесткие. У нас действует балльная система. Переходной балл – 4,3. Ниже быть не должно. Ввели зачетную систему, то есть ставим «зачтено» вместо оценки по физкультуре, музыке, изобразительному искусству. Не каждый отличник, например, может пробежать стометровку на «5». Зачем же ему «портить» аттестат? А зачетная система удобна - и учителям не приходится кривить душой, и ученикам легче.
     - Вы хотите сказать, что оценки в вашей школе не натягиваются?
     - Нет. Мы даем реальных отличников. Поэтому чаще всего приходится отказывать родственникам и знакомым и не брать их детей, чтобы потом обид не было…
     - Как вы охарактеризуете рабочую атмосферу школы?
     - Атмосфера более чем положительная. У меня шесть заместителей, которые дежурят по одному дню в неделю – с восьми до восьми. В остальные дни приходят по своему расписанию: и перегрузки нет, и работают они с отдачей. Расписанием у нас занимается диспетчер, он же ведет табель. В других школах этого нет, все на завучах... Я могу уйти по делам в любое время, зная, что в школе порядок.
     - И даже в отпуске в школу не приходите?
     - Отпуск дается, чтобы отдыхать. Есть заместитель, зачем ему мешать? Если постоянно поправлять, подсказывать, человек ничему не научится. Пусть ошибется разок-другой, это даже полезно… Я вообще не сторонник того, чтобы за учителями ходить, постоянно проверять… Важен конечный результат. А с такими учениками, как у нас, результатов не может не быть.
     - Дети, конечно, молодцы, но если бы не было таких учителей…
     - Разумеется. Наш педагогический коллектив, включая интернат и музыкальную школу, насчитывает 102 человека. Среди них - 37 с высшей категорией. Состав очень сильный. У нас оклад на 30% выше по сравнению с другими школами, за счет статуса учебного заведения. Соответственно и требования к учителям жестче. Но если человек справляется, в нагрузке ограничений нет. Некоторые до 30 тысяч зарабатывают – для школы это хорошо. По итогам работы администрация может выдвинуть учителя на повышение категории. Бывает, правда, и наоборот – снижаем. Прибыл, например, учитель из района. Категория высшая, но он ей не соответствует. Снизили до первой, хотя можно было и до второй. Но не имеем право через категорию «прыгать». И люди не обижаются, понимают, сколь высока планка школы. Да и ученики иные. Мне, например, недавно предъявили претензии. Был на совещании, вместо меня занятия провел другой учитель. Сразу вопрос: вы каждый раз к нам через урок приходить будете?..
     - Удается ли директору посещать уроки других учителей?
     - По положению я должен посетить шесть часов в неделю - урок ли, воспитательное мероприятие… Так что представление имею о каждом учителе. А в конце четверти учителя у нас обязательно сдают отчет – сколько провели и посетили открытых уроков, классных часов, прочитали лекций. Сведения подшиваются в личное дело, а сводные результаты вывешиваются в учительской. Чтобы не получилось, что одни работают, везут общественный воз, а другие спокойно уроки отведут – и домой.
     - Бывают ли в коллективе случайные люди?
     - Нет. Мы работаем по договорной системе. Даем учителю год от силы, чтобы он сумел себя зарекомендовать. Если этого не происходит, мирно, без взаимных претензий расстаемся. Те же, кто хорошо работает, поощряются. Это может быть небольшая премия или отгулы. Учитель, выкладывающийся в обычные дни, вполне заслуживает отдых в каникулы…
     - Как вы подбираете кадры?
     - Ищу по всей области. К молодым присматриваюсь уже в институте, приглашаю на практику в школу. Если подходит, беру на работу. В этом году у нас появился дипломированный психолог. Мы ее приметили еще два года назад, как раз во время педагогической практики.
     - И много у нее работы?
     - Достаточно. Но это не разбор конфликтов, а чаще всего анкетирование учеников, родителей. Выясняем, что дает школа, где у нас слабые места… Много работы с малышами. Стараемся заранее выяснить, сможет ли ребенок учиться у нас дальше, потянет или не потянет.
     - Получается, что проблем с дисциплиной у вас не существует?
     - Можно сказать, что так. Наши дети приучены к определенному порядку. Мы, например, раньше других школ ввели форму, причем ее фасон разработали с детьми, подобрали цвет. Родители сначала были недовольны, а теперь радуются. Что бы там ни говорили, а форма дисциплинирует.
     - А если кто-то придет без формы?
     - Такого у нас не бывает. Даже с новичками. Ребенок четко знает: форма, сменная обувь – обязательно.
     - Во многих школах ученики дежурят во время уроков. А у вас?
     - Только на переменах. О том, чтобы снимать учеников с уроков, и речи быть не может. Если вдруг кто-то во время занятий окажется в коридоре – сразу выясняем причину…
     - Имеют ли учащиеся доступ к интернету?
     - Все без исключения. Каждый ученик, если надо, берет у вахтера ключ от кабинета под роспись, указывает в журнале время начала и окончания индивидуальных занятий. Он также может воспользоваться аудио-, видеозаписями, услугами читального зала. Если вдруг возникают какие неполадки, смотрим по журналу, кто занимался… Доступ есть ко всему, но оставляй после себя порядок. Отдельно хочется сказать о школьной библиотеке. Обычно она бедновата. Много ненужного, а того, что надо, нет. Мы выходим из положения следующим образом: по договору берем книги для спецкурсов в ЗКГУ и ЗКАТУ. Например, по коллоидной химии, генетике, селекции. Кстати, эти дисциплины у нас ведут вузовские преподаватели, а наши ученики пользуются институтскими лабораториями. Отдача есть: дети участвуют в олимпиадах, в научных проектах, то есть постоянно идут вперед. В 2001 году, например, наша ученица завоевала золотую медаль по русскому языку на олимпиаде в Москве.
     - Расскажите о себе. Как вы пришли в педагогику?
     - Я 38 лет в школе, из них 26-й год – директором. А в юности мечтал стать врачом. Три года не мог пройти по конкурсу в медицинский, постоянно получал четверку по биологии. Решил доказать себе, что биологию «поборю», и поступил в педагогический, по специальности «Учитель биологии». И ничуть не раскаиваюсь - нигде, кроме школы, не работал. Прошел все ступеньки педагогического роста - от пионервожатого до директора. Как педагог сложился в Тургайской области, куда попал по распределению после института. Отец настоял. Он работал заместителем директора совхоза, но под свое крыло взять меня отказался, отправил подальше. Сначала я обижался: другие родители детей к себе забирают, а ты гонишь… Сейчас я отцу благодарен. Понимаю, что он поступил правильно. Некому было поплакаться. Отругают – думай, за что, анализируй, работай над собой… Три года проработал заведующим гороно в Тургае. Больше не смог, отпросился обратно в школу. Работа в гороно – одна беготня. Вечером домой возвращаешься, как будто ничего не делал… Сейчас чувствую себя на своем месте, может, поэтому работается легко.
     - Никогда не хотелось бросить все и уйти?
     - Не припомню такого. Я вообще оптимист, меня никогда не останавливают неудачи и мне мало достигнутого. Хочется двигаться дальше. И дети в школе всегда готовы к восприятию нового, ждут перемен. Возможно, кто-то меня и недолюбливает, но я всегда стараюсь доказать свое, и того, что школе положено, ни за что не отдам…
     - Учителя не пугают учеников директором?
     - Ни в коем случае. Такого вообще не должно быть. Я всегда на виду. С восьми утра вместе с другими учителями встречаю учеников в вестибюле, вижу, кто с каким настроением пришел. На каждой перемене прохожу по коридору, бываю в столовой. Вот там дети меня пугаются, потому что многие хлеб не едят, а я их заставляю. Для них это самое страшное.
     - Можно ли сказать, что вы приверженец какой-то педагогической системы? Чьи взгляды в педагогике вам наиболее близки?
     - Мне кажется, в педагогике нельзя придерживаться взглядов одного, надо брать лучшее у многих. У любого педагога, в любой школе есть то хорошее, что можно позаимствовать и внедрить у себя. Традиционной педагогики не должно быть, по-моему. Ведь мы работаем с детьми, которые постоянно меняются, как и сама жизнь.
     -Что вам нравится и не нравится в современной молодежи?
     - Что скрывать, какое-то недовольство молодежью у людей моего поколения есть. А может, мы просто стареем… Не могу понять стремление многих молодых людей к легкой жизни, нежелание трудиться… Бывают моменты, когда задаешься вопросом: почему они так поступают?.. Огорчает отсутствие вкуса у некоторых юношей и девушек. Посмотришь, как приходят на дискотеку – и животы открыты, и кроссовки могут надеть к платью… Может, я не прав, но в школе я не разрешаю ни ученицам, ни учительницам носить брючные костюмы.
     - Негласно или по приказу?
     - Стараюсь убедить, что женщина должна выглядеть соответствующим образом. Вот на день здоровья – другое дело. Там в брюках действительно удобно. Мужскую половину призываю одеваться по-джентльменски, обязательно – галстук…
     - Какие добрые традиции сложились в вашем коллективе?
     - Два раза в году для всей школы устраиваем дни здоровья. Выезжаем вместе – ученики, учителя, родители. В этом году, правда, сделали день здоровья чисто спортивным, на стадионе Атояна. А в мае – на природу, с рюкзаками, палатками. Дети всегда с нетерпением ждут этого события... Есть у нас в школе своя клятва. Ее произносят вновь прибывшие ученики на торжественной линейке, 15 сентября, в день рождения Сакена Сейфуллина, чье имя носит школа. Это ко многому обязывает… Каждый понедельник первым уроком проводятся классные часы, которые открываются гимном Казахстана. Ребята сразу получают серьезный настрой на всю неделю… Действует у нас в школе так называемая стобалльная дисциплинарная система. В начале четверти у каждого ученика – 100 баллов. Опоздал, провинился в чем-то – баллы отнимаются. Если доходит до 65 баллов – будь добр, отчитайся перед комиссией.
     - И много ли у вас стобалльников?
     - Много. Дело в том, что баллы вывешиваются на всеобщее обозрение. Кому хочется, чтобы на тебя показывали пальцем?.. К тому же эти показатели учитываются, когда рассматривается вопрос о том, будет ли ученик дальше продолжать образование в нашей школе.
     - А такая «провинность», как курение, учитывается?
     - Курение среди учеников исключено абсолютно. Вот только троих мужчин-учителей никак не могу заставить курить за пределами школы. Я сам не курю и никогда не курил, в руки даже не брал сигарету. Исключена и выпивка. В этом году официальную часть выпускного вечера – вручение аттестатов - мы проводили в казахском драматическом театре, а неофициальную – в «Пантере». Капли алкоголя не было, попросили убрать бутылки даже с витрин. Дети, родители – все воспринимают это как норму…
     - Сегодня многие из тех, у кого было пионерское детство, вспоминают о нем удовольствием. Как вы думаете, нужна ли современным детям подобная организация?
     - Нужна. Они сегодня не объединены единой целью. Мы вступали в октябрята, пионеры, комсомол, были тимуровцами, с удовольствием помогали старикам, трудились на субботниках… В нашей школе есть небольшая организация, вернее, школьное детское объединение – со своим президентом, вице-президентом. Сюда вступают только по желанию. Члены объединения помогают в общественной работе, встречают гостей, когда школа проводит дни открытых дверей, проводят экскурсии, готовят концерты, доклады…
Мне кажется, что детское и молодежное движение надо начинать снизу, подхватывать инициативу, а не насаждать сверху, как у нас порой делается. Наверху, например, есть молодежные партийные «крылья», но вниз они еще не спустились…
     - Кто сегодня помогает школе? Есть ли у нее шефы?
     - Сейчас нет такого понятия, как шефы. Школы полностью финансируются государством. Да честно говоря, и стыдно что-то просить у других. Скажут, ты же сам директор, думай.
     - А школа имеет возможность сама заработать?
     - Я не сторонник того, чтобы школа зарабатывала деньги. Школа должна учить и воспитывать. Это ее кровная, святая обязанность.
     - А за счет чего же вы поощряете учителей?
     - Бывает экономия по больничным, другие внутренние резервы. Потом, всегда есть люди, понимающие, как нелегок труд учителя, как дорого ему внимание и оценка со стороны. Не первый год мы ощущаем дружескую поддержку Группы компаний «Конденсат», которая поощряет наших лучших учителей и учеников денежными премиями. Кроме того, ГКК предоставляет образовательные гранты выпускникам для обучения в вузах, а будущем - трудоустройство на своих предприятиях. Например, выпускница нашей школы Гулайым Тнымберген обучается сегодня за счет ГКК в престижном Казахстанско-Британском техническом университете.
     - Ваши пожелания коллегам накануне профессионального праздника…
     - Хочу поздравить всех учителей с началом учебного года, пожелать крепкого здоровья, а также талантливых учеников и понимающих родителей. И конечно - неустанной работы над собой, творческого непокоя. Настоящий учитель никогда не останавливается на достигнутом, ставит перед собой высокую планку. Ее надо держать, а это нелегко…

Беседовала
Ольга ОЛЮНИНА

Design by Kumargazhin Almat