17 июля 2014 г.
«Батыс Пауэр»: до полной электрификации региона

Реализация проекта ГТЭС-200 УРАЛЬСК набирает обороты. За первое полугодие 2014 года ТОО «Батыс Пауэр» проделана колоссальная работа, в том числе впервые в Казахстане осуществлена уникальная операция по доставке основного оборудования первого пускового комплекса электростанции без разборки.


Председатель Наблюдательного Совета ТОО «Батыс Пауэр» Александр КАЗИН (слева) и ведущий инженер-строитель Ергалий ЖУМАБАЕВ на строительной площадке.

Напомним, что проект строительства ГТЭС на 200 МВт общей стоимостью 145 млн долларов США или 21,75 млрд тенге, за реализацию которого взялось ТОО «Батыс Пауэр» на собственные и заемные средства, был презентован на международном бизнес-форуме «WESTKAZINVEST-2013» осенью прошлого года и вызвал большой интерес у участников выставки и руководства области. Его полная реализация запланирована к 2017-2019 гг., но первая очередь, то есть первый пусковой комплекс мощностью 100 МВт будет сдан уже в 2015 году. Скажете, фантастика? Судите сами.

Через семь морей и рек

Работы на стройплощадке в районе пос. Белес начались, как только открылось финансирование – с января 2014 года. Причем, велись они одновременно по нескольким направлениям: подготовка документации, заключение договоров с поставщиками и подрядчиками, подготовка строительной площадки и подъездных путей, доставка оборудования.

На первый взгляд, что тут такого? Стандартная процедура для строительства нового объекта. В принципе, да. Если не считать уникальной операции по доставке крупногабаритного тяжеловесного оборудования без разборки.

Вес турбины составляет 198 тонн, генератора – 145 тонн, вспомогательного блока – чуть меньше. И еще порядка 30 контейнеров деталей помельче. Из зарубежного порта судно с оборудованием вышло 30 апреля и уже 10 мая прибыло в Атырау. В Атырауском порту три самые тяжелые части – турбину, генератор и вспомогательный блок – перегрузили на речную баржу грузоподъемностью до 1000 тонн, на которой они и были доставлены в Уральск. Понятно, что такой груз можно было доставить только по большой воде и поэтому старались успеть сделать это именно во время паводка. Контейнеры везли машинами. На стройплощадке все оборудование было уже 12 июня. В Уральске его выгрузка производилась без использования подъемных кранов, с помощью специальных тралов, эта технология называется «Ро-ро».

Площадь строительной площадки – 4 гектара. Зимой приходилось ее очищать от снега. Усиление грунта методом  несущих набивных-раскатанных свай: бур опускается, земля вокруг него утрамбовывается («раскатывается»), получается опалубка из грунта, потом туда через воронку заливается бетон. Вот так выглядел фундамент под основное оборудование ГТЭС до того, как всю эту конструкцию наполнили бетоном. Его общая площадь –195 кв. метров.

Общий объем бетона в фундаменте – 570 кубометров. Основное оборудование ГТЭС (турбина, генератор и вспомогательный блок) в Атырау, а затем и в Уральск прибыло по воде. Разгрузка баржи. Сдвинуть с места трал с генератором весом 145 тонн смогли только двумя тяжеловозами, которые пришлось подгрузить до 12 тонн в каждый.

Не покладая рук

– Подготовительные строительно-монтажные работы были начаты в зимнее время, и главной задачей было подготовить площадку под строительство основных сооружений, не дать скопиться снегу, чтобы не зависеть от паводковой ситуации и начать работу по устройству фундаментов как можно раньше, – поясняет председатель Наблюдательного Совета ТОО «Батыс Пауэр» Александр КАЗИН.

Под строительство фундамента для ГТЭС требовалось усиление грунта в основании фундамента. Для этих целей впервые в нашем регионе был применен метод набивных-раскатанных свай, что для наших мест является новшеством. Эта работа была выполнена в кратчайшие сроки.

Но самой сложной задачей данного этапа являлось строительство непосредственно фундамента под основное оборудование, которое представляет собой большое сооружение, состоящее условно из трех блоков высотой от 2,5 до четырех метров от основания фундамента. Его основа – армированная конструкция, скрепленная со всех сторон, что придает ей жесткость и устойчивость. Понятно, что от строителей при выполнении монтажа требовались особая тщательность и точность, поскольку допустимое отклонение от «нулевой точки» не более 1-2 мм. С этой непростой задачей успешно справиться позволила слаженная работа инженеров ТОО «Батыс Пауэр» и подрядчиков. Заливка фундамента была начата 3 июля и шла без перерыва в течение 32 часов.

Помимо стройплощадки, на которой работы велись не покладая рук, начиная с зимы, ТОО «Батыс Пауэр» занималось подготовкой подъездных путей. Местным жителям объяснять, насколько была «убита» дорога от берега Урала до стройплощадки в районе пос. Белес, не надо. Преодолеть эти несколько километров с неимоверно тяжелым и крупногабаритным грузом без соответствующей подготовки дороги было бы просто нереально.

Также в кратчайшие сроки с помощью энергетиков удалось организовать провоз негабаритного оборудования под линиями электропередач на 220 и 110 киловольт. В самом поселке Белес было перенесено несколько линий электропередач – местами их подняли на нужную высоту, местами – перенесли столбы и провода, проведена реконструкция «воздушных» газовых порталов, пропустив газовые трубы под землей. Тем не менее, во время проезда машин с грузом газ и свет все равно отключали в целях обеспечения безопасности.

С ювелирной точностью

Но самой сложной, требующей неимоверных усилий и ювелирной точности от всех участников процесса, была, конечно же, операция по доставке груза от временного места выгрузки оборудования на Урале до стройплощадки. Такого в нашей области, да и, наверное, во всем Казахстане, еще никто не делал.

Кстати, об этом нужно рассказать отдельно. Место для него выбрали между поселками Коминтерн и Меловые горки. Чтобы добиться жесткой фиксации баржи и максимально ровного перехода от ее палубы к грунтовой дороге дамбы, на берегу был оборудован приемный створ по ширине баржи и сделан дорожный подъем для выхода тягачей с тралом на грунтовую дорогу. От баржи до твердого грунта дорога была усилена дорожными бетонными плитами.

Когда баржа с грузом прибыла на место, она вошла в этот створ словно пазл. Но ее еще требовалось закрепить, чтобы во время разгрузки не было ни малейшего колебания. С этой целью часть баржи притопили, вкачав в нее около 200 тонн воды. В результате она плотно села на грунт и разгрузка началась.

К концу июня уральная вода отступила, и теперь идет восстановление береговой площадки – ее засыпают родным грунтом, утрамбовывают, проводиться рекультивация и восстановление береговой линии. Коренные уральцы знают, что наш Урал на месте не стоит, подмывает берега вешними водами. Вот и в этих местах недалеко от мини-причала нынешней весной Урал-батюшка «съел» около пяти метров берега.

– Как председатель Наблюдательного Совета могу сказать, что работа проделана колоссальная и в предельно сжатые сроки. Такие результаты на данном этапе достигнуты благодаря слаженной работе команды ТОО «Батыс Пауэр» и подрядчиков. В настоящее время работы идут в коридоре графика. Учитывая, что такую сложную операцию по транспортировке основного оборудования мы смогли провести с опережением графика, то к концу июля планируем поставить его на фундаменты, – резюмирует А.А. Казин.

После установки оборудования вокруг него будет смонтирован тепло-шумозащитный кожух, – эта технология применяется во всем мире. Поставщики оборудования и материалов определены, львиная доля будет поставляться из Европы, а также из России и Казахстана.

Определен и круг основных подрядчиков уже определен, договора подписаны, большинство из них – казахстанские предприятия, в том числе входящие в Группу компаний «Конденсат». В частности, генеральным проектировщиком является ТОО «ИНТЕК-ОНМР», которое также обеспечивает разработку рабочей документации и надзор за строительством.

Параллельно с работами на стройплощадке ведутся подготовительные работы по строительству инженерной инфраструктуры для турбогенераторных установок с врезкой в магистральную трубу «Оренбург-Новопсков», строительству линии электропередач к подстанции Степная и ее реконструкции, - она будет обеспечивать подачу электроэнергии от ГТЭС-200 УРАЛЬСК потребителям по линиям КЕГОК. С вводом в строй первого пускового комплекса на 100 МВт новая ГТЭС станет источником электроэнергии для других проектов индустриальной зоны Уральска, которая будет создана в районе поселка Белес. Реализация второго пускового комплекса начнется сразу же после сдачи в эксплуатацию первой турбины.