Nomer 14 (311) 2 апреля 2009 года

  И ВНОВЬ ЗАСТАВИЛИ ЗАДУМАТЬСЯ

Свой международный праздник артисты драмтеатра имени А. Н. Островского отметили на сцене. За два с половиной часа они «посадили» и «вырубили» вишневый сад. Так прошлое осталось позади, да здравствует новая жизнь!

Не стану погружаться в детали и подробно анализировать игру местной труппы в спектакле «Вишневый сад». Это дело специалистов, умело вплетающих свои рассуждения в профессиональные рецензии. Однако не сказать о том, что местный театр с каждой новой премьерой становится более требовательным и оправдывает свое высокое название храма искусств, а не эстетической забегаловки, не могу.
Особенно красиво в «Вишневом саде» смотрелась Тамара Столярова в роли Раневской. Весь спектакль был поставлен, как говорится, под нее. И это не случайно. По словам режиссера из Самары Александра Мальцева, уже знакомого уральцам по таким замечательным работам, как «Медведь», «Безымянная звезда» и «Борис Годунов», идеей постановки «Вишневого сада» Тамара Столярова поделилась с ним еще семь лет назад. Заветной мечтой актрисы была роль Раневской, так замечательно воплощенная в нынешней премьере. Она предстает перед зрителем то простой и обаятельной, то вдруг взбалмошной и легкомысленной, в свои довольно зрелые годы похожей на ребенка, научившегося лишь красиво говорить и совершенно ничего не умеющего делать.
Отлично смогла раскрыть образ Вареньки и Оксана Малуша. В спектакле девушка много не разговаривает, но в ее движениях и взгляде скользит трагедия, отзывающаяся в душе щемящей болью. Варя брошена и покинута всеми. Делец Лопахин, в образе которого хорошо выступил Марк Ларин, так-таки не решился сделать ей предложение. Как она будет жить дальше? Ведь «благодаря» Раневской и Гаеву, которого мастерски сыграл Владимир Попов, Варя остается практически без средств к существованию. Оптимистом, устремленным в будущее, выглядел на сцене студент Петя Трофимов. Эту роль умело представил на зрительский суд Насим Мамедов.
Стоит отметить, что в постановке «Вишневого сада» не было неудачных или, вернее, нераскрытых образов. Каждый актер - а это и В. Кравцов, и Р. Курбангалеева, и А. Тяпкин, и М. Немчинов, и Н. Копеечкина, и С. Каландарова, и А. Уразов, и Т. Кужекешев, и И. Таранов, - тонко и иронично сумели передать чеховский замысел и заставить зрителей задуматься над извечным вопросом: в чем смысл жизни человека на земле?
В первый день постановки в зале был полный аншлаг. По словам театралов, достать билеты на этот спектакль оказалось делом нелегким. Их раскупили на три дня вперед.
После спектакля своим впечатлением поделился известный уральский поэт, драматург и композитор Владислав Ирхин:
- Вглядываясь внимательно в новые постановки нашего театра, с отрадой понимаешь, что идет какое-то свечение. Я не хочу нисколько льстить, но, посмотрев последние спектакли самарского режиссера Мальцева, думаю, что его постановки - хорошее вмешательство в театральную обстановку нашего провинциального городка. Можно сказать, что Мальцев встряхнул театр Островского. Заметно, что сейчас в театре повышена требовательность к художественному образу и к режиссуре. Видна очень хорошая и тонкая постановка мизансцен, когда на пространстве нескольких минут передается непредставимый объем чувств. Героев хочется слушать. А это уже есть высшее искусство. Антон Чехов – исключительный, наитончайший мастер. Он в принципе не дает схватки персонажей, они открываются своим самораскрытием. И это было умело представлено на сцене. Думаю, «Вишневый сад» - удача для уральского театра. Посмотрев его, хочется много думать…

Мария ПЕТРОВСКАЯ

 
Design by Kumargazhin Almat