|
|
 
 
На
трассе Уральск-Каменка ГАЗель в результате разрыва рулевой тяги
выехала на полосу встречного движения и столкнулась с автобусом
ПАЗ-672. Пять человек в тяжелом состоянии доставлены в больницу.
На УАЗе-31512, двигавшегося в сторону Чапаево, из-за чрезмерного
износа лопнула шина. В результате четыре человека в тяжелейшем
состоянии доставлены в больницу. По ЗКО статистика ДТП из-за
неисправности автомобилей за последние четыре года такова: в
десяти дорожно-транспортных происшествиях погибли два человека,
17 получили ранения. А с учетом того, что в статданные попадают
случаи только со средней и тяжелой формой ранений и со смертельным
исходом, общее количество подобных ДТП практически на порядок
выше.
|
|
НА
ТЕХОСМОТР РАВНЯЙСЬ!
|
 
 Ознакомившись
с этими цифрами и частенько наблюдая по городу то тут, то там
автомобили с оторванными шаровыми опорами, рычагами и рулевыми
тягами, я и решил написать о проблемах технического осмотра
и технического состояния транспортных средств. Когда нужно пройти
техосмотр, в какие сроки, какие для этого необходимо иметь документы,
в каких местах города проводится техосмотр? Исчерпывающие ответы
на эти и многие другие вопросы дал начальник СТД УДП УВД ЗКО
полковник В.А. Чернояров.
|
|
 
 В
предыдущих статьях на автодорожную тему уже упоминалось,
что каждый пункт ПДД написан чьей-то кровью. Не является
исключением и техническое состояние транспортных средств.
Перечень неисправностей и условий, при которых согласно
Правилам дорожного движения запрещается эксплуатация транспортных
средств, составляет порядка 50 пунктов.
 
 Основная
масса транспортных средств проходит обязательный технический
осмотр один раз в год. А вот автобусы, такси, легковые автомобили,
владельцы которых занимаются частным извозом (даже те, что
берут патент только на выходные и праздничные дни), грузовые
автомобили, оборудованные для перевозки людей, независимо
от форм собственности – 1 раз в КВАРТАЛ!
 
 Кстати,
о частном извозе. Запрещено заниматься частным извозом владельцам
легковых автомобилей с трехдверными кузовами (Запорожец,
Ока, Ваз-2108, Фольксваген-Гольф, Опель-Кадет и т.д.). Таким
образом, этот вид автомобилей начиная с этого квартала по
техническим условиям будет исключен из пассажирских перевозок.
Новость? Да, но для кого-то и лишение приработка.
 
 И
еще. Транспортные средства для перевозки опасных грузов
проходят техосмотр два раза в год - в первом и втором полугодии.
Какими же документами надо запастись, чтобы после часового
стояния очереди вас не «отфутболили» за той или иной справкой?
В последнем послании президента Казахстана есть требование-пожелание
в отношении оформления документов по принципу одного «окна»,
т.е. сдал документы – получил тут же готовый результат.
По моим наблюдениям, такому требованию в какой-то мере соответствует
станция технической диагностики Союза водителей по ул. Демократической
(напротив облГАИ). Здесь примут оплату за техосмотр и налог
за мощность, застрахуют транспортное средство по гражданско-правовой
ответственности и выдадут диагностическую карту. А кроме
того, в это «окно» будьте готовы предоставить водительское
удостоверение соответствующей категории, техпаспорт, медицинскую
справку установленной формы и, само собой, РНН. Об этом
мало кто знает, да и меня заодно просветили на станции технической
диагностики. Раньше, если у водителя есть «генеральная»
доверенность, то он с автомобилем, казалось бы, может делать
что хочет. Теперь при прохождении техосмотра он должен предоставить
РНН владельца машины, который вписан в техпаспорт. Вдумайтесь
в эту фразу и представьте, сколько волокиты она вызывает.
 
 Вот
с таким пакетом документов и на исправном автомобиле можно
приезжать на СТД. Отсутствие одной из этих бумажек означает
отказ от проведения техосмотра. Добропорядочный водитель
и понятия не имеет, как и я до сего момента, что пока он
ждет документы из «окошка», его уже «пробивают» по компьютеру
на розыск, а предоставленный автомобиль - на угон. Да и
перебитые номера кузова и шасси тут же определят.
 
 Техосмотр
необходимо пройти до 30 октября текущего года. Кстати, налог
на транспортное средство следует заплатить до 1 июля текущего
года, а страховка действует от даты страхования прошлого
года до соответствующей даты этого года. Но не дай вам Бог
дотянуть с техосмотром до сентября-октября! Многочасовые
нервные стояния в очередях вам обеспечены. А вот в России
имеется очень интересный опыт определения сроков прохождения
техосмотра по последней цифре номера автомобиля. Заканчивается
номер на 3, значит, в марте, на 8 - в августе и т.д.
 
 Решением
специальной комиссии в 2005 году допуск на право проведения
диагностирования транспортных средств в Уральске выдан ТОО
«Сервис-Центр» (бывшая СТО «Москвич»), АО «Пассажирское
АТП №1» по пр. Евразия, ТОО «Уралтехсервис» (Автобусный
парк №1 по ул. Джамбула, ТОО «Бает» (пр. Евразия, более
известна как 2-я автобаза), ОАО «НАЦЭС» по ул. Гвардейской
и вышеупомянутая СТО Союза водителей по ул. Демократической.
 
 Так
что же проверяют в вышеперечисленных диагностических центрах?
 
 Вначале
- внешний вид. Он предполагает отсутствие ржавчины, помятых
и покореженных крыльев и капотов, заклеенных, как правило,
черной пленкой проржавевших деталей кузова. Да и бампер
от ВАЗ-2105 никак нельзя «лепить» на Москвич-2141.
 
 Затем
- состояние резины. Правилами дорожного движения запрещается
устанавливать из соображений безопасности разные шины на
переднюю и заднюю оси, даже с различным рисунком протектора,
чем особенно грешат водители «Нивы».
 
  
 Но
главное - тормозная система. Подтекание тормозной жидкости
недопустимо.  
  
  
 Эффективность
торможения определяется на стенде. Само собой, проверяется
и состояние ручного тормоза. Как бы то ни было, а ручник
тоже должен исправно работать.
Состояние подвески и суммарный люфт рулевого управления
– это тоже святое. На автомобилях с гидроусилителем проверяется
натяжение ремня его насоса.
 
 Не
забывайте о токсичности! В наше время только ленивый не
беспокоится об экологии, а потому готовьтесь к тому, что
ваш автомобиль проверят на содержание СО2, в выхлопных газах,
а автомобиль с дизельным двигателем – на дымность специальным
прибором «Дымомер». Кроме того, на вашем автомобиле проверят
состояние замков дверей и даже сидений, это тоже относится
к основам безопасности движения.
 
 Прибором
освещения и сигнализации – особое внимание. Лет 15 назад,
когда «крутых» у нас еще и в помине не было, модно было
залить тормозную жидкость (красную ГТЖ-22 или зеленую БСК)
между стеклом и отражателем фары. Днем это «смотрелось»,
а ночью почти не мешало освещенности. Но времена меняются.
И вот уже фары и подфарники горят ярко-фиолетовым светом,
как на железнодорожных стрелках. А как же быть с пунктом
3.1. ПДД РК , который гласит, что «Количество, тип, цвет,
расположение и режим работы внешних световых приборов должны
соответствовать требованиям конструкции транспортного средства»?
Может, подгоним этот пункт Правил под современные веяния,
а, может, загнать автомобили с фиолетово-голубыми огоньками
на недельку-другую на платную стоянку для проведения дискуссии,
кто прав - закон или мода?
 
 Кстати,
о противоугонных средствах. ПДД РК жестко не регламентируют
наличие каких-либо противоугонных средств, но пункт 2.3.4.
гласит: «Водитель обязан не покидать транспортное средство
без принятия мер, исключающих… его использование посторонними
лицами». Лет десять назад техосмотр нельзя было пройти без
наличия противоугонного устройства, к примеру, на муфте
сцепления и тормоза. Как же умельцы-автомобилисты обходились?
Да очень просто! На весь автогаражный кооператив, к примеру,
«Урал», изготавливали пару «противоугонок» и по очереди
проходили техосмотр.
Тонировка стекол – тоже очень животрепещущий вопрос. Так
можно ли тонировать стекла? Можно! Но только согласно ПДД
РК - промышленного изготовления (кроме зеркальных), которые
соответствуют требования ГОСТа 5727-88. Таким требованиям
соответствуют лишь стекла, к примеру, автомобиля ГАЗ-3110.
Все тонирующие пленки китайско-базарного происхождения под
этот ГОСТ не подходят. В случае, если работник ГАИ усомнится
в тонировке стекол вашего автомобиля, не спешите ее сдирать,
а поезжайте с ним для выяснения истины на пункт диагностирования
транспортных средств. Там решат, кто из вас прав. Только
знайте, что «тонировку» скорее всего придется убрать.
 
 В
УДП УВД ЗКО я получил такие сведения – за прошлый год «растонировали»
723 автомобиля, а за три месяца текущего года – 125. Кстати,
нередко водители повторно тонируют стекла. Но это уже другая
тема.
 
 Нельзя
обойти вниманием и автомобили, работающие на сжиженном газе.
С одной стороны, газ - самое дешевое топливо и к тому же
экологически чистое, да и моторесурс у двигателя увеличивается
раза в два-три . Казалось бы, заправляйся и безбедно катайся!
 
  
 Но
нет, газовое оборудование требует к себе особого внимания
из-за его взрывоопасности. Если бензобак можно эксплуатировать,
пока не проржавеет, то газовый баллон необходимо раз в два
года сдавать на проверку в специализированную мастерскую
«Алау», а всевозможные соединения газового оборудования
систематически проверять на герметичность путем обмыливания.
И в гараж нельзя заезжать на газе, а только на бензине,
и удостоверение надо иметь соответствующее на право эксплуатации
и зарегистрировать наличие установки в РЭО ГАИ и т.д.
 
  
 «Надежда»
в № 50 за 2004 год описывала случай разгерметизации газовой
установки на ГАЗели, перевозящей пассажиров по маршруту
7Д. Тогда пассажиры едва не погибли от удушья. А вот 28-летней
пассажирке досталось еще больше – она получила вторую степень
обморожения ноги. Слава Богу, что у нас не принято курить
в общественном транспорте!
Кстати, о пожарах на автотранспорте. По данным пресс-службы
01 за прошлый год зарегистрирован 41 случай возгорания автомобилей.
Основная причина – короткое замыкание электропроводки. Яркий
пример тому 19 сентября 2004 года, когда в автобусном парке
вспыхнули сразу два автобуса, один из которых был оборудован
газовой установкой. Хорошо хоть взрыва не последовало.
 
  
 Правда,
проверка состояния электропроводки не входит в обязанности
работников станции диагностики, а вот водителям после зимней
эксплуатации или полугодового стояния автомобиля в гараже
стоит на это обратить особое внимание.
 
  
 И
еще одна новость. Станция технической диагностики УДП УВД
ЗКО получила два передвижных пункта диагностики на базе
автомобилей ГАЗель-2705 с самой современной электронной
аппаратурой. Возможности этой техники такие же, а то и получше,
чем на стационарных пунктах. В ближайшее время планируется
начать их использование на улицах города и дорогах области.
Будут ли проверять техническое состояние всех подряд автомобилей
или выборочно, время покажет. Так что нам, водителям, вскоре
придется забыть то время, когда, казалось бы, прошел техосмотр
раз в год и можно ездить на неисправном автомобиле, угрожая
безопасности дорожного движения.
 
  
 И
последнее. Управление дорожной полиции рекомендует владельцам
номеров старого образца (А, Б, В, Г, Д-УТ) заменить на знаки
нового образца, светоотражающие. Я лично их в этом поддерживаю,
пусть автомобиль не очень новый, зато номер на уровне евростандарта
- это «лицо» ЗКО.
 
  
 Нарушение
норм техосмотра влечет штраф, для среднестатистического
западноказахстанца немалый - от 4855 до 6797 тенге.
 
  
Вот
такая получается диагностика…
Евгений
ПОПОВ,
фото Георгия СЕМЕНОВА
 
 
 
|
Design by Kumargazhin
Almat |
|
|