11 февраля 2015 г.
Модернизация на опережение

К концу этого года АО «Конденсат» первым в республике планирует приступить к производству моторных топлив экологического класса К5, соответствующих мировым стандартам.


 Строительная площадка установки по производству топлив экологического класса К5. Ноябрь, 2014 год.

Строительство 2-ой очереди малотоннажной установки по производству моторных топлив началось в 2012 году. По словам Председателя Совета директоров АО  «Конденсат» Валерия ДЖУНУСОВА, реализация данного уникального проекта фактически является очередным этапом модернизации действующего завода, введенного в строй в 1998 году с участием Главы государства.

– За эти годы завод менял свое функциональное назначение. Первоначально мы занимались только стабилизацией газового конденсата Карачаганакского месторождения, – рассказывает Валерий Кинжегалиевич. – В дальнейшем начали производить дизельное топливо, бензин и мазут. Дизельное топливо, в основном, продавали на внутреннем рынке, остальные продукты экспортировали. Ситуация изменилась в связи с требованием Евразийского экономического союза производить топлива стандартов  Евро-4, Евро-5. Причем это требование вступит в силу уже с будущего года. Поэтому мы с самого начала поставили задачу – модернизировать завод под высшее качество моторных топлив. Проект имеет большое значение, поэтому он включен в Республиканскую Карту индустриализации.

В реализации проекта задействованы иностранные партнеры. Генеральным проектировщиком выступает казахстанский филиал компании «Северодонецкий ОРГХИМ». Поставку оборудования осуществляет американская компания «Ventech Engineers», ряд российских предприятий. Кроме того, один из ведущих институтов России – ВНИУС (Татарстан) внедрит на заводе технологию по извлечению серы из нефтепродуктов, что и позволит достичь экологические требования класса Евро-5 по содержанию серы в топливе. Большой объем работ выполняется силами казахстанцев.

– Об инновационной составляющей проекта говорит тот факт, что для его  реализации   мы приобрели  у компании «UOP LIMITED»  (Великобритания) лицензию на использование технологии изомеризации бензина, – говорит Валерий Джунусов. – Это сложнейшая технология, которая позволяет изменять конфигурацию молекул бензина, что увеличивает октановое число продукта не за счет добавления присадок, а химико-термическим путем. Если оценивать проект по коэффициенту Нельсона, определяющему сложность технологии, то можно говорить о том, что после модернизации данный коэффициент нашего производства  будет в 5,5 раз выше.

Проектная мощность нового производства – 220 тысяч тонн бензина марок АИ-92 и АИ-95. Завод сможет производить и АИ-98, но рассчитывает на выпуск марок, которые пользуются наибольшим спросом у потребителей. Кроме того здесь будут выпускать порядка 200 тысяч тонн дизельного топлива класса К5, а также вакуумный газойль и гудрон. Газойль будет отправляться на экспорт, а гудрон – на ближайшие заводы Казахстана, производящие битум. Как отмечает руководство предприятия, после проведения полной реконструкции не исключается вариант самостоятельной переработки гудрона. Однако на сегодня это не является первостепенной задачей.

Исходя из планируемых объемов производства, уже после запуска завод сможет полностью удовлетворить потребности области в высококачественном автомобильном топливе, и на 50% закрыть спрос на него Актюбинской области. Но какую часть рынка он займет – это вопрос конкуренции. Поэтому руководство компании нацелено выходить на рынки соседних областей республики и приграничных регионов РФ, так как с учетом преимущества по транспортной составляющей в цене есть возможность конкурировать и с российскими НПЗ.

– Сейчас в Казахстане действуют 3 крупных нефтеперерабатывающих завода: Павлодарский, Шымкенсткий и Атырауский, – говорит Валерий Кинжегалиевич. – Они на 80% обеспечивают нефтепродуктами  рынок страны. Остальное закрывают российские производители и совсем немного – Китай. Мы рассчитываем, что сократим дефицит топлива отечественного производства. Казахстанские НПЗ планируют завершить модернизацию в 2016-2017 годах, наш завод – уже в этом году. Таким образом, мы намерены воспользоваться данным преимуществом во времени, чтобы адаптироваться на рынке. Надеемся, что наша ниша будет достаточно серьезной по величине. Конечно, для этого придется хорошо потрудиться.

После модернизации штат завода увеличится на 70 человек. Руководство рассчитывает на местные кадры. Первая группа практикантов уже прошла обучение, сдала экзамены. Теперь ей предстоит полугодовая стажировка на предприятии и участие в пуско-наладке. На новое производство будут также приглашены специалисты из ГК «Конденсат», готовые расти в профессиональном плане.

– 70 новых рабочих мест – по сути, не так много, – говорит Валерий Джунусов. – Но существенным является не само количество трудоустроенных, а то, что все рабочие места – высокоинтеллектуальны. Эти специалисты будут управлять сложнейшим производством. Одним из самых сложных в Западном Казахстане.