21 октября 2020 г.
Роман ОСМАНОВ: «Мало кто вдумывается в суть экономики, предпочитая говорить языком эмоций».

В комментариях СМИ, да и в частных разговорах, нередко можно прочитать и услышать о том, что сотрудники коммунальных предприятий-монополистов получают баснословные зарплаты, а руководство разъезжает только на дорогих автомобилях премиум класса. Например, что ТОО «Батыс Энергоресурсы» повышает тарифы, исходя из сугубо личных интересов, а статьи расходов предприятия сильно раздуты. На прошедших в августе общественных слушаниях по вопросу повышения тарифа электроэнергии, уральцы попросили руководство ТОО «Батыс Энергоресурсы» развеять их сомнения и раскрыть информацию по всем затратам. Речь идет о снабженческой надбавке, о суммах, которые необходимы для осуществления деятельности компании. Про зарплаты сотрудникам, дорогие автомобили и о том, куда энергоснабжающая компания тратит деньги, «Надежде» рассказал новый генеральный директор ТОО «Батыс Энергоресурсы» («БЭР») Роман ОСМАНОВ.


 

Куда  «БЭР» тратит деньги?

 

- Роман Энварович, сегодня, в связи  с пандемией коронавируса, роста уровня безработицы, тема повышения тарифов обсуждается достаточно горячо и требует серьезного обоснования. В чем причина последнего, сентябрьского повышения тарифа на электроэнергию?

-  Действующий тариф энергоснабжающей организации, гарантирующего поставщика электрической энергии ТОО «БЭР» состоит из четырх элементов. Мы подготовили таблицу, где наглядно все показали (см. таблицу №1 – ред.).

 

 

Рост тарифа был вызван тем, что с 1 июля 2020 года Министерство энергетики РК утвердило новые тарифы для электростанций, и четыре станции, поставляющие для потребителей области 56% всей необходимой электроэнергии, увеличили тариф на производимую электроэнергию. Обо всем этом мы подробно рассказывали на общественных слушаниях. Прошу обратить внимание на то, что все суммы, тарифы и затраты подтверждаются документально, на каждый полученный и выплаченный тенге, БЭР предоставляет пакет документов, которые в последующем проверяются департаментом Комитета по регулированию естественных монополий.

 

- Исходя из  цифр таблицы, следует что 97% затрат – это  покупка, транспортировка электроэнергии, а также рынок мощности.  Все эти  услуги и их тарифы также регулируются уполномоченными органами? Это те средства, которые Вы направляете непосредственным поставщикам, станциям-производителям электроэнергии и РЭК?

- Да,  97% или 18,94 тенге/кВтч  - это те средства, за которые мы купили у поставщиков по их тарифам электрическую энергию и, соответственно, собрав оплату электроэнергии от покупателей,  рассчитываемся с поставщиками.

 

- А что входит в оставшиеся 3%? Сколько это в денежном выражении и куда, на что эти деньги тратит БЭР?

- 3% в утверждённом тарифе «БЭР» или 0,68 тенге, составляет снабженческая надбавка. Это те средства, которые необходимы для организации работы предприятия (см. таблицу №2 – ред.).

 

Снабженческая надбавка, также как и остальные статьи расходов, полностью утверждаются  департаментом Комитета по регулированию естественных монополий (ДКРЕМ) и, согласно  правилам тарифообразования, ее уровень может быть пересмотрен раз в год и не более чем на процент инфляции по Казахстану.

Для примера, последний раз снабженческая надбавка повышалась в декабре 2019 года. Соответственно, при увеличении тарифа в сентябре 2020 года, уровень снабженческой надбавки остался прежним, и не повышался.

Развеем мифы

- Сколько зарабатывают Ваши сотрудники? Многие полагают  -  в «БЭР» очень хорошие заработки.

- Средняя зарплата наших сотрудников  77 тысяч тенге, и является одной из самых низких в отрасли.  Понятно, что в целом  этот уровень утверждаемых расходов по оплате труда неприемлемо низкий.  Штатная численность «БЭР» - 194 сотрудника,  при норме  280 человек.

 

- Получается, только раз в год зарплата сотрудников может вырасти всего на 5 - 5,5%?

- Да. Правильная формулировка  -  «может». А может и не вырасти. В  истории компании есть случаи,  когда надбавку не повышали несколько лет подряд. Также нужно учесть, что 5% это рост всей снабженческой надбавки, в которой оплата труда составляет лишь 46%.  Чтобы при росте в 5% в год, средняя зарплата в БЭР достигла нынешней среднестатистической зарплаты по ЗКО – а это 153 тысячи тенге, потребуется 14 лет.

Следующая статья расхода, которую также можно отнести к расходам по оплате труда, это наши внештатные сотрудники  -  сборщики.  Их доходы  напрямую  зависят  от  сумм денежных средств, которые они собирают.  Помимо города  «БЭР» обслуживает потребителей в 12  районах  области  – это 16 районных групп энергоснабжения. Некоторые сельские округа находятся вдали от районного центра  - от 1 км до 200 км. Учитывая состояние сельских дорог, невозможно осуществлять сбор денег ежемесячно четырьмя  сотрудниками районной группы, чем и обусловлен прием на работу сборщиков по сельским округам.

По  16 районным группам по договору оказания возмездных услуг работают 226 сборщиков в 144 сельских округах - это 366 поселков и сёл. Работа сборщиков включает в себя сбор денежных средств за потребленную электроэнергию, доставку счет - извещений  каждому  потребителю, счетов - фактур юридическим лицам  и предупреждений должникам.

 

- Практически в каждом  сельском округе есть потребители, проживающие на   животноводческих - чабанских точках. Как туда добираетесь?

- Если говорить точно - это 535 точек  по  16  РГЭ, где сборщиками  ежемесячно производится  сбор денежных средств и разноска счетов.  Конечно, проблематично  зимой или в осенне-весеннюю распутицу добираться до этих потребителей, не только из  райцентра, но и  из близлежащего сельского округа. Например, Бокейординский район –  село Саралжын  находится в 226 км от райцентра,  Тайпакская  РГЭ – по обе стороны Урала, Зеленовская  РГЭ -  на противоположных от Уральска территориях,  Сырымская РГЭ - энергоснабжение  п. Жарсай Актюбинской области. В среднем доход одного внештатного сотрудника составляет 21 тысяча тенге.  Далее, расходы по аренде – а это 16 касс, расчетно-кассовый центр и офис компании на территории Уральска,  и 16 отделений в районных группах электроснабжения в области.

Следующая статья расходов - услуги банка. Всем понятно, что банки берут проценты за прием платежей и за обслуживание, также оплачивается инкассация наличных денег и их пересчет. При этом затраты по услугам банка можно уменьшить, если потребители перейдут на безналичный расчет или оплату посредством терминалов, интернет-банкинга и т.д.

Услуги по поддержке программного обеспечения. Это наш биллинг, та программа, которая позволяет обрабатывать миллионы цифр, сохранять и учитывать миллионы киловатт часов по более 215 тыс. приборам учета.

 

Про "джипы" и чабанские точки

- Роман Энварович, и последний вопрос: хотелось бы узнать и про автотранспорт компании, так называемого «премиум» класса. Сколько в «БЭР»  автомашин, и какой они марки?

- В компании пять автомашин и все они, так сказать, не первой свежести.

Это Тайота Авенсис – 2013 года, Киа РИО – 2016 года, Лифан х60 – 2015 года, Рено Дастер – 2016 года и УАЗ (буханка) – 2014 года.

Из-за интенсивной эксплуатации - выезды по должникам, доставка счетов и т.п.,  этот автотранспорт находится в состоянии повышенного износа. А в районах отсутствует собственный транспорт, да и его содержание обходилось бы дороже. Поэтому, чтобы оперативно взыскать дебиторскую задолженность для нас экономически целесообразнее арендовать автотранспорт для 16 районных групп.

А  в целом, замечу: сегодня мало кто вдается в суть современной экономики и истинного положения вещей, предпочитают говорить на языке эмоций, популизма, игнорируя трезвый анализ и реальные цифры. Могу сказать без преувеличения: мы, как энергоснабжающая компания,  добросовестно выполняем свои функции как по продаже электроэнергии в необходимых объемах, так и по  взиманию платы за эту услугу. На рынке электроэнергии «БЭР» является своего рода магазином, где розничный потребитель покупает электроэнергию. Согласитесь, никто не идет за хлебом на хлебозавод - мы покупаем его в магазине. И каждая наша статья затрат является обоснованной и подтверждается документально. Тем не менее, коллектив компании все равно постоянно работает над оптимизацией затрат и повышением качества обслуживания населения города и области.