Кандидат физико-математических наук, профессор ЗКГУ Александра Егоровна Кузьмичева в ближайшее воскресенье отмечает свой юбилей. За плечами годы неустанного труда, более 150 научных работ, опубликованных по итогам международных конференций в Москве, Париже, Бангалоре, самых престижных журналах Академии наук СССР, в казахстанских научных изданиях. За плечами сотни влюбленных в физику выпускников, ученики, пошедшие по стопам учителя. Но она не почивает на лаврах. Профессор Кузьмичева по-прежнему в пути.
- Говорят, человеку столько лет, на сколько он себя ощущает. На сколько ощущаете себя вы?
- Мне кажется, возраст зависит от того, хочется вам познавать мир или нет. А у меня постоянная жажда познания. По-прежнему хочется учиться и учить, причем так, чтобы у людей глаза горели! Чтобы студенты поняли: после того, как предмет изучен, начинается самое интересное – то, что предстоит открыть и познать самостоятельно.
- Вы всегда хотели быть преподавателем?
- Я хотела строить дороги… До сих пор помню свои переживания, когда строился БАМ. Хотелось туда, на большую стройку! Но в силу материальных причин учиться в автодорожном институте – а это другой город, - я не могла. Выбрала наш физмат.
- И все-таки свою дорогу профессор Кузьмичева построила!
– И еще было у меня одно тайное желание, но его я очень глубоко прятала. Знаете, что мне снилось накануне защиты диссертации?
- Даже представить себе не могу…
- Сцена, и я в роли Кармен. Знаю, что завтра спектакль, а петь не могу - нет ни слуха, ни голоса. Всю ночь страдала. Видимо, страх перед защитой проявился в виде тайной мечты. В молодости думала: если б умела петь, на каждом углу бы останавливалась и пела…
- Коллеги говорят о вас, что вы ходите на работу как на праздник. Сегодня, по-моему, это встречается нечасто…
- Можно, наверное, посочувствовать людям, которые не любят свою работу. Но мне доставляет радость то, что я делаю. Желание отдавать не уменьшается с годами, и даже в мыслях нет ощущения усталости. Я радуюсь, когда мои коллеги и ученики многого достигают, всегда с удовольствием помогала и помогаю им – отредактировать ли статью, сформулировать тему. Делюсь своими разработками с учителями в институте усовершенствования. Знаю, что учителям нужны не общие слова, а конкретика. Вот я и помогаю им осваивать и применять на практике метод проектов, который и сама успешно применяю. Разрабатываю элективные курсы для профильной школы. Не жадничаю, хочу, чтобы все взяли. Часто обращаются учителя и за помощью в решении задач по ЕНТ.
- А как вы относитесь к этой форме экзаменов? Не кажется ли вам, что ЕНТ сводит работу учителя к натаскиванию на предмет?
- Когда у нас вводилось ЕНТ, а в России ЕГ, считалось, что это снимет проблему взяток при поступлении. Но в России, например, проверялись работы, выполненные на сто баллов, и оказалось, что далеко не все они соответствуют выставленным оценкам. Не знаю, насколько удалась побороть взятки, но что касается собственно ЕНТ, то, на мой взгляд, учителей оно стимулирует. Учитель не может теперь сказать ученику «физика не твой предмет». Выбрал ученик физику – будь добр подготовить его к экзамену. Учителя сейчас заметно больше стали спрашивать, интересоваться задачами. Мне кажется, на не очень добросовестных товарищей ЕНТ повлияло положительно. Они вынуждены работать над собой. А что касается натаскивания… В условиях острой нехватки часов физики, например, оно приносит пользу. Конечно, у любой формы экзаменов есть свои плюсы и минусы, но благодаря ЕНТ учитель несет большую ответственность за результат.
- Говоря о современной форме экзаменов, нельзя обойти и современные учебники…
- Не буду говорить о других предметах, но меня очень беспокоят учебники физики для гуманитарных классов. Коль молодой человек учит физику не для физики, а для общего образования, составителям это надо учитывать. К чему у нас свелось «гуманитарство»? К сокращению часов, и только. А ведь гуманитарии больше лирики, чем физики. Почему нельзя идти от природы, от образа? Например, от росы, тумана, инея перейти к понятию «влажность». В старых российских университетах прекрасно преподавалось естествознание. Вы перечитайте описания природы у классиков литературы – с каким знанием сути природных явлений написано! А у наших юных гуманитариев идет отторжение от предмета. Как страх перед физикой сложился в 7-8 классах, так он и идет до 11-го, лишь усугубляясь. Что им сухие формулы? Сегодня вызубрили, назавтра забыли, а какое явление стоит за формулой, так и не поняли. Составителям учебников полезно было бы внимательнее изучить опыт прошлого.
- К сожалению, не только не учитывается опыт, но еще и частенько чужое выдается за свое!
- Вы правы. Меня вообще удивляют публикации, которые начинаются со слова «я»: я делаю то-то и то-то. Как будто с него Земля начала вращаться. А что, до тебя эту проблему никто не изучал? Особенно страдают «самостью» в методике, часто используя чужую терминологию. Но извини, эти слова не тобой придуманы, их люди выстрадали, дошли до них, а ты пользуешься, как своими! Нельзя так, надо обязательно ссылаться на того, чьи идеи применяешь в своей практике. Меня ответственности научила астрофизика. В этой науке нельзя работать в одиночку, поскольку ученый-астрофизик пользуется данными мировой сети станций. И если ты знаешь, что даже маленькая ошибка в расчетах может помешать кому-то сделать правильные выводы и исказит картину в целом, работаешь с удвоенной ответственностью. А прежде чем приступить к собственным расчетам, изучишь и проанализируешь все, что сделано другими на данный момент, и укажешь, чьи данные использовал. Честным надо быть…
- Вы продолжаете заниматься астрофизикой?
- К сожалению, с развалом Советского Союза работы прекратились. Раньше мы могли получать бесплатную информацию по всей мировой сети – это более 100 станций космических лучей, от Антарктиды до Европы, любые метеорологические данные, данные по регистрации межпланетной среды. Сейчас контакты утрачены и получить подобную информацию практически невозможно. А без нее… За последние 20 лет мы просто отстали, даже журналы не выписывались – не было финансирования. Хотя, в отличие от физиков, нам не нужны были материальные затраты на дорогостоящее оборудование. В нашем распоряжении был весь мир. Очень жаль, что такая возможность утрачена. В астрофизике мне хотелось бы сделать намного больше.
- А о чем-то еще сожалеете? Есть ли неосуществленные мечты?
- Жалею, что обстоятельства не позволили мне учиться в МГУ. По своему уровню я вполне могла бы пройти в этот университет. Не хватало на начальном этапе работы и общения с учеными высочайшей квалификации. А мечты… Как-то, будучи еще аспиранткой, на всесоюзной конференции я слушала выступление молодого парня, талантливого ученого. Я уже тогда понимала, что в великие не выйду. И подумала: мне бы в школу и подготовить такого ученика, чтобы он сумел сделать то, что не дано было мне. Но когда вернулась из аспирантуры, в школу меня не пустили. Тогда не разрешалось совмещать работу в институте и в школе. Василий Андреевич Баев приглашал меня вести факультатив в СШ № 7, но не случилось. А мне очень хотелось, чтобы кто-то из моих учеников в физике пошел намного дальше учителя, стал большим ученым.
- Но вы воспитали немало учеников, которыми можно гордиться. И плодотворно работали в школе, сделав многое для города. Вы ведь стояли у истоков школьных научных конференций?
- Я действительно горжусь многими своими студентами, среди которых есть и мои нынешние коллеги. Это Н. В. Мымрина, профессор, кандидат физико-математических наук, это Г. К. Жусупкалиева, доцент, кандидат педагогических наук и заведующая кафедрой, которую я возглавляла более двадцати лет. За пределами университета могу назвать Л. Г. Черыкаева, директора хорошо известной в городе школы-лицея № 35, Е.С. Катаева, заместителя главы областного управления образования, С.М. Демеуову, учителя СШ № 7, В.А. Щербакова, учителя СШ № 21. А в школу я попала в начале 90-х годов благодаря настойчивости Ердана Катаева, который буквально атаковал руководство педагогического института. Он был назначен директором открывшегося тогда лицея
№ 35, а я стала его заместителем по науке. Тогда же начала заниматься научной работой учащихся. Позже, работая с талантливейшим педагогом Р.И.Селезневой в СШ
№ 21, продолжила поиски в этом направлении. Именно в этой школе вместе с С.И. Бисембаевой, тогда завгороно, и А.И. Завгородневым, ее заместителем, мы организовали первую в городе школьную научно-практическую конференцию «Шаг в науку». Нашей целью было научить как можно больше школьников азам, с которых начинается любая научная работа. Ведь насколько легче учиться в вузах тем, кто со школьной скамьи знает, как грамотно написать и оформить реферат, умеет отбирать и анализировать нужную литературу. К сожалению, нынешний школьный реферат – это зачастую кое-как скачанная для разрешения спорной оценки информация. А научные конференции свелись, по-моему, к занятию, во что бы то ни стало, призовых мест. А мы преследовали совсем иные цели…
- Александра Егоровна, у вас огромный педагогический стаж – около пятидесяти лет. Изменился ли за эти годы студент?
- Большинство студентов всегда стремились учиться, за очень редким исключением, о них и говорить не стоит. И всегда были и есть студенты, с которыми хочется работать. Поэтому работа приносит мне большое удовлетворение, и я с удовольствием передаю свои знания и опыт молодежи.
Беседовала Ольга ОЛЮНИНА
ГОВОРЯТ УЧЕНИКИ
Наталья МЫМРИНА,
профессор ЗКГУ:
- Для меня Александра Егоровна – научный стимул. Она способна обсуждать учебные и научные проблемы в любое время дня и ночи. Может позвонить поздно вечером насчет интересующей ее задачи и при этом так заинтересовать меня, что я не сплю уже вместе с ней. Круг ее интересов очень велик. Она молода душой, у нее не иссякает любовь к жизни, и эта любовь передается всем окружающим. Не любит бездельников, людей, которые не умеют и не хотят использовать данные им способности. Готова дарить свое свободное время любому желающему использовать его для решения учебной или научной проблемы.
Александра Егоровна очень доброжелательный человек, она умеет ценить людей и видит в них только самое лучшее.
Ердан КАТАЕВ,
заместитель начальника управления образования ЗКО:
- Сказать в двух-трех словах обо всех качествах и достоинствах Александры Егоровны просто невозможно, настолько это многогранная личность. Помню логически построенные ее лекции, которые поэтапно укладывались в нашем студенческом сознании и представляли стройную систему естествознания.
Период моей трехлетней работы в пединституте был одним из самых ярких в жизни, поскольку мне довелось общаться с людьми, которые находились в постоянном поиске. Очень благодарен Александре Егоровне и за сотрудничество в период открытия и становления школы-лицея № 35, где был первым директором. Она входила в костяк преподавателей, благодаря которым лицей состоялся.
Леонид ЧЕРЫКАЕВ,
директор школы-лицея № 35:
- Александра Егоровна никогда не ставила студенту оценку ниже той, что он мог заработать. Мы любили ее за справедливость.
Есть у Александры Егоровны удивительная черта – желание помогать людям. Как-то позвонил по очень непростому вопросу. Дело в том, что школе нужна молодежь с большим творческим потенциалом. И спросил: есть ли такие студенты? Она ответила - есть, я сказал, что хотел бы привлечь такого студента к работе в качестве лаборанта, чтобы он привыкал к школе. На этом разговор завершился, поскольку меня вызвали на совещание в гороно. Выхожу – в коридоре сидит Александра Егоровна, а с ней рядом студентка. Вот, говорит, знакомьтесь - Майя… Сейчас Майя Сергеевна работает в нашей школе учителем физики и информатики.
Надежда ФРИЗЕНА,
студентка 3 курса ЗКГУ:
- В жизни каждого человека происходят встречи с людьми, которые так или иначе влияют на судьбу. Вот и у меня такая встреча произошла на первом курсе. С упоением мы слушали и слушаем лекции профессора Кузьмичевой, восхищаясь высоким научным языком, который из уст Мастера становится понятным и доступным студентам.
Но Александра Егоровна для нас не только первоклассный специалист, она воспитатель с открытой душой и отзывчивым сердцем, и вместе с тем твердым характером. На ее занятиях мы учимся не только физике, но и жизненным ценностям – порядочности, доброте, способности к самоотдаче, целеустремленности и ответственности.
|