Это
- своеобразный дебют автора в родном городе как художника-графика.
Его подробный рассказ на открытии выставки, думается, будет интересен
нашим читателям.
     -
Десять лет назад в «Пульсе» была опубликована моя статья «Миры
Большой Михайловской». Это были годы, когда в прессе появилось
много интересных краеведческих материалов. Я учился в питерской
Академии художеств, бывал на практике во многих городах России.
Несмотря на кризис, это были романтические годы, когда городам
и улицам возвращались исторические имена, начинали реставрироваться
монастыри, мечети, синагоги. Глядя, как постепенно возвращается
память прошлого в России, я под этими впечатлениями приехал в
родной город.
     Вы
помните, каким был Уральск в 1993 году? Пыльные улицы, облупившиеся
дома..., и мне захотелось написать статью про мою любимую улицу.
Статья была немножко наивная, но искренняя. Тогда у меня появилась
идея, что история историей, но она существует не только в текстах
и в памяти, но и в домах, особняках и архитектурных ансамблях.
     В
1995 году я много общался с Борисом Борисовичем Пышкиным. Он меня
очень вдохновлял, давал материалы. Так в газете «Надежда» появилась
другая моя статья - «Твоих оград узор чугунный». Я не профессиональный
краевед, не историк, но некоторые моменты, связанные с эстетикой
городской среды и архитектурой, меня очень интересовали. Когда
статья готовилась, возникла проблема - как ее оформить. Борис
Борисович сказал мне: «А почему тебе самому просто не нарисовать,
ты ведь человек рисующий?». С тех пор Борис Борисович в каждый
мой приезд буквально не давал мне покоя, просил нарисовать что-нибудь
об Уральске, сделать иллюстрации наиболее интересных архитектурных
памятников, поскольку они исчезают, их невозможно будет увидеть,
сфотографировать, они закрыты заборами, столбами, проводами, некоторые
памятники уже просто архитектурно искажены. Бориса Борисовича
дополнил своей идеей Юрий Васильевич Баев. Он сказал мне, что
необходимо серьезно изучить и описать стиль архитектурных памятников
города, поскольку эта работа не ведется, и встречаются разночтения,
к примеру, в каком стиле сделаны Михайло-Архангельский собор,
Храм Христа Спасителя, и кто, кроме тебя, Рустам, сможет это сделать?
Эта идея постепенно овладела моим сознанием. Очень трудно было
к ней подойти, поскольку нужно было найти какие-то материалы,
копаться в архивах, так как у нас сохранилось очень мало информации
по строительству многих архитектурных памятников. Но тем не менее
было желание изобразить, запечатлеть, и я начал думать над этой
проблемой.
     В
1997 году мне в руки попала книга, выпущенная фондом Бенуа и посвященная
Нижнему Петербургском парку. Концепцию этой книги составляли акварели
Бенуа и подписи к ним в виде отрывков из мемуаров и статей, отражавших
его личное отношение к архитектуре и историческим памятникам.
В таком виде, как мне показалось, издание больше походило бы не
на рассказ краеведа, а выражало мое личное, субъективное мнение
о городе, памятниках, истории. С того момента я начал работу,
и чем дальше она продвигалась, тем больше я убеждался в том, что
альбом нужно разделить на две части - взять главную улицу Уральска
и отдельно Уральск с его менее презентабельными строениями. Есть
много интересных пейзажей, которые еще сохранились, но очень быстро
исчезают. Два года назад вышла первая статья под названием «Душа
города». Так фактически и началась презентация моих альбомов.
     А
в прошлом году в редакции газеты «Надежда» состоялся «круглый
стол», посвященный сохранению памятников архитектуры. Меня попросили
выступить по этой большой проблеме. Многие архитектурные памятники
старого года к тому времени исчезли - безмолвно и постепенно.
Это очень большая боль. Безусловно, уральцы любят свой город,
а то, что делает магазин «Оптима», как видно по выставкам - это
удивительный ренессанс, посвященный краеведению. Даже в Санкт-Петербурге
я не встречал ничего подобного. Но для сохранения исторических
ансамблей, которые в общем-то и представляют наш город, создают
его индивидуальность, нужна большая, серьезная работа, и многое
здесь зависит от городских властей, поскольку проблем очень много.
Вышедший альбом посвящен моей любимой улице - Большой Михайловской
и состоит из 20 листов. Вслед за первым мне хотелось бы выпустить
и второй альбом - «Уральск потаенный». Он будет более камерный,
со множеством интересных видов, которые не сразу узнают уральцы.
Это буквально город, увиденный как бы исподтишка. Бывают очень
интересные моменты и виды, которые ты, проходя ранее, не замечал,
а потому и альбом состоит фактически из таких вот кадров, которые
иллюстрируют город совершенно с другой стороны.
     С
точки зрения истории, мы живем в удивительном краю. У нас есть
великолепные исторические памятники в степной зоне. И, конечно,
сам город - это музей под открытым небом, и Казахстан должен им
гордиться. Если мы взглянем на города России, то далеко не каждый
может похвастаться тем, что по его улицам ходили такие великие
писатели. Что примечательно, и в России наш город также ценят.
Уральск - евразийский город, золотой мост, и эту идею нужно популяризировать,
хотя на этот статус претендует и степной Оренбург, и Саратов,
но Уральск имеет свое особое место.
     Несмотря
на то, что альбом готовился почти пять лет, его выход не связан
с каким-то конкретным событием. Я живу в Санкт-Петербурге, и в
прошлом году стал свидетелем того, как проходил год Казахстана
в России. Вспоминается открытие памятника Джамбулу, отлитого из
бронзы, яркие выступления Ермека Серкебаева и Розы Рымбаевой в
концертном зале «Октябрьский», которые были очень тепло встречены
зрителями. Даже Петербург удивился, какая огромная казахстанская
диаспора живет в этом городе. Еще одним событием была выставка
в Русском музее, в корпусе Бенуа, собрания коллекции замечательного
художника Кастеева из Алматы. Местная искусствоведческая критика
достаточно тепло откликнулась и на это событие. И мне хотелось
бы, чтобы Год России в Казахстане прошел также успешно.
     Объявленный
Год - официальный. Несмотря на то, что нас поделили пограничными
постами, таможнями и нейтральными зонами, мы остаемся единым культурным
и экономическим пространством. И это особенно чувствуется, когда
вы выезжаете в дальнее зарубежье. Я думаю, мы останемся единым
культурным пространством, а сама жизнь, может быть, незаметно,
не так как хотелось бы, но будет просто стирать те границы, которые
сейчас существуют между нами. В связи с этим хотелось бы поздравить
всех уральцев с Годом России в Казахстане, и хотя я вроде как
петербургский представитель, но на самом деле я - уралец всеми
корнями, и Уральск - город моих координат. То есть этот город
будет сниться мне и в Париже, и в Нью-Йорке, и в Токио... |