18 апреля 2018 г.
Производство моторных топлив экологического класса К5 на НПЗ АО «Конденсат»

С таким названием доклада выступил член Совета директоров АО «Конденсат» Ф.Н.Бахтиозин на заседании научно-технического Совета Объединения юридических лиц «Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса «KAZENERGY» на тему: «НПЗ, нефтехимия, АЗС».


Заседание научно-технического Совета состоялось в Астане 5 апреля под председательством Узакбая Карабалина, заместителя председателя Ассоциации KAZENERGY, в котором приняли участие Члены Ассоциации KAZENERGY, представители Атырауского нефтеперерабатывающего завода, Павлодарского нефтехимического завода, АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз», ТОО «ОХК», американской компании «Кемекс» и АО «Конденсат».

Повестка заседания включала в себя актуальные вопросы в развитии нефтехимии, доклады о нефтеперерабатывающих заводах страны АНПЗ и ПНХЗ, концептуальные подходы к реализации проекта блочно-модульного НПЗ, а также производство моторных топлив экологического класса К-5 на НПЗ АО «Конденсат».

Предлагаем Вашему вниманию текст доклада Ф.Н.Бахтиозина.

Наша компания АО «Конденсат» создана 29 июня 1992 года для  строительства и эксплуатации на Карачаганакском нефтегазоконденсатном месторождении малотоннажного завода по переработке нестабильного газового конденсата. Завод был введен в эксплуатацию в августе 1998 года.

В состав предприятия входят следующие производственные объекты:
- нефтеперерабатывающий завод по производству топлив, расположенный на территории Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения, Бурлинского района, Западно-Казахстанской области, мощностью 850 тыс. тонн переработки сырья в год;
- нефтебаза, находящаяся в г. Аксай, предназначенная для приема, слива, налива, хранения, отпуска нефтепродуктов железнодорожным и автомобильным транспортом.
- терминал в г. Аксае, обеспечивающий прием, слив, налив, хранение и транспортировку на завод углеводородного сырья для переработки, а также перевалку темных нефтепродуктов.

В настоящее время предприятием налажен выпуск и реализация следующей продукции:
- автомобильный бензин марки АИ-92-К5 (ТР ТС 013/2011, ГОСТ 32513-2013);
- автомобильный бензин марки АИ-95-К5 (ТР ТС 013/2011, ГОСТ 32513-2013);
- фракция газойлевая прямогонная (СТ АО 15336125-03-2009);
- вакуумный газойль (СТ АО 921040000053-12-2017);
- гудрон (СТ АО 921040000053-13-2017).

Первоначально в состав НПЗ предприятия входила колонна стабилизации, колона отгона легкой нафты, колонна фракционирования с двумя технологическими печами,  установки очистки легкой и средней фракций от сероводорода и меркаптанов, а также  собственные паровая и водогрейная котельные, подстанция, необходимый резервуарный парк и вся вспомогательная инфраструктура.

Разработчиком технологического процесса и проекта действующих установок, а также поставщиком основного технологического оборудования, которое было поставлено и установлено в блочно-модульном исполнении, является канадская машиностроительная компания «Propak System Ltd» (г. Калгари, Канада).

Особенностью действующего производства является технологическая возможность переработки как Карачаганакского нестабильного газового конденсата, так и стабильного сырья (нефти). В 2009 году предприятие завершило строительство установки конденсации газов выветривания и стабилизации, которая позволила направить весь газовый поток с секции стабилизации с помощью сжатия в две ступени на поршневых компрессорах с давлением 75-83 бар на дальнейшую переработку на УКПГ-3 Карачаганак Петролеум Оперейтинг.

В связи с введением  в октябре 2011 года требования Таможенного союза о переходе с 2016 года на выпуск в обращение и обращение моторных топлив экологических классов К4 и К5 предприятием было принято решение о комплексной реконструкции НПЗ с целью  выпуска моторных топлив класса Евро-5 и увеличением глубины переработки.

В 2012 году предприятие начало реализацию первой очереди  инвестиционного проекта «Производство моторных топлив экологического класса К5» – производство автомобильного бензина экологического класса К5.

В проекте применено оборудование и технологии ведущих мировых производителей:
- компании «VENTECH ENGINEERS, INC» (г. Пасадена, штат Техас США), которая имеет 40-летний опыт проектирования, разработки, изготовления, поставки и строительства компактных модульных установок по переработке углеводородного сырья, с низким энергопотреблением и применением новейших технологических приемов,
- компании «UOP LIMITED» (Великобритания),
- компании «Axens» (Франция).

Все оборудование изготовлено в блочно-модульном исполнении, что позволило значительно сэкономить производственные площади и затраты при производстве строительно-монтажных работ.

В ноябре 2016 года были введены в эксплуатацию следующие объекты:
- Блок гидроочистки прямогонной нафты: предназначен для очистки сырья (нафты прямогонной) от сложных органических соединений, содержащих серу, азот, кислород, ненасыщенных углеводородов (олефинов) и металлоорганических соединений. Процесс ведется в присутствии водорода на биметаллическом-кобальт-никель-молибденовом катализаторе марки HR-568/544 производитель компания «Axens».
- Блок риформинга тяжелой гидроочищенной нафты: предназначен для повышения октанового числа прямогонных бензиновых фракций путём химического превращения углеводородов, входящих в их состав, до 92÷100 пунктов. Процесс ведётся в присутствии водорода на биметаллическом-платино-рениевого катализаторе марки PR-33, производитель компания «Axens».
- Секция изомеризации легкой нафты: предназначена для повышения октанового числа легкой нафты и удаление бензола в присутствии водорода методом Пар-Изом по лицензии компании «UOP LIMITED» на катализаторе, на основе сульфата циркония с добавлением платины, марки РI-244 производитель компания «UOP LIMITED».

Используемый технологический процесс «Пар-Изом» – является одним из передовых технологий для получения компонента бензина с высоким октановым числом и полное удаление бензола из сырья.

В целом используемые катализаторы содержат низкое содержание редкоземельных металлов по сравнению с отечественными аналогами и имеют большой срок эксплуатации.

- Блок аминовой очистки: предназначен для очистки углеводородного газа от сероводорода водным раствором диэтаноламина, который имеет высокие поглотительные свойства и достигается высокая степень очистки. После очистки газ используется на собственные нужды (технологические печи, котельные).

Также в рамках проекта реализована секция производства серы. Основным процессом технологии является процесс прямого селективного окисления сероводорода в элементарную серу, методом «Дирокс», проводимый в реакторе с псевдоожиженным (кипящим) слоем катализатора марки ИК-12-72. Разработчиком проекта оборудования Секции производства серы является компания ОАО «Волжский научно-исследовательский институт углеводородного сырья» (Россия), специализирующаяся на технологиях по утилизации и очистке кислых газов. Поставщик оборудования – ОАО «ТатНИИнефтемаш» (Россия).

Используемая технология является инновационной (ноу-хау) для процессов производства серы и уникальной для АО «Конденсат», так как позволила предприятию снизить капитальные затраты, а также обеспечить минимальное потребления энергоресурсов и снизить эксплуатационные затраты. Из-за имеющегося малого объема кислых газов применение стандартных установок производства гранулированной серы было бы экономически не выгодно и не целесообразно.

Также при реализации данного проекта были построены и введены в эксплуатацию вспомогательные объекты общезаводского хозяйства такие как: резервуарный парк на 5 резервуаров по 2000 м3, котельная пара высокого и среднего давления, азотная компрессорная станция, компрессорная воздуха КИПиА, электроподстанция, а также современная техническая химическая лаборатория.


Качество и экологические характеристики автомобильного топлива производства АО «Конденсат» соответствуют высшему экологическому классу К5 и стандартам:
1.    Технический регламент Евразийского экономического союза (Таможенного Союза) «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному топливу и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (ТР ТС 013/2011)».
2.    ГОСТ 32513-2913 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный, технические условия».

В конце 2017 году уже вторично проведена процедура декларирования на соответствие требованиям ТР ТС 013/2011 и ГОСТ 32513-2013 автомобильных бензинов марок АИ-92-К5 и АИ-95-К5, производства АО «Конденсат» и регистрация деклараций в Государственном реестре.

Основные показатели качества бензина АИ-92-К5 производства АО «Конденсат»:
•    октановое число по исследовательскому методу марки АИ-92-К5 фактически составляет 92,7-93,9 при норме не менее 92,0.
•    объемная доля бензола составляет 0,4-0,6 % при норме не более 1 %.
•    массовая доля серы составляет 0,5-2,0 мг/кг при норме не более 10 мг/кг, что в несколько раз меньше нормируемого показателя.
•    концентрация свинца – отсутствие, при норме не более 5 мг/дм3.
•    массовая доля кислорода – отсутствие, при норме не более 2,7%.

Бензин марки АИ-92-К5 производства АО «Конденсат» производится и реализуется без добавления каких-либо присадок, дополнительно улучшая эксплуатационные свойства бензина.

Для удостоверения в качестве производимого бензина в Научно-исследовательском центре ГСМ ООО «Северо-Западный НИЦ ГСМ», г. Санкт-Петербург, проведены длительные сравнительные моторные стендовые испытания на полноразмерном бензиновом двигателе для оценки уровня моторных характеристик автомобильного бензина, производимого АО «Конденсат», на мощностные, экономические и экологические показатели автомобильного бензинового двигателя в сопоставлении с бензином производства ПАО «Орский НПЗ», а также на изменение уровня загрязнений элементов топливной и впускной систем и камеры сгорания двигателя.

По результатам проведенного испытания были сделаны следующие выводы:
•    доказан близкий уровень качества автомобильного бензина АО «Конденсат» и ПАО «Орский НПЗ» как по уровню технико-экономических показателей двигателя, так и по экологическим параметрам;
•    вскрытие и визуальный анализ двигателя после испытаний на обоих образцах топлива не выявил какого-либо различия в состоянии отложений и нагаров в камере сгорания и газовоздушных каналах.

АО «Конденсат» является первым и до настоящего момента единственным производителем данного топлива в РК, имеющим возможность производства 220 тыс. тонн высококачественного бензина в год. За прошедший период реализовано более 60 тыс. тонн высококачественного бензина через розничные сети АЗС Западно-Казахстанской области.

В апреле 2017 года предприятием введена в эксплуатацию секция вакуумной перегонки с промежуточным резервуарным парком темных нефтепродуктов из 5-ти резервуаров объемом по 400 м3, насосной станции и здания контроллерной с электропомещением. Ввод в эксплуатацию секции вакуумной перегонки позволил увеличить глубину переработки нефти с максимальным извлечением светлых фракций и производством вакуумного газойля и гудрона.

Базовый проект разработан компанией «Process Consulting Services INC» (PCS), США, г. Хьюстон. Разработчиками рабочего проекта являются: ООО «Нефтехим-Инжиниринг», г. Белгород, Россия и ЗКФ ЧАО «Северодонецкий ОРГХИМ», г. Уральск.

Поставщик оборудования вакуумсоздающей системы является компания «Graham Corporation» (США), остальное технологическое оборудование поставлено производителями из России.

В настоящий момент предприятие завершает строительство Секции гидроочистки дизельного топлива, начатого в 2015 году. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован до конца второго квартала 2018 года, что позволит обеспечить выпуск дизельного топлива экологического класса К5 в количестве до 200 тысяч тонн в год.

Цель гидроочистки дизельного топлива – улучшение качества продукта за счёт удаления нежелательных примесей, таких, как сера, азот, кислород, смолистые соединения, непредельные углеводороды в присутствии с водородом на алюмо-кобальт-молибденовом марки ТК-578, алюмо-никель-молибдененовом марки ТК-743 катализаторах и цеолит содержащий катализатор гидродепарафинизации марки «HYDEX-G». Уникальность данного проекта в том, все процессы проходят в одном реакторе.

Разработчиком технологического процесса и проектной документации является – проектный институт ПАО «УКРНЕФТЕХИМПРОЕКТ» (Украина). Поставка оборудования для данного проекта выполнена российскими производителями.

Общий размер капитальных вложений по указанным проектам составляет более 200 млн. долл. США, источником которых являются собственные средства предприятия и кредит АО «Банк Развития Казахстан».

Предприятие имеет четыре собственные фирменные АЗС (2 в г. Уральск и 2 в г. Аксай) для четкой качественной идентификации заводского бензина экологического класса К5 потребителями области и ведет работу по расширению сети АЗС.

Численность персонала вместе с сотрудниками АЗС составляет 480 человек.

Если говорить о трудностях, которые испытывает предприятия, то они не связаны с техническими вопросами. Это отсутствие рентабельного сырья для переработки. По данной причине, мощности по переработке сырья в 2017 году использованы только на 30%, а в первом квартале 2018 года на 18 %. А также неравные конкурентные условия работы с российскими производителями топлив, что связано с применением разных ставок акцизов. Я думаю, негативные последствия от этого испытывает не только АО «Конденсат», но все отечественные производители топлив.

Благодарю за внимание.