Nomer 44 (238) 1 ноября 2007 года
8

   А ДЕЛО-ТО – ТРУБА!

На днях аким области Бактыкожа Измухамбетов официально заявил, что цена на природный газ до конца года повышаться не будет. Из предприятий-монополистов этой осенью заявку на повышение подал еще и РЭК, но как говорят энергетики, антимонопольщики их «прокатили», повысив тариф только на 22 тиына. «Водоканаал» инициативу пока не проявляет.
Ясно, что тарифы сегодня сдерживаются искусственно.
А предприятия-монополисты предупреждают о кризисе и настаивают на повышении цен на коммунальные услуги.

«Самые коммунистические»

Народу без разницы, под каким соусом подается очередное повышение тарифов. Для потребителя важен конечный результат и ответ на вопрос: сколько и почему?
Вот, например, недавнее повышение стоимости теплоподачи на 20%. Повышали не тариф, просто установили норму, то есть привели в соответствие с приказом министра энергетики и минеральных ресурсов от 2005 года. Но итог один – платить население будет на 20% больше. Хотя здесь есть свой плюс. Раз введена норма потребления, то вступила в силу специально разработанная «методика перерасчета стоимости услуг по теплоснабжению с учетом фактической температуры наружного воздуха». А это значит, что если зима будет теплой, то «Жайыктеплоэнерго» вернет потребителям деньги за недогрев. Например, расход был 70 тенге, а платили мы всю зиму по 73 тенге за квадратный метр - 3 тенге монополист потребителю обязан вернуть, проведя в конце зимы необходимые перерасчеты.
Как сообщили в управлении естественных монополий, у предприятия есть намерения этой осенью подать заявку еще и на повышение тарифа.
А в минувший вторник, информационные агентства республики сообщили, что вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Дуйсенбай Турганов заявил: тарифы на электроэнергию будут повышаться теперь каждый год на 10-15%. Разработан план развития электроэнергетики на 2007-2015 годы, где предусмотрен ряд мероприятий по строительству, расширению и модернизации электростанций и электросетей. Общий объем инвестиций для реализации этой программы составляет около 2,7 триллиона тенге. Чтобы реализовать весь комплекс задач, будут повышаться и тарифы. Но в каждой области по-разному. Где-то повышение будет постепенным, где-то тарифы повысят сразу.
Сегодня электроэнергия в ЗКО одна из самых дешевых в республике. Президент Западно-Казахстанской распределительной электросетевой компании Яхия Чудров, например, называет западно-казахстанские тарифы на электроэнергию «самыми коммунистическими в стране». Жители Актюбинской области, говорит он, сейчас платят по 6 тенге за киловатт, а до этого два года платили по 5,5. И ничего. Поэтому энергетиков и эти 10-15% не спасут. Изношенность сетей и оборудования в этой отрасли составляет 70%, и их надо не модернизировать, а менять. По расчетам уральского проектного института до 2015 года в модернизацию РЭК нужно вложить не менее… 64 миллиардов тенге.
- Энергетическая отрасль, особенно сетевая, самая непривлекательная для инвестиций, - говорит Яхия Чудров. – За пять лет, что я здесь работаю, ни одного тыина ни от кого мы не получали. Концепцию модернизации мы разработали, но денег нет.

Обледенелые дома – это реально

Еще хуже положение у другого стратегически важного для города объекта – АО «Жайыктеплоэнерго». То, что предрекали несколько лет назад – аварии, порывы труб и в итоге перспектива зимы без отопления, сегодня становиться реальностью. Изношенность сетей здесь составляет 75%. С советских времен они практически не обновлялись. На ТЭЦ только энергокотлов насчитывается 12 штук. Это огромное старое хозяйство, созданное еще в 1956 году. Зарплата сегодня здесь небольшая, в среднем 20-25 тысяч тенге, хотя раньше в этой отрасли она была на несколько порядков выше, чем на любом другом предприятии. Оттого и большая текучка кадров, и не только здесь, но и практически во всех предприятиях коммунальной монополии.
Еще четыре года назад тариф на подачу тепла в Уральске мог составлять 60 тенге за кв. метр, но тогда власти выделили из местного бюджета средства, и стоимость услуг осталась на уровне примерно 50 тенге. Были выделены деньги и на модернизацию котлов. Результат – экономия тепла порядка 3%. Больше денег предприятие не получало.
- Мы подсчитывали, и получилось, что если хотя бы миллиард на обновление сетей «Жайиктеплоэнерго» включить в тариф и разбить их на 20 лет, то предприятию придется давать по 5 миллионов каждый год. Это будут сумасшедшие тарифы! - говорит заместитель начальника управления естественных монополий Елена Билялиева.
Поэтому каждый год и «ЖТЭ», и другим коммунальным предприятиям отказывают в заявках, включая в тариф лишь небольшой процент на капитальный ремонт. Монополисты, в свою очередь, жалуются, пишут в правительство, в свои министерства.
Проект модернизации «ЖТЭ» рассчитан поэтапно до 2030 года. При отсутствии государственных инвестиций его реализовать невозможно.
Очистные сооружения «Водоканала» были построены примерно в 60-х годах. Их уже не модернизировать надо, а строить новые, современные. Здесь с сетями та же проблема, последствия которой в прошедшие праздничные дни мы все на себе ощутили.

Где выход?

Что такое тариф? Предполагается, что он должен покрывать затраты предприятия и давать ему возможность развиваться, что сегодня практически невозможно.
Поэтому антимонопольщики в тариф закладывают и немного прибыли, но этот процент ничтожно мал. У ЖТЭ он составляет примерно 2-3%. На эти деньги предприятие может лишь обновить основные фонды и производить капитальный ремонт. Кроме того есть специальный расчет ставки прибыли по активам. У наших монополистов он очень низкий, ведь то, что они имеют в активах, иначе как старьем не назовешь. Антимонопольщики и власти не дают повышать тариф, понимая, какие социальные последствия это может повлечь.
Сегодня область находится в середине тарифной таблицы республики, занимая 6-7 места. Повышают тариф нечасто, но и уровень жизни растет не так быстро, как хотелось бы. А то, что имеем в повышении зарплат и пенсий, съедает инфляция.
Словом, модернизация нужна, и это нельзя отрицать, так же, как и затягивать решение этой проблемы. Когда-то таким же образом были отданы, по сути, на самотек проблемы содержания жилищного фонда. Сегодня проблемы, связанные с деятельностью КСК, приходится решать государству.
Что даст модернизация предприятий-монополистов уже сегодня? Во-первых, говорят специалисты, «ЖТЭ» резко сократит потери в теплосетях, возрастет экономия, не будет необходимости в регулярных повышениях тарифов, и зависеть они будут только от цены энергоносителей. Это уже не говоря о том, что не будет риска сидеть зимой в холодных квартирах без воды и света.
Монополисты знают - как только идет повышение тарифов, население перестает платить. А у РЭКа просто начинают воровать электроэнергию. Приборы по отматыванию электроэнергии и даже воды со счетчиков сегодня можно легко купить на рынке.
- Предприятия-монополисты не стоят на позиции постоянного повышения тарифов, - говорят в управлении естественных монополий.
Сейчас все коммунальные предприятия-монополисты буквально зависли со своими миллиардными проектами по модернизации технически устаревших предприятий. И в ближайшее время, видимо, так и будут сидеть. Они бы эти миллиарды и взяли, но как говориться, кто им их даст? Кто станет инвестировать старые коммунальные предприятия? Никакая область самостоятельно не потянет груз модернизации вконец обветшалых коммунальных сетей. Нелепо и думать, что огромные суммы на модернизацию можно включить в тарифы, решив все проблемы за счет потребителей.
Все уверены, что средства на это должно выделить государство.
Иначе и до известного 2030 года никто не дотянет.

К слову…

Готовя это материал, мы так и не смогли получить ответы на многие вопросы, например, сколько стоит проект модернизации АО «Жайыктеплоэнерго» и как само руководство АО видит решение этой важной для всех проблемы?
Оказалось, что «ЖТЭ» подобен секретному режимному объекту. Почти неделю «Н» безрезультатно договаривалась с руководителями предприятия о встрече, но, ссылаясь на занятость, они так и не ответили на вопросы редакции, а когда журналист сам приехал на ТЭЦ, охрана просто выставила его за дверь.
Может, не журналисты должны бегать за руководителями «ЖТЭ», а они сами проявлять инициативу, разъясняя и будируя актуальную для всех тему? Закрытость и пассивность в работе с прессой руководителей предприятия, от которого зависит жизнедеятельность города, по меньшей мере непонятна.

Алла ЗЛОБИНА

Design by Kumargazhin Almat