6
Nomer 22 (424) 2 июня 2011 года
7

 ШИТО БЕЛЫМИ НИТКАМИ

Уголовные дела, словно карточные домики разваливающиеся в судах, уже давно никого не удивляют. Чаще всего
такие дела не доходят даже до апелляционных инстанций. Однако дело, о котором пойдет речь ниже, было прекращено лишь в Верховном суде Казахстана.


Маски-шоу на помойке
Вечером 26 мая 2009 года Антон Емельянов вышел из дома выбросить мусор. Это вполне мирное действие было неожиданно прервано налетевшими сотрудниками полиции.
- В первый момент я ничего не понял, - рассказывает Антон. – Откуда ни возьмись, появилась «ГАЗель», из которой высыпали спецназовцы в камуфляже и черных масках. Меня скрутили, уложили на землю, накрыли голову моей же собственной футболкой. Я почувствовал, что мне в карман что-то положили. Через некоторое время появились понятые и следователь. Во время обыска, естественно, обнаружили в кармане какой-то маленький пакетик.
Потом, как говорит Антон, полицейские повели его домой и показали санкцию на обыск его дома.
- Когда проводили обыск, там находились только полицейские и понятые, - продолжает Антон. – Меня и мою жену Наталью в дом не пустили.
Во время такого обыска в доме был обнаружен еще один пакетик. Позже экспертиза установила, что в обоих пакетах – героин.
- Все дело в отношении меня сфабриковано, - считает Антон Емельянов. – Полицейские отомстили мне за то, что я не захотел сотрудничать с ними. Незадолго до моего задержания меня вызвали в Абайское ОП и попросили дать показания на моего зятя. Когда я отказался, мне пригрозили. Вот и осуществили свою месть.

А понятые кто?
Уральский городской суд во время слушания уголовного дела опирался в основном на показания понятых – Алексея Сафина (имя изменено – «Н») и Сакена Мухангалиева. Эти двое стоят того, чтобы остановиться на них подробнее.
Алексея Сафина очень хорошо знают в областном Центре медико-социальной реабилитации наркозависимых. Еще в августе 2006 года его доставили сюда в коматозном состоянии после передозировки героином.
После того, как врачам удалось откачать Сафина, он признался, что с 15 лет начал курить анашу, а потом пристрастился к более тяжелым наркотикам. В 2006 наркологи поставили Алексею диагноз - «героиновая наркомания 2-й степени» и поставили на учет.
Сакен Мухангалиев же хорошо известен полицейским, так как ранее он несколько раз был судим за кражи и мошенничества. В мае 2009 года, как раз в то время, когда проходило задержание следствие по делу Антона Емельянова, Мухангалиев сам находился под следствием за новое мошенничество. 4 мая этого года он обманом выманил сотовый телефон у своей бывшей одноклассницы.
- В 93-й статье Уголовно-процессуального кодекса четко говорится, что человек, находящийся под следствием, не может быть привлечен в качестве понятого, - объясняет правозащитник Павел Кочетков. – Непонятно, почему суд сразу не обратил на это внимание?

Год неба в клеточку
Следствие по делу Антона Емельянова длилось почти год. Слишком уж много нестыковок было в нем. И нет ничего удивительного в том, что приговор Антону был вынесен 1 апреля 2010 г. Словно сама судьба намекала на абсурдность представленных доказательств.
Свидетелями в суде выступили полицейские, задержавшие Емельянова, а позже расследовавшие его дело, и двое вышеназванных понятых. Также в суде демонстрировалась видеозапись задержания и обыска.
- Эта видеозапись – монтаж чистейшей воды, - утверждает Антон Емельянов. – В ней не хватает многих фрагментов, она без конца прерывается. Но самое главное, заснят сам момент задержания, потом камера была выключена, а следующий фрагмент, когда меня уже обыскивают, начинается через полчаса. Да за это время мне можно было пушку подбросить, а не только наркотики!
Тем не менее судья Аксуйык Сансызбаева посчитала все эти доказательства достаточными и приговорила Антона Емельянова к трем с половиной годам лишения свободы с конфискацией имущества.
Позже апелляционная коллегия областного суда отменила конфискацию имущества, но основной приговор оставила в силе.
Почти целый год Антон Емельянов сидел за решеткой.
- Моей основной задачей стало доказать свою невиновность, - вспоминает он. – Я писал в различные инстанции, обращался к правозащитникам. Наконец в феврале 2011 года из Верховного суда республики пришло постановление об отмене приговора. Через два месяца, в апреле, Уральский городской суд пересмотрел дело. Меня признали невиновным и оправдали.
Когда Антон вернулся домой и уже был готов забыть все свои злоключения, как страшный сон, ему вдруг пришло известие о том, что городская прокуратура пытается опротестовать его невиновность.
- Хочу одного, чтобы меня оставили в покое, - устало говорит Емельянов. – Я ни в чем не виноват. У меня жена и ребенок. Моя невиновность доказана Верховным судом. Чего же еще надо?

Алексей ЮМАШЕВ

УЛИЧИЛИ В ПЫТКАХ

Двое сотрудников Тайпакского отдела полиции Акжайыкского РОВД подозреваются в пытках.

Прокуратура района возбудила уголовное дело в отношении Г. Абулхаирова и Е. Ихсанова. А поводом для вмешательства надзорного органа стало заявление жителя поселка Индер Атырауской области А. Телебова. Потерпевший пожаловался на то, что 7 марта текущего года к нему домой пришли четверо полицейских в гражданской одежде и потребовали проехать с ними.
Как сообщает Генеральная прокуратура, в отделе полиции, а именно в кабинете замначальника, двое в погонах стали избивать Телебова, требуя сознаться в преступлении, которого он не совершал. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, у мужчины зафиксировано сотрясение головного мозга, кровоподтеки, ссадины на голове, туловище, ногах. Эксперты посчитали данные повреждения как повлекшие легкий вред здоровью.
Как правило, подобные случаи остаются для полицейских безнаказанными. Однако в этот раз в отношении сотрудников Тайпакского отдела полиции возбудили уголовное дело по ранее практически не работавшей статье «Пытки». Теперь вопрос в том, дойдет ли это дело до суда.

Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО

 

Design by Kumargazhin Almat