30 июня 2022 г.
Валерий ДЖУНУСОВ: «Даже при загрузке 70% завода, бюджет получит до 16,6 млрд тенге налогов и акцизов в год»

АО «Конденсат» - единственный нефтеперерабатывающий завод Казахстана, который освоил производство экологического топлива Евро5, отмечает сегодня 30-летний юбилей. Как консорциум пережил сложные пандемийные годы, как адаптируется к новым экономическим условиям кризиса и какой курс берет сегодня, рассказывает председатель Совета консорциума Группы компаний «Конденсат» Валерий ДЖУНУСОВ.


-Валерий Кинжегалиевич, 30 сложных производственных лет пройдено, с какими итогами завод и Группа компаний «Конденсат» подошли к юбилейной дате?

- АО «Конденсат», зарегистрированное 29 июня 1992 года, как СП «Конденсат» прошел большой путь своего развития. На первом этапе в 1998 году была введена в эксплуатацию Карачаганакская малотоннажная установка по производству моторных топлив, мощностью переработки 400 тысяч тонн нестабильного газового конденсата в год или, как ее окрестили в документах заводчане, - МТУ-400. Она сыграла значительную роль в развитии предприятия, производя дизельное топливо и прямогонный бензин, став кузницей высококвалифицированных кадров для отрасли и региона. Буквально в момент запуска завода Первым Президентом РК Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, была поставлена задача - довести мощность переработки нестабильного конденсата до 600 тысяч тонн в год. Это поручение мы успешно выполнили к 2008 году. Одновременно была построена установка по утилизации газов стабилизации, что позволило ликвидировать горизонтальный факел, сжигающий эти газы, и выйти на более высокий технологический и экологический уровень эксплуатации. Эти изменения дали новое название производству - МТУ600.

- Как получилось, что АО «Конденсат» оказался первым и до сих пор остается единственным заводом Казахстана, где производят экологическое топливо Евро-5?

- Через три года - в 2011 году, главы государств Таможенного Союза (ТС) приняли решение о введении с 2016 года технического регламента, предусматривающего производство и использование в странах ТС моторных топлив только экологического класса К5 - аналога Евро-5. И мы должны были следовать этому регламенту. Для АО «Конденсат» выполнение этих требований потребовало огромных капитальных вложений – более 200 млн долларов США. Компания заручилась поддержкой Банка развития Казахстана - с учетом включения проекта модернизации предприятия в Программу индустриализации страны и обещанием поставлять заводу сырье. В процессе реализации проекта Минэнерго РК добавило новое требование - условием поставки сырья стало увеличение мощности завода до 850 тысяч тонн переработки в год. АО «Конденсат» в 2016 году первым в республике ввело в действие комплекс по производству бензинов класса Евро5. В 2018 году были введены в эксплуатацию установка по вакуумной переработке остатка перегонки и комплекс по производству дизельных топлив с увеличением общей мощности переработки по сырью до 850 тысяч тонн в год. После проведенных испытаний АО «Конденсат» вошло в число крупных НПЗ страны и получило право на обеспечение сырьем со стороны государства. Численность персонала выросла в два раза, причем только за счет специалистов высокой технической квалификации. Как и в предыдущие десятилетия, источником роста коллектива стали молодые жители Западно-Казахстанской области, прошедшие подготовку в Центре развития персонала АО «Конденсат».

- Завод дал толчок развитию всех предприятий Группы компаний «Конденсат», и за эти десятилетия наработан уникальный опыт подготовки специалистов. Сегодня эта практика актуальна?

- Безусловно, АО «Конденсат» дало импульс для создания и развития группы компаний «Конденсат». Причем группа - это не холдинг, а консорциум, действующий на основе коллективного договора. Но это дает преимущества в развитии каждого предприятия и его производственной загрузке. Конечно, прежде всего, это социальные и кадровые условия. В рамках нашего консорциума действует единая система мотивации кадров. Учитывается и поощряется выслуга лет за добросовестный труд. При наличии особых достижений в производственной и общественной работе коллектива сотрудник награждается дополнительными видами поощрений, такими как благодарственное письмо, почетная грамота, занесение на доску почета. Высшей наградой является вручение Знака 1-й, 2-й и 3-й степени. Все награды сопровождаются материальными стимулами. Дополнением к этому является создание условий для работников консорциума в части отдыха и занятий спортом. Именно для этого построены несколько спортивных залов в Аксае и Уральске и развивается кемпинг Мечта, расположенный в экологически чистой, заповедной зоне Приуралья, на берегу озера Теплое – около посёлка Дарьинск, Байтерекского района. Конечно, влияние иностранных компаний, эксплуатирующих такие месторождения, как Карачаганак, Тенгиз и Кашаган, сказывается - мы теряем специалистов. Но выстроенная за многие годы система подготовки местных кадров, их материальное, моральное и социальное стимулирование позволяет восполнять потери.

- В каждом интервью Вы затрагиваете проблему подготовки кадров и Ваши тезисы, что отечественные производства в будущем будут испытывать острейший дефицит профессионалов, оказались пророческими. Какой выход Вы предложили бы в решении этой проблемы сегодня?

- Политики, а вслед за ними и экономисты, в последние годы ввели в обиход термин «человеческий капитал». Но никто его не монетизирует. Правительство СССР в 1972 году решило это сделать, пытаясь сдержать миграцию советских евреев, которую власти вынужденно разрешили. Лица, выезжающие за рубеж и имеющие высшее образование, обязаны были компенсировать государству от 6 до 12 тысяч рублей (в зависимости от специальности), что эквивалентно 60 и 120 тысячам нынешних долларов США. Конечно, сейчас другая ситуация. Образование нередко платное, да и уровень его значительно скромнее. Но монетизировать человеческий капитал нужно хотя бы для того, чтобы понимать, что теряют государство или компания при выезде специалиста за рубеж или при увольнении из предприятия. Миграционные процессы и увольнения запретить невозможно, поэтому есть только два способа их сдерживания. Первый: создание социальных и материальных условий для закрепления специалистов на местах. Второй: непрерывная подготовка кадров - от рабочих до инженерных и управленческих специальностей. Неоднократные попытки переложить подготовку кадров от государства на бизнес, оправданы только применительно к крупным компаниям, с численностью персонала от 10 тысяч человек. В остальных случаях это не работает. АО «Конденсат» при численности около 500 человек имеет потребность почти в сотне различных специалистах. Кроме того, существующий уровень подготовки в государственных и частных учебных заведениях крайне низкий. Принимая выпускника университета или колледжа на должность оператора низшего разряда, например, АО «Конденсат» тратит на его теоретическое и практическое обучение почти два года, чтобы ему можно было доверить самостоятельное дежурство в смене. А на подготовку рядового инженера уходит не менее 5 лет. Чтобы это исключить, нужно сочетание подготовки кадров в профтехучилищах, колледжах и университетах с присутствием в попечительских советах представителей бизнеса, а также развитие в крупных предприятиях собственных центров подготовки персонала.

- Прошли два сложнейших года пандемии. С какими потерями из этого периода вышли компании консорциума, удалось ли всем остаться на плаву?

- Компании группы «Конденсат» пережили пандемию вируса Covid-19 достаточно тяжело, впрочем, как и все население страны. Временами болезнь охватывала до 25% списочного состава наших предприятий. Многие члены коллективов потеряли близких родственников и друзей. Очень сложно было комплектовать смены в компаниях с круглосуточным циклом производства. Увеличились затраты, связанные с вакцинацией и обеспечением санитарно-гигиенических требований. Одна из компаний выполняла заказы в России, что было невероятно сложно при закрытых границах. По этой причине нарушалось снабжение необходимыми запасными частями и материалами. Но наши люди с пониманием отнеслись к новым реалиям, с честью неся трудовую вахту и соблюдая при этом требования санитарной безопасности. Помогло также и то, что к этому времени в Группе компаний был внедрен электронный документооборот. Для офисных работников была обеспечена возможность выполнения функций дистанционным способом. Все совещания проводились в виртуальном режиме. Да и сейчас, когда требования санитарной безопасности снижены, мы не отказываемся от некоторых приемов, которые показали свою эффективность. Но влияние пандемии сказывается в замедлении рыночных механизмов, связанных с импортом и экспортом и рядом других процессов, снизилась загрузка отдельных подразделений. Но в целом коллективы сохранились, не потеряв функциональную работоспособность.

- Сегодня мы видим большую поддержку завода АО «Конденсат» со стороны жителей области, бизнеса, да и всего Западного региона - в плане загрузки его сырьем. Понятно, что это подтверждение высокого качества фирменного продукта, но главное это выражение надежды на новые рабочие места, пополнение налогами местной казны, увеличение числа социальных проектов - полноценная работа завода жизненно необходима области. Понимают ли это в Правительстве сегодня, учитывая слова Президента КасымЖомарта Токаева, что мы строим Новый Казахстан, а бизнес – главное действующее лицо в этом процессе?

- НПЗ АО «Конденсат» до сих пор является единственным предприятием в республике, выпускающим бензины и дизельные топлива экологического класса К5. Отзывы о высоком качестве продукции мы получаем от автолюбителей постоянно. Даже сейчас, при мизерной загрузке производства компания уплатила в бюджет за пять лет - в 2016- 2021 годах более 4,5 миллиардов тенге налоговых платежей и акцизов. В Правительстве Казахстана, безусловно, есть понимание необходимости полноценной загрузки завода. Но дистанция перехода от слов к делу очень велика и растянулась на 6 лет. Тем не менее, команда АО «Конденсат» работает над поиском оптимальных решений в загрузке мощностей предприятия и активно вносит эти предложения в Правительство. Большую помощь и поддержку в продвижении этих предложений оказывает аким области Гали Нажмеденович Искалиев.

- Если полностью загрузить завод и обеспечить его бесперебойную работу, какие плюсы получат жители Бурлинского района, где он расположен? Или эти планы все-таки еще будут лежать на полке с надписью «мечтать не вредно»?

- Мы не мечтаем загрузить завод на 100%. Вопрос перед Минэнерго поставлен по-другому: помогите обеспечить ежегодную поставку хотя бы 600 тысяч тонн нефти или конденсата. Это 70% от полной мощности перерабатывающего комплекса. Так вот, даже при такой загрузке бюджет страны может получать ежегодно до 16,6 миллиардов тенге налогов и акцизов. Для наглядности - бюджет Бурлинского района в 2022 году составляет 12 миллиардов тенге. То есть, за счет налоговых поступлений АО «Конденсат» при серьезной загрузке завода, содержание социальной сферы района можно было бы увеличить в 2,5 раза. Вот цена вопроса, которую не умеют или не хотят увидеть некоторые чиновники.

- Опираясь на 30-летний производственный опыт, какие бы Вы предложили рецепты коллегам по бизнесу - на какие грабли лучше не наступать?

- Давать советы крупному бизнесу - это последнее, что нужно делать. Если бизнес дорос до серьезного уровня, значит, он и управляется серьезной командой, накопившей опыт. Но, исходя из собственной практики, один совет готов дать: если можешь решить вопрос без помощи государства, то лучше обходись собственными силами. Продолжу высказанную мысль на примере АО «Конденсат». Как я уже говорил, в 2011 году было принято решение о введении с 2016 года регламента по применению в странах ТС только моторных топлив экологического класса К5. Это дорогостоящий процесс, требующий огромных инвестиций. В соседней России подошли к этому продуманно. Прежде всего, были созданы экономические стимулы. Все виды моторных топлив низких классов К2, К3 и К4 были обложены высоким дифференцированным акцизом. Чем ниже класс, тем выше акциз. Целевое топливо класса К5 было полностью освобождено от акцизов. Параллельно был запущен процесс сближения цен на экспортную нефть и на внутреннюю нефть. Назвав его налоговым маневром, Правительство России предусмотрело его в три этапа, рассчитанные на 5 лет. В итоге, задача была выполнена в срок. С 2016 года все заводы РФ обеспечены сырьем и выпускают моторные топлива класса К5. При этом 52% добываемой нефти перерабатывается, а готовая продукция свободно экспортируется. В нашей же реальности три крупных завода Казахстана выпускают моторные топлива класса К4, и их экспорт возможен только в страны, где экологический регламент не имеет значения. НПЗ при этом испытывают острый дефицит сырья, поскольку на внутренний рынок для переработки направляется только 17% добываемой нефти. Главной причиной дефицита является трехкратная (!) разница между ценами на экспортную и внутреннюю нефть. И такое положение продолжает усугубляться из-за нежелания или боязни в проведении налогового маневра. Бездействие в этом вопросе неизбежно приведет к дефициту собственных нефтепродуктов в стране или к зависимости от поставок импортной продукции. Поэтому и здесь совет близок к предыдущему – надейтесь на собственные возможности при определении источников сырья и рынков сбыта, иначе инвестиции могут оказаться потерянными.

- На что сегодня Вы делаете ставку, на какие направления экономики и почему? Что мешает, что нужно менять в законах, может быть?

- В мире есть примеры радикального изменения направлений в бизнесе. Но в основном они применимы к проектам, основанным на новых технических идеях, которые продвигают или авторы идеи (Microsoft, Apple, Google), или глобальные компании. Наша команда развивает и продвигает то, что она хорошо умеет делать. Поэтому, в приоритете остаются три традиционных направления: переработка нефти и газа, электроэнергетика и сервисные услуги. Это не означает, что нас не интересуют другие сферы экономики. В портфеле идей - десятки проектов. Но реализация большинства из них ограничена какими-либо факторами: сырьевыми, рыночными, логистическими и т.д. Нужно ли менять законы? Еще знаменитый русский историк и литератор 18 века Николай Карамзин писал, что строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Поэтому дело не в законах. В качестве примера можно опять же привести историю с внедрением в Казахстане моторных топлив класса К5 (Евро-5). К сожалению, законы у нас нередко издаются не для создания условий развития экономики, а подгоняются под сложившуюся ситуацию, чтобы оправдать провалы в работе. В свое время кто-то, желая выглядеть радетелем благосостояния народа, создал на внутреннем рынке заниженные тарифы на нефть, а для населения на электроэнергию. В итоге 30 лет не хватило на полноценную модернизацию НПЗ. В нефтедобывающей стране сложился дефицит нефти, действуют периодические запреты то на импорт, то на экспорт нефтепродуктов. В электроэнергетике такая же история, поскольку тариф для населения субсидируется за счет тарифов для бизнеса. Создался порочный замкнутый круг, из которого теперь, чтобы выбраться, нужна смелость и политическая воля руководства страны.

- Разного рода эксперты сегодня говорят: экономический кризис продолжится, между странами мира будет еще больше разобщенности. Хотелось бы услышать Ваше мнение: для казахстанского бизнеса это очередной период испытаний или это шанс?

- Мир вошел в новые реалии давно и нужно четко понимать, что они не временные. И на мой взгляд, именно экономический кризис мировой глобальной модели хозяйствования продуцирует и сопутствующие проблемы - пандемийные, военные и политические. В конечном итоге это приводит к созданию искусственных логистических барьеров, резкому уменьшению рынков и, как следствие, к серьезным проблемам не только для бизнеса, но и для населения.

- Развитие бадминтона в ЗКО и республике вышло на совершенно новый уровень и в этом заслуга Группы компаний «Конденсат». Какая помощь тут необходима? Будет ли ГКК продолжена практика проведения международных соревнований по бадминтону в Уральске?

- Бадминтон в Западно-Казахстанской области начал культивироваться в коллективах Группы компаний «Конденсат» в 2003 году. В 2010 году, при поддержке облакимата, мы создали и возглавили Федерацию бадминтона ЗКО. Затем пригласили профессионального тренера, открыв в 2010 году отделение бадминтона в областной ДЮСШ. На сегодняшний день отделения бадминтона при ДЮСШ функционируют в г. Уральске, в Акжаикском, Бокейординском, Бурлинском, Казталовском и Таскалинском районах области. Учебно-тренировочные занятия в секциях по бадминтону проводятся во многих общеобразовательных средних школах области. Всего подготовкой в ДЮСШ и средних школах охвачено более 400 детей. Подготовлены местные тренерские кадры. Периодически проводятся чемпионаты РК, области, Уральска и районов. Это совместная работа спонсора в лице ГК «Конденсат», Федерации бадминтона ЗКО, управления физкультуры и спорта ЗКО и администраций школ, которая дала свои плоды не только в массовости, но и в уровне подготовки. В состав национальной сборной РК вошли 16 наших юных земляков, четверо из них получили звание мастеров спорта. Только в 2022 году они защищали честь Казахстана на чемпионате Азии в Малайзии, Всемирной гимназиаде во Франции, в турах Евразийской бадминтонной лиги. Юниоры 2004 года рождения на чемпионате Казахстана завоевали для ЗКО не только 1 командное место, но и в личном зачете получили 4 медали за 1 место, 3 медали за 2 место и 1 медаль за 3 место, заняв, фактически, весь пьедестал почета. Еще большего успеха на днях мы добились в командно-личном Чемпионате Казахстана по бадминтону, среди спортсменов 2008 года рождения и младше, где наши воспитанники взяли пять золотых, четыре серебряных и четыре бронзовых медалей. Это результат кропотливого каждодневного труда тренеров, спортсменов и организаторов этого вида спорта. Международные соревнования в рамках мировой Федерации по бадминтону мы проводили в Уральске три раза, и они сыграли свою значительную роль, давая возможность лучшим спортсменам ЗКО и Казахстана получить игровую практику с классными спортсменами из других стран. На каждое из проводимых турниров приезжали бадминтонисты из 17- 20 стран. Среди них первые ракетки России, Чехии, Бельгии, Дании, Израиля, Австралии, Южной Африки, Филиппин, Малайзии и других государств. Мы намерены продолжить эту практику. Но в 2022 году проводить турнир не планируем.

- Валерий Кинжегалиевич, какими событиями отмечен этот год именно для Вас?

- В личном плане наиболее радуют успехи внуков, которые хорошо себя проявляют в учебе, спорте и в творчестве. Мое время в основном посвящено решению проблем с сырьем для АО «Конденсат», а также вопросам компаний консорциума. Безусловно, это и юбилейный год. АО «Конденсат», как и вся группа компаний, с честью прошли этот 30-летний путь развития. Создан и реализован ряд сложных проектов, построено немало объектов, ставших визитной карточкой города и области. Все это сделано трудом наших рабочих, инженеров, управленцев и руководителей. Еще раз поздравляю всех наших сотрудников с 30-летием АО «Конденсат». Желаю всем мирного неба, крепкого здоровья и благополучия. Времена сейчас непростые, но конденсатовцы всегда были сильны духом, опираясь на наш девиз: Верить. Трудиться. Побеждать.

- Спасибо.