6 сентября 2017 г.
«Конденсат» предлагает проект по газохимии на Карачаганаке

АО «Конденсат» – одна из ведущих компаний Западного региона Казахстана, первой в стране ставшая выпускать бензин класса К-5. Успешно работая на рынке 25 лет, компания постоянно расширяет свой бизнес. Помимо завода, появилась своя сеть АЗС. В планах есть и проект по газохимии на Карачаганаке, где, как известно, не первый год идут обсуждения того, как эффективнее использовать добываемое сырье. Подробнее об этом проекте, а также о том, что сегодня мешает бизнесу развиваться быстрее, рассказывает председатель Совета директоров АО «Конденсат» Валерий Кинжегалиевич Джунусов.


- Вы в конце года запустили мощности по выпуску бензина класса К-5. Как развивается проект?

- Как Вам известно, АО «Конденсат» в конце2016 года завершило реализацию проекта по выпуску высокооктанового автомобильного бензинаэкологического класса К5. Производство работаетустойчиво. На рынок Западно-Казахстанской об-ласти и других областей поставлено более 40 ты-сяч тонн высококачественного бензина марок АИ-92-К5 и АИ-95-К5.

Главное, что показатели качества по всем параметрам стабильно соответствуют регламенту К-5 и стандарту Евро-5. Например, по показателюсодержания серы наши заводчане добились снижениядо уровня 4 ppm. Это в 2,5раза лучше требований вышеуказанных регламентов.

Мы проверяем сохранение качества по всей цепочке. И хочу отметить тот факт, что на наших АЗС показатели качества полностью соответствуют заводским.

Надеемся, что вслед за фирменными АЗС к высокому качеству будут стремиться и АЗС других компаний.

К сожалению, активной политике нашей компаниипо импортозамещению автомобильного топлива и созданию новых рабочих мест препятствует ряд барьеров, в частности: отсутствие доступа к отечественному сырью, значительные привилегии для импортированного автомобильного топлива (акциз на ввоз импортированного автомобильного топлива намного ниже акциза на топливо, произведенное в Республике Казахстан).

Мы надеемся на скорейшие решения этих вопросов.

- В СМИ была информация о том, что вы собираетесь расширять производство. Значит ли это, что вопросы с поставками сырья решены?

- Да, АО «Конденсат» завершает проект увеличения мощности переработки сырья до 850 тысяч тонн. С одной стороны, согласно действующему законодательству, это дает право перехода в разряд крупных субъектов нефтепереработки. С другой стороны, такой переход связан со взаимными обязательствами, возникающими у уполномоченного органа правительства (в части квот на сырье) и у переработчика (в части поставок готовой продукции на внутренний рынок). АО «Конденсат» скоро будет готово подтвердить выполнение таких обязательств. Сейчас еще нельзя утверждать, что вопрос с поставками сырья по приемлемой цене решен. Важно то, что в Министерстве энергетики достаточно четко формируется понимание необходимости изменений в политике ценообразования нефти для экспорта и переработки для потребления внутри страны.

- Есть вопрос по предлагаемому вами газовому проекту – в частности, о газохимическом комплексе на Карачаганаке. Могли бы вы подробнее рассказать о вашей идее? Выпуск какой продукции предполагается, в каком объеме, какова стоимость проекта, каковы источники инвестиций.

- Различных идей и проектов по переработке газа вокруг Карачаганака было немало. Все они основывались или на строительстве ГПЗ по производству только топливного газа или на газохимии с особыми условиями масштабов переработки и ценообразования на сырьевой газ.

Каждый из этих вариантов имел недостатки. Версия небольшого ГПЗ была обречена на убыточность или неприемлемо высокую цену готовой продукции. Строительство масштабного по объему переработки ГПЗ задевало интересы участников договора о взаимных поставках газа между РФ и РК и не давало ответа на вопрос о рынках сбыта большого объема топливного газа.

Аналогичные проблемы имел и вариант проекта масштабной газохимии, поскольку требовал большого объема сырьевого газа, что также задевало интересы межправительственного соглашения между РФ и РК.

Идея АО «Конденсат» заключается в специальной криогенной обработке газов стабилизации и газов сепарации, производимых КПО. Это дает возможность извлекать фиксированное количество жирных газов, являющихся сырьевыми компонентами для химического производства. При этом не задеваются интересы ни участников межправительственного соглашения между РФ и РК, ни КПО.

На первом этапе предполагается производить111 тысяч тонн этил-трет-бутиловый эфир (ЭТБЭ), 385 тысяч тонн этиленгликоля и 515 тысяч тонн LPG. Стоимость проекта - около $1,8 миллиарда. Первый этап позволит достаточно быстро окупитькапвложения. На втором этапе планируется из про-пана в составе LPG производить полипропилен.

Уже сейчас мы имеем твердую договоренность с одним из крупных китайских инвесторов о готовности участвовать в проекте. Ведутся переговоры с японскими, арабскими и польскими потенциальными участниками проекта. Будем рады и другим инвесторам, включая казахстанские компании.

- Александр Машкевич не так давно высказал желание инвестировать в газопереработку. Также недавно глава “Шелл” говорил о возможном проекте ГПЗ на Карачаганаке мощностью 2 млрд кбм. Эти предложения как-то связаны с вашими планами, или это параллельные с вами планы?

- В начале разговора я уже отметил различные варианты предпроектных идей, основанных на переработке карачаганакского газа. Упомянутые вами предложения входят как раз в эту серию и страдают теми или иными недостатками.

На мой взгляд, уполномоченному органу правительства нужно проявить твердость и сконцентрировать усилия заинтересованных инвесторов на реализации одного эффективного варианта проектного решения на Карачаганаке. В противном случае республика вновь потеряет время на продолжающихся длительное время дискуссиях или получит убыточный проект, за который нужно будет расплачиваться бюджету.

Например, если бы к нашему проекту подключились упомянутые вами авторитетные инвесторы, то его реализация продвигалась, несомненно, быстрее.

- Хотелось бы вернуться к недавно запущенному заводу – вы весной завершили проекты по вакуумной перегонке и до конца года планируете завершить проект по гидроочистке дизтоплива. Чтодаст компании их реализация?

- АО «Конденсат» продолжает реализацию ряда проектов, направленных на углубление переработки и повышение эффективности производства. Совсем недавно, в апреле 2017 года компания ввелав эксплуатацию новый производственный объект - Секцию вакуумной перегонки, а также объекты дл яприема, хранения и отгрузки продуктов вакуумной перегонки - которая обеспечила максимальное извлечение светлых нефтепродуктов и получения нового ассортимента готовой продукции (вакуумный газойль, гудрон) с высокой добавленной стоимостью.

К концу 2017 года АО «Конденсат» планирует завершить реализацию еще одного проекта - по производству дизельного топлива экологического класса К5 мощностью 200 тыс. тонн в год. Реализация данного проекта позволит обеспечить потребности Западного региона Республики Казахстан высококачественным дизельным топливом экологического класса К5, соответствующего мировым стандартам.

Указанные проекты позволяют не только повысить глубину переработки и получить продукты высокого качества, но и увеличить новые рабочие места, создать базу для дальнейшего развития предприятия.

Высокое качество дизтоплива откроет для нас не только рынок Казахстана, но и рынки дальнего зарубежья.

- Ваша компания неоднократно выступала за изменение акцизной политики государства, которая ставит производителей топлива в неравные условия с российскими производителями, и это не стимулирует наращивание производства в Казахстане. Есть ли прогресс в решении данного вопроса?

- Прежде чем ответить на ваш вопрос, предлагаю обратиться к опыту Российской Федерации. В начале своего пути по модернизации нефтепереработки РФ ввела для моторных топлив класса К-5 минимальный акциз против топлив более низкого класса, на который был установлен значительно более высокий акциз. Это был мощный стимул как для НПЗ, так и для розничной торговли. В результате Россия с мощностями переработки более 260 миллионов тонн в год по сырью полностью перешла на выпуск моторных топлив К-5 и запретила ввоз топлив более низкого качества. Одновременно с 1 января 2017 года Россия установила фактически заградительные акцизы для ввоза нефтепродуктов. По бензину это составляет $169, по дизтопливу - $113. Что делаем мы, казахстанцы? У нас до сих пор нет никакой дифференциации акцизов за качество моторных топлив. В результате на многих АЗС процветает контрафакт и несоответствие качества нефтепродуктов декларированным показателям.

Наказание минимальное. Если бы была дифференциация акцизов, то нарушитель качества вступал бы в конфликт с Налоговым кодексом, поскольку за плохое качество должен доплачиваться повышенный акциз и штрафы.

К сожалению, акцизная политика последних лет в Республике Казахстан и Российской Федерации кардинально поменяла экономическую ситуацию, поставив под угрозу нефтеперерабатывающие предприятия Казахстана и, в частности, завод АО «Конденсат».

Одной из причин является то, что отечественный производитель высококачественных топлив поставлен в неравное положение с российскими производителями.

Некоторые из наглядных примеров подобного ущемления экономических интересов отечественного производителя я могу привести. Например, акциз в нашей стране на оптовую реализацию бензина для казахстанского производителя составляет 10.500 тенге/т, тогда как для российского производителя, импортирующего бензин в нашу страну, онсоставляет лишь 4.500 тенге/т.

Другими словами, акциз РК для бензина казахстанского производства более чем в 2 раза превышает акциз для импортируемого топлива российского производства.

Если акциз на оптовую реализацию летнего дизтоплива для казахстанского производителя составляет 9.300 тенге/т, то россияне платят всего лишь 540 тенге/т. То есть, акциз для нас более чем в 17 раз превышает акциз для импортируемого топлива российского производства .

При вводе пониженного акциза на импорт нефтепродуктов декларировалось, что эта мера введена для снижения риска дефицита ГСМ и после завершения модернизации трех больших НПЗ данная разница будет устранена.

АО «Конденсат» вынуждено констатировать, что на рынке уже сейчас присутствует профицит импортного бензина, и, как следствие, наше предприятие вынуждено сдерживать объем переработки на уровне 30% от номинального.

Несмотря на наши сигналы, Миннацэкономики продолжает с завидным постоянством давать ответы о необходимости сохранения существующего положения и его борьбе с мнимым дефицитом. При этом уполномоченный орган не учитывает, что у России значительно уменьшился рынок сбыта ГСМ внутри страны из-за экономических проблем, а также снизились экспортные возможности в Европу. Поэтому действия регулирующих структур РК иначе как подарком конкурентам за счет отечественных производителей назвать трудно.

На сегодняшний день назрела острая необходимость пересмотра акцизного сбора на импорт нефтепродуктов для восстановления равных конкурентных условий между импортируемым топливом российского производства и топливом отечественного производства и стимулирования рынка нефтепереработки и нефтедобычи Республики Казахстана.

- Вы открыли собственную сеть АЗС. Что она из себя представляет? Какой объем топлива реализует? Планируете ли вы ее расширение по области и за пределы области?

- Мы открыли пока небольшую собственную сеть автозаправочных станций с брендом «Конденсат» - на сегодняшний день мы имеем две АЗС в г. Аксае и дв ев Уральске. Целью было дать возможность потребителям оценить качество нефтепродуктов на фирменных АЗС в сравнении с другими сетями.

Улучшая сервис и гарантируя качество ГСМ, наша сеть постепенно завоевывает доверие автомобилистов. Это видно на примере АЗС №3 в г.Уральске, на которой суточное количество заправляющихся автомобилей превышает 800 единиц.

Понимая, что спрос на качественные нефтепродукты будет расти, АО «Конденсат» планирует расширять сеть автозаправочных станций в г.Уральске и в населенных пунктах нашей области.

- Вы возглавляете региональную Палату предпринимателей. Какие основные проблемы, с которыми сегодня обращается к вам бизнес? Насколько сложно их решать?

- Я хотел бы отметить, что Национальная Палата предпринимателей «Атамекен» стала активной диалоговой площадкой бизнеса с властными структурами, правоохранительными и контролирующими органами. Любой честно работающий предприниматель вправе рассчитывать на защиту своего бизнеса и поддержку со стороны Палаты предпринимателей.

Наиболее частые проблемы бизнеса - это конфликты с налоговыми органами. К сожалению, в последнее время действия некоторых их подразделений напоминают революционную реквизицию 1920-хгодов, зачастую поддерживаемую арбитражными и надзорными органами. Например, в угоду такой линии пересматривается практика ежемесячной выписки счетов при непрерывно поступающем товаре на ежедневное оформление счетов. И все это делается ради искусственного создания фактов нарушений, игнорируя наличие в Налоговом кодексе альтернативных вариантов. Выбирается только карательный. Приэтом иностранный поставщик этих же товаров на территории РК, имеющий право защиты в международных судах, за эти же факты никак не преследуется.

Надеемся, что создание Апелляционного совета привнесет больше справедливости в решение спорных вопросов. Много обращений предпринимателей по земельным вопросам, выдаче технических условий монополистами, вхождению в дорожные карты и госпрограммы.

Справедливости ради должен подчеркнуть, что поток жалоб по системным вопросам с момента создания НПП «Атамекен» значительно уменьшился, и обращения за поддержкой чаще носят характер локальных, в которых ставятся индивидуальные проблемы.