Прогноз погоды

 
   
    На трассе Уральск-Каменка ГАЗель в результате разрыва рулевой тяги выехала на полосу встречного движения и столкнулась с автобусом ПАЗ-672. Пять человек в тяжелом состоянии доставлены в больницу. На УАЗе-31512, двигавшегося в сторону Чапаево, из-за чрезмерного износа лопнула шина. В результате четыре человека в тяжелейшем состоянии доставлены в больницу. По ЗКО статистика ДТП из-за неисправности автомобилей за последние четыре года такова: в десяти дорожно-транспортных происшествиях погибли два человека, 17 получили ранения. А с учетом того, что в статданные попадают случаи только со средней и тяжелой формой ранений и со смертельным исходом, общее количество подобных ДТП практически на порядок выше.
 
НА ТЕХОСМОТР РАВНЯЙСЬ!
   Ознакомившись с этими цифрами и частенько наблюдая по городу то тут, то там автомобили с оторванными шаровыми опорами, рычагами и рулевыми тягами, я и решил написать о проблемах технического осмотра и технического состояния транспортных средств. Когда нужно пройти техосмотр, в какие сроки, какие для этого необходимо иметь документы, в каких местах города проводится техосмотр? Исчерпывающие ответы на эти и многие другие вопросы дал начальник СТД УДП УВД ЗКО полковник В.А. Чернояров.

   В предыдущих статьях на автодорожную тему уже упоминалось, что каждый пункт ПДД написан чьей-то кровью. Не является исключением и техническое состояние транспортных средств. Перечень неисправностей и условий, при которых согласно Правилам дорожного движения запрещается эксплуатация транспортных средств, составляет порядка 50 пунктов.
   Основная масса транспортных средств проходит обязательный технический осмотр один раз в год. А вот автобусы, такси, легковые автомобили, владельцы которых занимаются частным извозом (даже те, что берут патент только на выходные и праздничные дни), грузовые автомобили, оборудованные для перевозки людей, независимо от форм собственности – 1 раз в КВАРТАЛ!
   Кстати, о частном извозе. Запрещено заниматься частным извозом владельцам легковых автомобилей с трехдверными кузовами (Запорожец, Ока, Ваз-2108, Фольксваген-Гольф, Опель-Кадет и т.д.). Таким образом, этот вид автомобилей начиная с этого квартала по техническим условиям будет исключен из пассажирских перевозок. Новость? Да, но для кого-то и лишение приработка.
   И еще. Транспортные средства для перевозки опасных грузов проходят техосмотр два раза в год - в первом и втором полугодии.
Какими же документами надо запастись, чтобы после часового стояния очереди вас не «отфутболили» за той или иной справкой? В последнем послании президента Казахстана есть требование-пожелание в отношении оформления документов по принципу одного «окна», т.е. сдал документы – получил тут же готовый результат. По моим наблюдениям, такому требованию в какой-то мере соответствует станция технической диагностики Союза водителей по ул. Демократической (напротив облГАИ). Здесь примут оплату за техосмотр и налог за мощность, застрахуют транспортное средство по гражданско-правовой ответственности и выдадут диагностическую карту. А кроме того, в это «окно» будьте готовы предоставить водительское удостоверение соответствующей категории, техпаспорт, медицинскую справку установленной формы и, само собой, РНН. Об этом мало кто знает, да и меня заодно просветили на станции технической диагностики. Раньше, если у водителя есть «генеральная» доверенность, то он с автомобилем, казалось бы, может делать что хочет. Теперь при прохождении техосмотра он должен предоставить РНН владельца машины, который вписан в техпаспорт. Вдумайтесь в эту фразу и представьте, сколько волокиты она вызывает.
   Вот с таким пакетом документов и на исправном автомобиле можно приезжать на СТД. Отсутствие одной из этих бумажек означает отказ от проведения техосмотра. Добропорядочный водитель и понятия не имеет, как и я до сего момента, что пока он ждет документы из «окошка», его уже «пробивают» по компьютеру на розыск, а предоставленный автомобиль - на угон. Да и перебитые номера кузова и шасси тут же определят.
   Техосмотр необходимо пройти до 30 октября текущего года. Кстати, налог на транспортное средство следует заплатить до 1 июля текущего года, а страховка действует от даты страхования прошлого года до соответствующей даты этого года. Но не дай вам Бог дотянуть с техосмотром до сентября-октября! Многочасовые нервные стояния в очередях вам обеспечены. А вот в России имеется очень интересный опыт определения сроков прохождения техосмотра по последней цифре номера автомобиля. Заканчивается номер на 3, значит, в марте, на 8 - в августе и т.д.
   Решением специальной комиссии в 2005 году допуск на право проведения диагностирования транспортных средств в Уральске выдан ТОО «Сервис-Центр» (бывшая СТО «Москвич»), АО «Пассажирское АТП №1» по пр. Евразия, ТОО «Уралтехсервис» (Автобусный парк №1 по ул. Джамбула, ТОО «Бает» (пр. Евразия, более известна как 2-я автобаза), ОАО «НАЦЭС» по ул. Гвардейской и вышеупомянутая СТО Союза водителей по ул. Демократической.
   Так что же проверяют в вышеперечисленных диагностических центрах?
   Вначале - внешний вид. Он предполагает отсутствие ржавчины, помятых и покореженных крыльев и капотов, заклеенных, как правило, черной пленкой проржавевших деталей кузова. Да и бампер от ВАЗ-2105 никак нельзя «лепить» на Москвич-2141.
   Затем - состояние резины. Правилами дорожного движения запрещается устанавливать из соображений безопасности разные шины на переднюю и заднюю оси, даже с различным рисунком протектора, чем особенно грешат водители «Нивы».
      Но главное - тормозная система. Подтекание тормозной жидкости недопустимо.          Эффективность торможения определяется на стенде. Само собой, проверяется и состояние ручного тормоза. Как бы то ни было, а ручник тоже должен исправно работать.
Состояние подвески и суммарный люфт рулевого управления – это тоже святое. На автомобилях с гидроусилителем проверяется натяжение ремня его насоса.
   Не забывайте о токсичности! В наше время только ленивый не беспокоится об экологии, а потому готовьтесь к тому, что ваш автомобиль проверят на содержание СО2, в выхлопных газах, а автомобиль с дизельным двигателем – на дымность специальным прибором «Дымомер». Кроме того, на вашем автомобиле проверят состояние замков дверей и даже сидений, это тоже относится к основам безопасности движения.
   Прибором освещения и сигнализации – особое внимание. Лет 15 назад, когда «крутых» у нас еще и в помине не было, модно было залить тормозную жидкость (красную ГТЖ-22 или зеленую БСК) между стеклом и отражателем фары. Днем это «смотрелось», а ночью почти не мешало освещенности. Но времена меняются. И вот уже фары и подфарники горят ярко-фиолетовым светом, как на железнодорожных стрелках. А как же быть с пунктом 3.1. ПДД РК , который гласит, что «Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов должны соответствовать требованиям конструкции транспортного средства»? Может, подгоним этот пункт Правил под современные веяния, а, может, загнать автомобили с фиолетово-голубыми огоньками на недельку-другую на платную стоянку для проведения дискуссии, кто прав - закон или мода?
   Кстати, о противоугонных средствах. ПДД РК жестко не регламентируют наличие каких-либо противоугонных средств, но пункт 2.3.4. гласит: «Водитель обязан не покидать транспортное средство без принятия мер, исключающих… его использование посторонними лицами». Лет десять назад техосмотр нельзя было пройти без наличия противоугонного устройства, к примеру, на муфте сцепления и тормоза. Как же умельцы-автомобилисты обходились? Да очень просто! На весь автогаражный кооператив, к примеру, «Урал», изготавливали пару «противоугонок» и по очереди проходили техосмотр.
Тонировка стекол – тоже очень животрепещущий вопрос. Так можно ли тонировать стекла? Можно! Но только согласно ПДД РК - промышленного изготовления (кроме зеркальных), которые соответствуют требования ГОСТа 5727-88. Таким требованиям соответствуют лишь стекла, к примеру, автомобиля ГАЗ-3110. Все тонирующие пленки китайско-базарного происхождения под этот ГОСТ не подходят. В случае, если работник ГАИ усомнится в тонировке стекол вашего автомобиля, не спешите ее сдирать, а поезжайте с ним для выяснения истины на пункт диагностирования транспортных средств. Там решат, кто из вас прав. Только знайте, что «тонировку» скорее всего придется убрать.
   В УДП УВД ЗКО я получил такие сведения – за прошлый год «растонировали» 723 автомобиля, а за три месяца текущего года – 125. Кстати, нередко водители повторно тонируют стекла. Но это уже другая тема.
   Нельзя обойти вниманием и автомобили, работающие на сжиженном газе. С одной стороны, газ - самое дешевое топливо и к тому же экологически чистое, да и моторесурс у двигателя увеличивается раза в два-три . Казалось бы, заправляйся и безбедно катайся!       Но нет, газовое оборудование требует к себе особого внимания из-за его взрывоопасности. Если бензобак можно эксплуатировать, пока не проржавеет, то газовый баллон необходимо раз в два года сдавать на проверку в специализированную мастерскую «Алау», а всевозможные соединения газового оборудования систематически проверять на герметичность путем обмыливания. И в гараж нельзя заезжать на газе, а только на бензине, и удостоверение надо иметь соответствующее на право эксплуатации и зарегистрировать наличие установки в РЭО ГАИ и т.д.
      «Надежда» в № 50 за 2004 год описывала случай разгерметизации газовой установки на ГАЗели, перевозящей пассажиров по маршруту 7Д. Тогда пассажиры едва не погибли от удушья. А вот 28-летней пассажирке досталось еще больше – она получила вторую степень обморожения ноги. Слава Богу, что у нас не принято курить в общественном транспорте!
Кстати, о пожарах на автотранспорте. По данным пресс-службы 01 за прошлый год зарегистрирован 41 случай возгорания автомобилей. Основная причина – короткое замыкание электропроводки. Яркий пример тому 19 сентября 2004 года, когда в автобусном парке вспыхнули сразу два автобуса, один из которых был оборудован газовой установкой. Хорошо хоть взрыва не последовало.
      Правда, проверка состояния электропроводки не входит в обязанности работников станции диагностики, а вот водителям после зимней эксплуатации или полугодового стояния автомобиля в гараже стоит на это обратить особое внимание.
      И еще одна новость. Станция технической диагностики УДП УВД ЗКО получила два передвижных пункта диагностики на базе автомобилей ГАЗель-2705 с самой современной электронной аппаратурой. Возможности этой техники такие же, а то и получше, чем на стационарных пунктах. В ближайшее время планируется начать их использование на улицах города и дорогах области. Будут ли проверять техническое состояние всех подряд автомобилей или выборочно, время покажет. Так что нам, водителям, вскоре придется забыть то время, когда, казалось бы, прошел техосмотр раз в год и можно ездить на неисправном автомобиле, угрожая безопасности дорожного движения.
      И последнее. Управление дорожной полиции рекомендует владельцам номеров старого образца (А, Б, В, Г, Д-УТ) заменить на знаки нового образца, светоотражающие. Я лично их в этом поддерживаю, пусть автомобиль не очень новый, зато номер на уровне евростандарта - это «лицо» ЗКО.
      Нарушение норм техосмотра влечет штраф, для среднестатистического западноказахстанца немалый - от 4855 до 6797 тенге.
     Вот такая получается диагностика…

Евгений ПОПОВ,
фото Георгия СЕМЕНОВА

     

Design by Kumargazhin Almat