Nomer 14 (311) 2 апреля 2009 года

   ПОЧЕМУ ГАРВАРД - ЭТО ГАРВАРД?

Можно ли получить в Казахстане качественное высшее образование, и что нужно сделать, чтобы отечественные вузы стали конкурентоспособными? Все зависит от стремления получать знания, но казахстанская высшая школа требует большой перестройки, считает профессор, доктор экономических наук, проректор по научной работе и международным связям института АТиСО Евразийской академии Салтанат Капанова.

- Салтанат Талгатбековна, сейчас модно учить детей за границей. Один из наших коллег по этому поводу выразился так: любой здравомыслящий человек будет стараться заработать деньги, чтобы отправить своего ребенка за рубеж, потому что наши вузы не способны готовить высококвалифицированных специалистов. Интересно ваше мнение как ученого и педагога - у нас настолько все плохо с высшим образованием?
- Я согласна с тем, что качество нашего высшего образования уступает зарубежному. Спад произошел еще в начале становления рыночной экономики, когда появилась возможность заниматься бизнесом в образовании. Было создано огромное количество частных вузов. Дипломы можно было выписать в любой трехкомнатной квартире…
- И сейчас в Уральске диплом можно купить. 70 тысяч тенге на стол, и высшее образование в кармане!
- Возможно. Но нельзя сказать, что в Казахстане не осталось вузов, в которых можно было бы выучить наших детей. И в России, и в Казахстане есть фундаментальные вузы, статус которых достаточно высок.
- Например?
- Государственный университет имени Аль-Фараби, или Национальный университет имени Сатпаева… Но если мы сегодня можем учить детей за границей, разве это плохо? Мы семьдесят с лишним лет прожили без возможности видеть другой мир. Очень сложно было выехать за границу, не говоря о том, чтобы послать учиться ребенка в какой-нибудь европейский вуз. Ничего негативного в этом нет. Наоборот, страна получает хороших специалистов.
- Но что нужно сделать, чтобы повысить качество нашего высшего образования? Почему Гарвард - это Гарвард?
- Это состоявшийся вуз со своей историей, традициями, выпускники которого зарекомендовали себя, делая мировые открытия и т.д. Там преподаватели - ученые с мировыми именами. У нас же частным вузам в среднем по 11 лет, а средний возраст преподавательского состава 44-46 лет. Хотя есть имена, которые на слуху, и даже те, на которые идет молодежь, но они не настолько известны, чтобы их знали за границей.
- Если бы у вас появилась возможность «порулить» в министерстве образования и науки, что бы вы изменили в системе высшего образования Казахстана?
- Во времена Советского Союза высшее образование носило фундаментальный характер. Исследования показывали, что выпускники, которые имели советское образование, оказывались намного сильнее выпускников западных вузов. Была школа, традиции, преемственность. Сегодня все перешли на европейскую систему кредитного образования. Конечно, этого требует время, мы должны войти в мировое сообщество, но, с другой стороны, традиции советского образования надо было сохранить. Или взять методику преподавания, например, конспектирование первоисточника. Выбирая из текста самое необходимое, студент имел возможность учиться размышлять, излагать. Тесты значительно уменьшили его общение с преподавателем. Когда мы получаем образование путем «тыка» на кнопку – это уже совсем другое качество. Даже продолжительность пары сокращена с 90 минут до 50. Я бы поставила вопрос и о поддержке МОНом частных вузов. Хотя мы все наблюдаем, что немалое их число не предоставляет должного качества образования, но есть и такие, которые серьезно относятся к делу. Или вопрос инспектирования со стороны министерства частных вузов. Если положено проводить проверку раз в пять лет, то такого графика и надо придерживаться. У нас же бывает, что в этом году проверяют на соответствии одним требованиям, на следующий год – другим. Зачастую вузы больше времени уделяют подготовке к проверкам, чем к учебному процессу. Это оттягивает внимание преподавателей от основной работы. Я бы эту систему привела к более четкому порядку. Или почему забыты династии в образовании? Это нужно всячески поощрять. Также нужно поддерживать молодых ученых, которые стремятся повышать свою квалификацию. Например, мы сталкиваемся со сложностями в процессе прохождения нострификации. Наши преподаватели в силу географических условий нередко работают над диссертациями в России. Нам проще и дешевле добраться до Самары или Саратова, чем, скажем, до Алматы или Астаны. Если ученый защищается в России и получает диплом кандидата или доктора наук, ему необходимо пройти эту процедуру в Казахстане, то есть подтвердить диплом. И вот тут начинаются трудности. Случалось, у нас не признавали степени ни кандидата, ни доктора наук. Эти подходы я бы тоже изменила. Надо учитывать, что частные вузы создают больше условий для повышения квалификации своих преподавателей, потому что заинтересованы в большем количестве кандидатов наук и профессоров, это повышает рейтинг вуза и дает возможность выжить в условиях рыночной экономики.
- А где учатся ваши дети?
- Дочь закончила Евразийский университет имени Гумилева в Астане, затем магистратуру юриспруденции в КазГУ им. Аль-Фараби. Сын учится в Алматы в институте менеджмента экономики и прогнозировании. Я считаю, что в Казахстане все-таки можно получить вполне нормальное образование. Все зависит от желания учиться.
- На прошлой неделе Альянс банк начал выдавать государственные образовательные кредиты для студентов. Но налогоплательщиками являются все - и вы, и ваш вуз. Справедливо, что помощь в кризис получили только студенты государственных вузов, а студенты частных остались за бортом? В вашем вузе есть студенты, которые попали в трудную ситуацию или родители которых не могут оплачивать учебу?
- Конечно, есть. У нас не все студенты из богатых семей. Есть из семей среднего достатка и ниже среднего. Но ребята стараются, некоторые утром учатся, а ночами работают. Молодежь давно утвердилась во мнении, что образование - необходимость, от которого зависит их будущее. И в частных, и в государственных вузах учатся наши, казахстанские дети, и обделить их только за то, что они выбрали частные вузы - несправедливо. Мы все выдаем дипломы государственного образца, мы все подотчетны министерству образования и науки, значит, и отношение должно быть к нам как к равным.

Алла ЗЛОБИНА

 
Design by Kumargazhin Almat