Nomer 17 (211) 26 апреля 2007 года

   ВКУСЫ РАЗНЫЕ, А ЗАКОН - ОДИН ДЛЯ ВСЕХ

Одним из первых законов, принятых в 1992 году парламентом суверенного Казахстана, был закон «Об охране и использовании историко-культурного наследия». В его преамбуле сказано: «Историко-культурное наследие как важнейшее свидетельство исторической судьбы народа, как основа и непременное условие его настоящего и будущего развития, как составная часть всей человеческой цивилизации требует постоянной защиты. Обеспечение этого в Республике Казахстан является нравственным долгом и определяемой настоящим законом обязанностью для всех юридических и физических лиц».
Но что происходит в реальности? Вот мнение старейшего журналиста и краеведа Приуралья Николая Григорьевича Чеснокова.

Не первый раз кричу: остановите вандализм! И, боюсь, не последний.
На углу здания областного акимата прикреплена табличка, оповещающая, что это памятник архитектуры XIX века, охраняется государством. Значит, находится под защитой закона и, на мой взгляд, неприкосновенно для различного рода переделок и сохраняется в изначальном виде.
А кто должен быть верным блюстителем законов? Конечно, исполнительная власть, разместившаяся в этом здании.
Архитектура – это искусство, притом художественное. Представьте, из романа Льва Толстого «Война и мир», классического произведения того же XIX века, выбрасывают не понравившиеся страницы и вставляют новые какого-то современного автора. Или в какую-то симфонию Чайковского вкрапливают кусочки, пусть гениальные, из симфонии Шостаковича. Или бронзовую руку у старинного памятника заменяют пластиковой...
- Абсурд! - воскликнете вы. И будете правы. Но этот абсурд у нас, в Уральске – явь, реальность.
Классика не стареет и не устаревает. Она на все времена, и неприкосновенна. Но, к сожалению, не все это понимают.
Здание Коммерческого банка, где ныне областной акимат – архитектурное произведение XIX века, притом произведение отнюдь не массового производства, а высокохудожественное, единственное в своем роде не только в Уральске, но и в мире. Может, где-то есть похожее, но именно такого нет нигде. И совсем не случайно государство взяло его под охрану. Оно уникально и потому находится под охраной Казахстана, о чем и сообщает табличка на его углу.
Но у нас охранная грамота в виде доски – не более чем декор. Здание решили, недолго думая, осовременить. То ли излишки денег подвигли на это, то ли недостаток культуры. И это притом, что его уже не один раз «осовременивали». Убирали львов из подъезда – они-де символ буржуазии. Потом, опомнившись, или кто-то трезво взглянул на опьяненных вседозволенностью, львов поставили на место. Убрали с боков портика великолепные скульптуры казаков как не соотвествующие духу времени. На их место поставили скульптуры колхозницы и колхозника. Но их время прошло, поскольку давно нет ни колхозов, ни колхозников. Скульптуры тихохонько убрали. Теперь на их месте торчат два пупа. Недавно снесли стеклянный гребешок над крышей, посчитав архитектурным излишеством.
И вот кому-то не понравились деревянные окна.
Боюсь за все здание. Вдруг кому-то покажутся лишними балконы, колонны или что-то другое. Вкусы у всех разные.
На первом этаже бывшего Коммерческого банка нещадно выдирают деревянные оконные рамы и вставляют пластиковые. Почему не деревянные, той же конфигурации, что были раньше?
Бездушное отношение к историческому прошлому безнравственно, а несбережение того, что является государственным достоянием, и не просто достопримечательностью, а как бы эмблемой города, – тем более непростительно. Как можно так безответственно посягнуть на то, что находится под защитой государства?
Опомнитесь! Восстановите в произведении архитектуры все, как было прежде! Восстановить, конечно, надо за счет того человека или тех людей, кто санкционировал этот произвол, чтобы неповадно было другим покушаться на историческое государственное достояние, а значит, - народную собственность, нашу с вами, уважаемые горожане.
У города немало неотложных нужд. Что касается исторических памятников, в первую очередь, необходима коренная реконструкция атаманского, или, как предпочитают называть некоторые, Пушкинского дома. О нем, памятнике XVIII века, говоря о культурном наследии, недавно напомнил президент Н. Назарбаев.
И, пожалуй, дело первостепенной важности – набережная Урала в районе Новоселок. Уральск едва ли не единственный город в Европе, расположенный на берегу реки и не имеющий достойной прогулочной набережной. А мы хотим, чтобы к нам приезжали туристы… Смотреть на наше убожество? Но и это полбеды. Настоящая беда в другом.
Урал ежегодно урывает у города не укрепленный здесь яр, сужая Уральск. Каждая весна и половодье – настоящее многострадальное бедствие для проживающих по-над яром. Постоянная круглогодичная головная боль: весной снесет Урал или помилует и еще на год оставит их дома?
Далеко не все охотно оставляют насиженные места, где родились и выпестованы, баюкиваемые песнями волнобоя Урала-батюшки.
Думается, не лучше ли деньги, что идут на компенсацию утраченного жилья и на всякие ненужные переделки, направить на укрепление яра и благоустройство набережной?
Город, как и прежде, а через два года ему исполнится 425 лет, утопает в грязи. Далеко ходить не надо. В квартале от областного и городского акиматов улицы и этой весной были непроезжими. Так направьте на доброе дело излишки денег в бюджете!
Лет пять назад город, к радости жителей, начал преображаться. Хотя кое-чего лишился. Даже был брошен обнадеживающий лозунг - город без окраин. Думалось, наконец-то город благоустроится. Но... это злосчастное «но». О лозунге забыли. Город запустили, если не считать заасфальтированные в прошлом году участок проспекта до Урала и кусочек бывшей ул. Нариманова, да и то лишь благодаря приезду в Уральск президентов Казахстана и России.
Когда-то город был оазисом, улицы утопали в зелени. А теперь в квартале от областного акимата – жалкие остатки от прежних шпалер. Одни деревья порублены, другие засохли. Арыки без воды завалены придорожной грязью и нечистотами.
Правда, сказать, что в городе ничего не изменяется, - нельзя. В прошлом году городской маслихат переименовал около сорока улиц (люди сбились со счета). Но переименованные улицы от этого не стали чище. И город не изменил своего запущенного лица. Те бы деньги, что были потрачены на смену табличек переименованных улиц (неважно, чьи это деньги), лучше пустить на посадку деревьев и очистку старых арыков на тех же улицах.
Да, в городе есть нерешенные проблемы и поважнее, чем новые пластиковые рамы в старинном здании. Но неужели Уральску потребуется еще 425 лет, чтобы стать по-настоящему благоустроенным? Или все-таки прав был Алексей Толстой, побывавший у нас почти 80 лет назад, что Уральск только через три тысячи лет будет элегантным городом. Уже до той звезды, на которую намекал он, не так далеко, а в Уральске, как он и писал, «ни намека на украшение жизни, на благоустройство, и повсюду «месиво грязи».

Николай ЧЕСНОКОВ,
ветеран Великой Отечественной войны

 

 

Design by Kumargazhin Almat