Nomer 9 (203) 1 марта 2007 года

   ПРОДОЛЖЕНИЕ ЛЕТОПИСИ КОРОБКОВА

О многочисленных акциях газеты «Надежда» читателю известно не понаслышке. А благодаря электронной версии нашего издания о них знают и во многих уголках планеты. Достаточно владеть «великим и могучим» и зайти на сайт «Надежды». Потому неудивительно, что в редакцию поступает немало откликов на наши выступления, в том числе и по электронной почте. Правда, о них мы сообщаем редко, хотя и понимаем, что это прекрасный способ изрядно «пропиарить» себя.
А вот эти письма, поступившие на электронный адрес главного редактора газеты, и завязавшуюся переписку мы все-таки не могли оставить без внимания.

«Здравствуйте, уважаемая «Надежда».
Пишет Вам сотрудник Гродненского госуниверситета им. Купалы Василий Бардов. Мы с сотрудницей музея Анастасией Колодяжной г. Лида разыскиваем лётчика, ветерана 122-го истребительного полка Коробкова.
По сведениям Анастасии, его вроде бы звали Михаил Евстафьевич. Я нашёл в интернете http://www.condensat.kz/nadezhda/nomer/20.04.06/8.htm статью «Уральск: летопись взлетной полосы» в вашей газете о лётчике Коробкове Михаиле Евстафьевиче и думал, что это он, но прочитав статью, засомневался. Он, как я понял, не начинал войну под Гродно и Лидой в 122-м истребительном полку?! Не могли ли бы Вы связаться с вашим Коробковым и уточнить у него этот вопрос? И еще - не знает ли он ветерана битвы за Москву генерал-лейтенанта ВВС Долгушина Сергея Федоровича? Может, им приходилось встречаться друг с другом во время или после войны?
Я имею прямую связь с Долгушиным и скоро поеду к нему и мог бы помочь им связаться друг с другом при необходимости.
С уважением,
Василий Бардов,
г. Гродно, Беларусь».

Редакция «Надежды» немедленно связалась с Михаилом Евстафьевичем Коробковым.

Михаил Евстафьевич Коробков обрадовался известию:
«С Сергеем Долгушиным мы учились в военной школе летчиков-истребителей с октября 1938 по март 1940 года в городе Качинске. Затем вместе служили сначала в Бобруйске, потом в Лиде. Война застала нас в 12 километрах от границы западнее г. Гродно на полевом аэродроме с названием «Новый Двор». На нашем аэродроме в голом поле базировалось более 60 самолетов, все без маскировки. А поскольку зенитного прикрытия не было и никто не ожидал нападения фашистов, то большая часть самолетов сразу же оказалась уничтоженной.
В связи с тем, что мы практически потеряли самолеты, нас отправили в Москву, потом в Рязань. Здесь, получив новые самолеты, я и расстался с Сергеем Долгушиным. На фронт мы вылетели 20 июля 1941 года тремя эскадрильями, в первой из которых воевал я, а Сергей попал в третью. Так мы и потеряли друг друга из виду, находясь в разных полках. Но я следил за его дальнейшей судьбой и знал, что вскоре Сергей Долгушин получил звание Героя Советского Союза, а позже он воевал под Сталинградом в 32-м гвардейском полку.
После войны мы переписывались. Он жил в Москве. В 1964 году встретились вновь - Сергей заезжал ко мне в Уральск по пути в Ташкент, где тогда состоялось совещание командного состава Аэрофлота. Помню, как он прилетел на самолете из Оренбурга и отпустил самолет обратно. Помнится, мы пришли в фотостудию, вызвав там необыкновенный переполох генеральскими погонами Долгушина (фото предоставляю редакции). А на следующий день пилот вновь прилетел за ним. В том же году состоялось и личное знакомство Сергея с генерал-лейтенантом Виталием Рыбалко, с которым мы давно дружили и даже летали вместе, он был у меня ведомым. Вспоминаю, как Сергей Долгушин, бывало, обыгрывал меня в бильярд, он очень любил эту игру.
К сожалению, позже Долгушин сменил адрес. Поэтому сейчас я очень рад, что он жив, и, конечно, хочу если не встретиться, то хотя бы списаться с ним вновь».

После получения исчерпывающих ответов на наши вопросы в Гродно сразу же по электронке полетело письмо:
«Уважаемый г-н Бардов В.!
С большим волнением получил Ваше сообщение по поводу нашего земляка, ветерана Великой Отечественной войны Коробкова М.Е., о котором Вы узнали благодаря электронной версии газеты «Надежда».
Во-первых, рад Вам сообщить, что Михаил Евстафьевич Коробков действительно воевал под Гродно и Лидой в 122-ом истребительном полку. Об этом он сообщил сегодня, т.е. 26 февраля 2007 г., во время телефонной беседы. Более того, как выяснилось, Михаил Евстафьевич хорошо знал Сергея Федоровича Долгушина, а потому очень обрадовался известию, что генерал жив.
Ваше письмо в редакцию вновь опровергает расхожее мнение, что газета живет всего один день. Мы в большом и неоплатном долгу перед тем поколением, которое отстояло нашу сегодняшнюю свободу и независимость. И если хоть чем-то способствуем пропаганде их больших заслуг, значит, наши усилия вовсе не напрасны. Ваше письмо о Михаиле Евстафьевиче Коробкове – лучшее тому подтверждение.
Рад дальнейшему нашему сотрудничеству.
Адилбек Кумаргажин,
главный редактор газеты «Надежда».

Отклик на это письмо не заставил себя долго ждать.
«Здравствуйте, уважаемый Адилбек Саянович!
Я простой рабочий парень. Сын учительницы английского языка и капитана советской армии. Работаю в госуниверситете в Гродно, заведую компьютерным классом на факультете физкультуры – учим будущих учителей физкультуры и тренеров по различным видам спорта. Поэтому мне вдвойне приятно, что Вы ответили мне. Только что получил Ваше письмо и глазам своим не поверил. Вы даже представить не можете, как я обрадовался и как обрадуется генерал Долгушин, когда я с Вашей помощью передам ему привет от Миши (как он его называет) Коробкова и содержание Вашего письма.
Для меня является предметом большой гордости, что Долгушин и Коробков встретили начало войны не где-нибудь, а у меня на Родине (причем буквально в каком-то десятке км от дачи и коттеджа моей сестры и в двух десятках км от моего собственного дома и работы, откуда я и пишу сейчас это письмо).
В ближайшее время я попрошу моих московских друзей позвонить Долгушину и передать ему привет от летчика Коробкова. В ближайшее время подготовлю последний материал с воспоминаниями С.Ф. Долгушина и перешлю Вам, чтобы Вы показали его Михаилу Евстафьевичу. Думаю, это будет очень интересно, и он сможет вспомнить те события, которые он, возможно, даже и забыл уже давно. А события тогда были весьма интересные.
А нам с Вами благодарные потомки, возможно, когда-нибудь скажут спасибо за то, что мы сохраним воспоминания ветеранов.
Узнайте, пожалуйста, у Михаила Евстафьевича, позволяет ли ему здоровье и зрение ознакомиться с текстом, который я ему пришлю через Вас. Если он читать уже не может из за слабого зрения – нужно будет встретиться с ним и зачитать ему рассказ Долгушина и дополнительные материалы, которые я нашёл по этому вопросу по поводу начала войны под Гродно. Не обязательно все и сразу. Можно это делать понемногу, за несколько приемов?
Если у Вас будет возможность пригласить Михаила Евстафьевича к вам в редакцию, либо у него или его детей и внуков есть компьютер с возможностью воспроизведения звуковых файлов, я готов прислать вам аудиофайлы с звукозаписью моих бесед с Долгушиным, чтобы Михаил Евстафьевич услышал его живой голос, как говорится, своими ушами. В общем, я готов предоставить редакции Вашей газеты всю имеющуюся у меня информацию по поводу того, как полк Михаила Евстафьевича готовился к войне, и как встретил её у нас на границе. Нам с генералом Долгушиным и моими друзьями-историками и писателями в России, Беларуси и на Украине очень интересно узнать мнение Михаила Евстафьевича о том материале, который нам удалось собрать. Кроме того, интересно было бы довести до него интервью Андрея Сухорукова с другим знаменитым пилотом и инструктором истребителя И-16 Н.Г. Голодниковым.
Мы с Долгушиным как раз недавно обсуждали его, и нам интересно узнать также мнение Михаила Евстафьевича по этому поводу.
Если правильно я понял, Долгушин и Коробков познакомились в Севастополе, в Качинской авиашколе? Спросите, пожалуйста, об этом у него.
Вот рассказ Долгушина о том, как он попал в эту школу и чем и как они там занимались. Покажите, пожалуйста, этот рассказ Коробкову. Если нужно, готов выслать аудиофайлы:
«Ну, рассчитался, пришли в аэроклуб, - вспоминает генерал Долгушин. - Нас пересчитали и пошли на вокзал. Брали нас 86 человек – два вагона заняли. Минус 25 градусов по Цельсию в Туле. Приезжаем в Севастополь: температура + 18, всё цветёт, пальмы, кипарисы, лаванда цветёт!
Погрузили нас в машины пятитонные – Яз – Ярославского автозавода. Привезли и сразу же постригли нас и в баню. Всё своё запаковали в мешки. Потом это всё сдавалось туда, где пропаривалось. Потому что чего скрывать – вшей у нас было достаточно!
Помылись, и повели нас завтракать. Сели за столы, по 4 человека за столом. Скатерть на каждом столе, хлеб – ломтик белого, а чёрного – сколько хочешь, солонка, чайник с чаем.
А для меня – тогда я впроголодь жил – это же вообще сказка: первое, второе, масло, чай себе нальёшь! Вобщем, стали кормить как лётчика-курсанта по программе лётчиков!»
Бодрихин: «А стали ли потом известными лётчиками товарищи, которые учились с Вами»?
Долгушин: «Со мной вместе учился (теорию проходил) Вася Сталин».
Бодрихин: «Вместе с Вами в первом звене»?
Долгушин: «Нет – он был в 3-й эскадрилье. Василий Сталин был старшиной эскадрильи. Часто видели его в клубе, перед Домом офицеров, на берегу или когда строем шли в столовую, а они – из столовой. Мы им свистим (И-5 и И-15 с расчалками, и они свистели), а они в ответ кричат «Пожарники» (потому, что один был случай, когда внизу в передней кабине подтёк и загорелся бак и начался пожар).
Бодрихин: «А Вы с Александром Иванычем Покрышкиным не встречались»?
Долгушин: «Встречался, только после войны: он был командиром корпуса во Ржеве, а я в Калинине командиром дивизии был, и он ко мне прилетал в Калинин».
А вообще, уважаемая редакция газеты «Надежда», можете набрать в любом поисковике «Долгушин Сергей Фёдорович или Василий Бардов» - найдете много интересного и самостоятельно.
Это только начало.
С уважением,
Василий Бардов».

Не успели надеждинцы прочитать письмо Василия Бардова, как стали поступать новые отклики. Вот одно из них:
«Главному редактору газеты «Надежда» Адилбеку Саяновичу Кумаргажину от Соловьёва Александра Борисовича, историка авиации, Санкт-Петербург.
Вы и Ваша уважаемая газета просто молодцы - делаете огромное и очень доброе дело. От всей души готов вам помочь в Вашей работе и буду отсылать Вам всю информацию о воинах-казахстанцах, которая мне встретится в процессе исследовательской работы.
В настоящее время Василий Бардов работает над книгой, посвящённой истории 122-го истребительного авиационного полка. А я уже шестой год собираю материал для справочника. Справочник необычный, посвящён одному дню войны - самому первому и самому страшному дню начала Великой Отечественной войны. Справочник состоит из двух частей. В первой представлены воспоминания ветеранов советской авиации о том, каким этот день сохранился в их памяти. Во второй, собраны архивные документы ВВС КА, ВВС ВМФ, ГФВ, Авиации Погранвойск, освещающие события этого дня. Материал охватывает все дивизии, полки и отдельные авиаэскадрильи, оказавшиеся в тот день у западной границы страны.
Слишком много в последнее время инсинуаций, восхвалений нацистских лётчиков и даже очернительства наших отцов и дедов появилось в печати и на телеэкранах. Поэтому и задача стоит серьёзная. Донести на века до памяти потомков то, что на самом деле произошло в тот трагический день на наших аэродромах.
Учитывая, что Вы будете брать у Михаила Ефстафьевича Коробкова интервью, тороплюсь обратиться к Вам с просьбой задать ему несколько дополнительных, весьма важных для уточнения некоторых фактов, вопросов:
1. Не в курсе ли Михаил Евстафьевич по поводу того, почему было приказано с самолётов снять оружие? Не был ли причиной этого инцидент от 18-го июня 1941 года, когда пилот ВВС ЗОВО Николай Белогуб сбил над границей нацистский самолёт-разведчик? Слышал ли об этом случае М.Е.?
2. Не мог бы Михаил Евстафьевич рассказать максимально подробно о том, как и почему сожгли самолёты полка? Какую часть самолётов пришлось сжечь, а какую утром 23 июня разбомбили нацисты?
3. В книге гродненского председателя Совета ветеранов И. Макеевой «В июне 1941» (Гродно, 1999, стр. 27) есть воспоминания старшего лейтенанта штаба 56-й стр. дивизии  Беляева: «Утром в штаб зашел летчик звена  Черноусого. Он сообщил, что ни один самолет из звена Черноусова не взлетел, все сгорели». Не помнит ли М.Е. что это за звено Черноусова?
Согласно приказам ГУ ВВС каждый истребительный полк должен был ежедневно выделять по одному «звену засады» для дежурства на полевых приграничных площадках. Может быть, звено Черноусого и есть «звено засады»? Где оно «сидело»? И был ли вообще такой лётчик в 122-м ИАП? С.Ф. Долгушин ничего об этом не помнит.
4. Где, на каком аэродроме сидел в то утро 22 июня 1941 года бомбардировочный полк дивизии? И что стало с самолётом Пе-2, который лётчики того полка пригнали перед войной на аэродром 122-го ИАП для ознакомления?
5. Куда, на какой аэродром перебазировался 122-й ИАП после первых бомбёжек?
6. Кто возглавлял московскую комиссию, находившуюся на аэродроме полка утром того трагического воскресенья?
7. Были ли нарисованы звёзды на верхних поверхностях крыла?
Уважаемый Адилбек Саянович!
Убедительно прошу Вас переслать мне стенограмму беседы с М.Е. Коробковым. Без правок и корректуры. Иногда в рассказах проскальзывают мелочи не очень важные для всех, но весьма интересные специалистам.
Посылаю Вам фотографии истребителей И-16. На таких летал 122-й ИАП. Эти снимки сделаны немецкими солдатами на советских аэродромах летом 1941 года. Где и когда - неизвестно. Но по трём из них есть ориентировка. Речь идёт о тех снимках, которые имеют красную отметку. Они взяты с антикварного интернет-аукциона www.eBay.com. Кто-то продаёт оригиналы этих снимков из альбома своего предка - солдата вермахта. Подпись под снимками гласит: Новый Двор. Так назывался и аэродром 122-го ИАП, на котором полк встретил Великую Отечественную войну.
Возможно, М.Е. Коробков опознает какие-то из этих снимков. Нам с В. Бардовым очень важно знать, какие.
Снимки эти могут послужить иллюстрацией Вашей новой статьи.
Заранее благодарю Вас за оказанное содействие. Готов оказать Вам и Вашей газете ответную услугу.
С огромным уважением,
Александр Соловьёв 

Так завязалась переписка с Гродно, Санкт-Петербургом, а затем к ней подключились и адресаты из других городов СНГ. Редакция «Надежды» надеется получить от Михаила Евстафьевича ответы на поставленные поисковиками вопросы, которые будут непременно опубликованы в ближайших номерах нашей газеты.



Design by Kumargazhin Almat