|
ОБЫЧНЫЙ
И ЧУДЕСНЫЙ МИР
ВАЛЕРИАНА ПРАВДУХИНА
|
  
|
   
(Начало в №№ 18,19,20,21,22,23, 24)
   
В очерках
«Годы, тропы, ружье» в полной мере отразились многие грани
дарования Правдухина-художника: свободно-легкая манера письма,
язычески-восхищенное обожание природы, утверждение радости
бытия на земле, небывалая лирическая сила в обрисовке человеческих
судеб и грозовых импульсов переломной эпохи.
   
В
1931 году Правдухин публикует в журнале «Ленинград» новую
повесть «Гугенот из Териберки», вызвавшую множество самых
разноречивых откликов в печати. Судьба этой повести, которую
В. П. Правдухин считал своей «самой органической вещью», весьма
поучительна. Ее постигла участь многих талантливых и честных
созданий советской литературы 20-30-х годов.
   
Повесть
явилась результатом длительной творческой командировки к рыбакам
Белого моря. В письме к брату Николаю Павловичу от 26 февраля
1931 года Правдухин кратко сообщает сюжетную канву произведения:
«Живу я так: пишу повесть - и довольно усидчиво. Уже кончаю.
Гугенот из Териберки. Север, рыбаки, океан - и умирание одного
«последнего буржуа». С содержанием повести были знакомы многие:
«Повесть я читал Зазубрину и Воронскому. Одобряют - и, по-видимому,
в самом деле неплохо».
Повесть «Гугенот из Териберки», над которой Правдухин работал
так увлеченно и «много, как никогда», не дошла до читателей
и не стала предметом научного исследования.
   
Все,
что мы имеем сегодня, это критические разносы «присяжных»
литераторов, напоминающие скорее всего доносы и судебные приговоры:
«реакционнейшая повесть», «политически вредное произведение»
и т.п. Сегодня особенно четко осознаются причины подобных
оценок.
   
Повесть
«Гугенот из Териберки», книги «Годы, тропы, ружье», «Охотничья
юность» приоткрыли духовную сферу Правдухина-эпика и вместе
с этим одну из возможностей, одно из направлений развития
его таланта. Они закономерно привели писателя к созданию романа
об исторических судьбах уральского казачества «Яик уходит
в море». Правдухин синтезировал в романе свои многолетние
наблюдения над казачьей историей и бытом, развил и усугубил
те идеи, художественные образы, мотивы и настроения, которые
уже содержались в предыдущих его произведениях и прежде всего
в книгах «Годы, тропы, ружье» и «Охотничья юность». Они явились
своеобразным подступом к роману, в них - его истоки.
   
Бесспорно,
роман «Яик уходит в море» является самым значительным созданием
Правдухина. Работа над ним началась в 1932 году и продолжалась
до последних дней жизни писателя.
   
История
создания романа самым тесным образом связана с уральской землей.
Об этом говорит и надпись на экземпляре первого издания романа
(1937), подаренного брату Николаю Павловичу: «Дорогому Коке
- книгу об Урале, чтобы вспоминал родную сторону, где мы росли,
где видели первые закаты». Непосредственные впечатления детских
и юношеских лет, многочисленные поездки по уральским станицам
и хуторам, кропотливая работа в архивах Москвы, Уральска,
Оренбурга и других городов страны, а главное - неизбывная
любовь и привязанность к ставшему родным краю, его истории,
людям позволили писателю создать удивительные казачьи типы,
характеры, достоверно и убедительно изобразить жизнь на Яике
в конце ХIХ века.
   
Писатель
А. А. Шмаков, знавший архив семьи Правдухиных, отмечал в предисловии
к роману огромную подготовительную работу, предшествовавшую
появлению на свет этого произведения. «В черновых записях
автора, - писал он, - отмечены все важнейшие события, происходившие
год за годом в жизни войскового круга, выписаны народные приметы
о погоде, ребячьи игры, забавы молодежи, различные причитания,
песни, присказки, поговорки, образцы речи простого и образованного
интеллигентного казака, росписи икон, знамен, церковных обрядов,
войсковых празднеств, знаки отличия казаков того времени и
другие детали, передающие колорит эпохи».
Николай
ЩЕРБАНОВ
(Продолжение следует)
|
|
|